Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Женщины и дети (кровавый старик J)

Идеальное государство

Отдельный человек не может обеспечить себя необходимыми вещами, поэтому он вынужден объединиться с другими, чтобы удовлетворить свои потребности с помощью коллективного труда. Первыми и важнейшими потребностями Платон считает пищу, жилище, одежду, поэтому первоначальный полис должен состоять из соответствующих ремесленников (пахарь, строитель, портной, ткач). Кроме того, им надо добавить четвертого, обслуживающего их бытовые нужды. Следовательно, самое меньшее государство может состоять из четырех – пяти человек.

Поскольку, по Платону, каждый человек от природы предопределен к соответствующей деятельности и не должен заниматься другой, эти ремесленники должны заниматься только своим делом, чтобы он сумел обеспечить продуктом не только себя, но и своих товарищей. Поэтому для остального производства должны появится еще 97 видов деятельности:

1) Нужны инструменты ремесленникам => плотники и кузнецы

2) Появятся волопасов, овчаров и прочих епастухов, чтобы у земледельцев были волы для пахоты, у домостроителей вместе с земледельцами — подъяремные животные для перевозки грузов, а у ткачей и сапожников — кожа и шерсть.

3) Понадобятся еще и люди для доставки того, что требуется, из другой страны

4) Ему нужны товары на продажу, поэтому нужно будет производить не только то, что достаточно для самих себя, но и все то, что требуется там, сколько бы этого ни требовалось, следовательно общине понадобится побольше земледельцев и разных ремесленников.

5) Появятся купцы – посредники ввоза – вывоза

6) Если это будет морская торговля, то вдобавок потребуется еще и немало людей, знающих морское дело.

7) Чтобы продавать и покупать их продукты внутри государства возникнет рынок, и монета – знак обмена.

8) Следовательно, появятся мелкие торговцы

9) Кроме того, понадобятся еще и чернорабочие, не владеющие никаким искусством, но продающие свою физическую силу.

Следовательно, возникнет почти идеальный полис, в котором все это присутствует, удовлетворяет все необходимые потребности своих жителей, жизнь его проста и совершенна и не нуждается ни в справедливости, ни в несправедливости. Платон называет его «истинным» или «здоровым». Однако он может перейти в иную форму, если в нем появится стремление к роскоши. В этом случае здоровый и простой образ жизни заменяется погоней за редкими и изысканными наслаждениями. Начинаются войны с соседними государствами за территорию и ресурсы.

Следовательно, возникает необходимость в еще одном типе специалистов - стражей или воинов. Идея народного ополчения отвергается Платоном в силу принципа специализации.

Страж : должен быть силен телом, иметь хорошие восприятия. В душе его должны одновременно пребывать ярость и кротость, первая — к врагам, вторая — к своим. Страж должен пройти соответствующее воспитание, основными видами которого являются искусство, возделывающее душу, и гимнастическое искусство, совершенствующее тело.

При этом искусство должно подвергнутся кардинальному пересмотру. Оно должно основываться на добродетели, поскольку истинная его цель – внедрение в молодую душу нравственных понятий. Поскольку боги, демона и герои являются образцами для обычным людей = > мифы о них должны быть нравственно очищены. Поэзия должна базироваться на:

1) бог всегда благ, является причиной только благого

2) Если божество обрушивает несчастье на чью-то голову, оно не злодействует, но наказывая исправляет человека

3) Бог есть существо совершенно простое и неизменное, которое не принимает каких бы то ни было иных обликов кроме своего собственного

4) Бог никогда не обманывает и не околдовывает нас, являясь нам в различных формах

5) Должны быть устранены страшные мифы, повествующие о загробном царстве, поскольку они заставляют людей бояться смерти – основы всех страхов

6) Нельзя также воспроизводить в поэзии жалобы, смех и стоны, ибо это изнеживает души воинов.

7) Поэзия должна быть и правдивой

8) Поэтические сказания должны учить благоразумию, целомудрию и сдержанности

9) Нельзя говорить, что несправедливые блаженствуют, а справедливые остаются из-за своей несправедливости несчастными

10) Подчиненный смыслу и слову ритм

11) Лад и ритм создают мужественный настрой как в войне, так и в жизни

Поэзия делится Платоном на два вида: повествовательный и подражательный. Он отдает предпочтение первому, поскольку подражательная поэзия, подражая многим вещам, создает видимость, что поэт их все знает. А это противоречит основному принципу построения платоновского государства, принципу специализации. Таким образом, поэзия – лепит душу. в платоновский полис допускаются только такие мастера, будь то поэты или плотники которые могут, увидев следы прекрасного в окружающем мире, создать такие же прекрасные подражания им, как образцы прекрасного.

