Формирования первичных управленческих ячеек потребительской кооперации и методик информационного обмена. Создание первых кооперативных магазинов на новых территориях
Находим людей, неравнодушных к судьбе России, знакомим их с нашей программой, снабжаем необходимыми методологическими и нормативными материалами, типовыми уставами кооперативов, заручаемся согласием возглавить территориальные кооперативные ячейки.
Встречаемся с руководителями небольших предприятий (колхозов, фермеров, небольших фабрик) не входящих в крупные транснациональные или российские сетевые компании и предлагаем им осуществлять сбыт их продукции через сеть небольших кооперативных магазинов - заново создаваемой собственной системы потребительской кооперации.
Поскольку каждый из производителей, как правило, производит только определенную группу товаров – и не имеет собственной розницы, либо имеет узкоспециализированную розницу - предлагаем им консолидировать усилия путем объединения в кооператив разных производителей и создания от имени этого кооператива собственных розничных магазинов, реализующих широкий спектр товаров народного потребления.
Создаем потребительский кооператив, членами которого будут производители. За счет средств паевых взносов (50-250 тыс. руб. с одного члена – юрлица) приобретаем торговое оборудование, арендуем помещение, нанимаем персонал, организуем логистику снабжения. Те товары, которые не производят члены кооператива – приобретаем на стороне.
Открываем магазин, освещаем по максимуму в СМИ и социальных сетях идею кооперативного магазина. Желательно, чтобы данный магазин не находился близко от крупных розничных сетей.
Теперь переходим к этапу вовлечения покупателей в кооперативное движение.
На базе кооперативного магазина создаем потребительское общество покупателей – жителей окрестных домов (ПО).
Размещаем в магазине ценники с зеленой и с красной ценой.
Зеленая цена (напр., 200 руб. за килограмм мяса) – для членов ПО – жителей окрестных домов, которые согласны вносить в кооператив членский взнос (символическая сумма – типа 100-200 руб. в месяц) и обязуются приобретать в нашем кооперативном магазине определенные товары под предварительный заказ.
Красная цена (250 руб. за кг килограмм мяса) - для не членов ПО, которые хотят купить продукты здесь и сейчас. Т.е. человек, покупая 3 килограмма мяса, единовременно имеет выгоду от вступления в ПО за счет экономии на цене. (3х200 + 100 руб. членского взноса = 700; 3х250 = 750 руб.) Дальнейшие покупки приносят члену ПО существенную экономию.
На начальном этапе мы используем человеческую жадность. Для чего это нужно?
а. Кооперации надо учить и в нее надо вовлечь людей – сегодня большинство понятия не имеет об истинной сущности кооперации. Формальное членство в кооперативе – потребительском обществе дает возможность раз в квартал собрать его членов на собрание, распределить часть прибыли и рассказать людям о том, что членскими взносами в ПО они покрыли все издержки на содержание магазина (например, 1000 человек по 100 руб. в месяц = 100000 руб. – этого в Ставропольском крае хватает на аренду, на зарплату продавцов и т.д.).
б. Производители, объединенные в кооператив производителей получают стабильный сбыт своей продукции и, самое главное - возможность планирования – член ПО берет на себя обязательство покупать, например, мясо ежемесячно в определенном объеме – это очень важно в современных условиях полного развала планового хозяйства.
в. Поскольку большинство товаров привозится в кооперативный магазин под предварительный заказ, обеспечивается максимальная свежесть продуктов – вчера забили скот – сегодня забирай свежее мясо – не надо тратиться на консерванты, длительное хранение и т.п. Если параллельно организовать кооперативную столовую, либо консервный завод, всю непроданную скоропортящуюся продукцию можно пускать в переработку либо замораживать для дальнейшего использования в столовой. Таким образом, наш кооперативный магазин имеет все преимущества по сравнению с остальными, частными магазинами: цены ниже, все свежее, без консервантов. Наценку на покупные товары мы можем делать не как все – 20-25 %, а 5-10% - тем более, что у нас нет капиталиста – хозяина, соответственно, нет его составляющей в цене.
Даем рекламу – мы открыты для любого поставщика – если кто-то из членов кооператива найдет товары лучше или дешевле – добро пожаловать к нам – новым членом кооператива производителей!
г. В типовом уставе Потребительского Общества предусматриваем, что часть образующейся прибыли (напр., 10%) направляем на кооперативные выплаты членам кооператива пропорционально их покупкам – чтобы им было интересно ходить на собрания, где мы их вовлекаем в дальнейшую кооперацию, часть – на премирование работников кооператива-магазина, чтобы им было интересно работать (10%), часть – на благоустройство территории вокруг магазина (10% средства для материального обеспечения субботников и т.п.), часть – в резервный фонд (10%), часть – на благотворительность (близлежащие детсады, больницы, школы – 10%[1]) часть – на содержание кооператива второго уровня (вышестоящий кооператив, концентрирующий финансовые ресурсы для развития производства, открытия новых магазинов и управляющие функции – 40 %). Все операции в кооперативе полностью открыты, любой член кооператива может вносить свои предложения по улучшению работы, знакомиться с бухгалтерскими документами и т.п. Мы можем все выкладывать в интернете, вплоть до цен закупки и поставщиков – нам нечего бояться конкуренции. Честность, порядочность должны стать абсолютной нормой в работе кооператива.
д. Близлежащие капиталистические магазины не выдерживают конкуренции, их покупатели вовлекаются в наш кооперативный магазин, растет число членов, увеличивается объем собственных средств кооператива. Мы становимся монополистом в своем районе, но монополистом, основанном не на присвоении, а на справедливом распределении среди собственной общины. В руководство выбираем деловых и порядочных людей, если ошибемся - переизберем.
ж. Поскольку учредители-юрлица внесли приличные средства в кооператив производителей, то принимать жителей-покупателей продукции в этот же кооператив неразумно. Юрлица станут заложниками покупателей и могут лишиться своих вложений в случае недобросовестности "покупателей", потому что физических лиц будет несравнимо больше, чем юридических, а голоса в кооперативе не зависят от количество внесенных денежных средств. Поэтому для физических лиц – покупателей и учреждается второй потребительский кооператив – Потребительское общество жителей, одним из учредителей которого становится кооператив, созданный производителями. Оборудование магазина может быть передано в аренду или в пользование ПО.