Гимнастика

Хорошее тело возможно только при условии наличия хорошей души, а гимнастические упражнения, диета должны подчиняться тем же условиям, что и мусическое искусство: быть простыми и избегать пестроты и разнообразия, стремясь к развитию не силы, но мужества. Здоровый образ жизни, появившийся в силу правильной гимнастики, должен сделать почти ненужным искусство врачевания, которое в испорченных государствах процветает из-за наличия богатых бездельников. Истинный врач, по Платону, должен лечить лишь тех, кто может выздороветь. Неизлечимым дают возможность умереть, ибо они уже не нужны.

Поскольку мусическое и гимнастическое искусства развивают разные стороны души, кротость и мужество, они должны дополнять друг друга, а занятие каким-то одним без другого либо расслабляет, либо ожесточает душу. Человек, умеющий слить эти два искусства воедино, соразмерить и сообразовать их друг другу, найти надлежащую меру их соответствия и должен стоять во главе полиса => устраивать, начиная с детского возраста, многочисленные испытания, которые должны показать, кто обладает этим качеством, а кто нет.

Стражи не могут иметь никакой собственности, они не могут иметь собственного жилья, но должны жить сообща. Они не могут владеть ни золотом, ни серебром, у них не может быть никаких денег, от своих сограждан они получают лишь необходимую пищу (иначе перестанут быть воинами, соблазнятся, захватят власть).

Женщины и дети (кровавый старик J)

По Платону, несмотря на все отличия, женщины и мужчины представляют одну и ту же природу, хотя женщины в целом уступают мужчинам в целом. Поэтому женщины также должны быть используемы для защиты полиса, наравне с мужчинами получать образование, занимаясь гимнастикой и музыкой. Женщины-стражи должны жить вместе с мужчинами-стражами, вместе есть, вместе заниматься гимнастикой. Начальники полиса должны отбирать лучших представителей того и другого пола для брака, чтобы получить как можно лучшее потомство. Платона не интересуют личные взаимоотношения между мужчинами и женщинами, он озабочен выбором производителей, определением возраста, оптимального для продолжения рода (для мужчин это возраст от 25 и до 55 лет, для женщин — от 20 до 40), по образцу кровного собаководства или коневодства. Потомство, полученное от плохих производителей, не должно быть выкармливаемо. Поскольку дети производятся не для услады родителей в старости, но для блага полиса, дети с рождения отбираются у матерей и передаются в государственный «питомник», где их выкармливают как матери, так и специально приставленные кормилицы. Соответственно, у детей нет матерей и отцов, но всех мужчин, годящихся им в родители, они называют отцами, всех женщин — матерями, всех ровесников — братьями и сестрами, всех пожилых стражей — дедами и бабками. По Платону, такой подход к выращиванию потомства должен обеспечить максимальное единство государства. В таком полисе не должны звучать слова «мое» и «не мое», у стражей не может быть никакой частной собственности, ни домов, ни жен, ни детей, ни даже собственной боли и радости, все это должно быть общим.

Цель Полиса: счастье всего полиса, полиса как целого, что возможно в случае занятия каждого класса только своим собственным делом. Это предпочтение целого его частям, преимущественное положение полиса перед отдельным индивидом позволит в ХХ веке некоторым философам говорить о платоновском тоталитаризме. В платоновском государстве не может быть места богатству и бедности, ибо они тоже препятствуют совершенствованию каждого в его искусстве, а к тому же превращают любой полис в два враждующих: богачей и бедняков. Платоновский полис не должен стремиться к расширению своей территории, он ограничивается территорией, достаточной для сохранения своего единства. Главной заботой полиса является не территориальная экспансия, а сохранение системы воспитания, создающего таких мужей, которые могут обойтись в управлении городом без детальной регламентации всех сфер жизни. По Платону, если созданы основы истинной политической жизни, специализация и правильное воспитание, все остальные детали гражданской жизни сами собой будут вытекать из этих основ.

Совершенный полис базируется на 4 добродетелях:

Мудрость, мужество, благоразумие, справедливость. Мудрость, благодаря которой полис правильно управляется, есть знание или наука о том, что хорошо для всего полиса, для полиса как целого. Носителями мудрости являются старшие стражи, они, несмотря на свою немногочисленность, закладывают основы полисной жизни. Мужество определяется Платоном как сохранение правильного, т. е. соответствующего основным началам законодательства мнения о том, чего должно и чего не должно бояться. Им владеют младшие стражи, или помощники. Благоразумие отличается от двух первых добродетелей тем, что оно распространяется на все группы платоновского полиса и не имеет особого места в какой-то отдельной группе. Оно определяется как согласие и единомыслие между начальствующими и подначальными, когда лучшие, начальники, господствуют над худшими, подначальными. Последней, и самой важной, добродетелью является справедливость, которая заключается в том, чтобы каждый выполнял свое собственное дело, к которому каждый определен по своей природе. Это и есть платоновская критика демократии. Здесь Платон осмысливает причины падения демократических Афин (непрофессионализм управленцев и воинов). Поэтому платоновский идеальный полис не может быть демократическим, это господство знающих, будь то один человек (монархия) или немногие (аристократия). При этом справедливое поведение – результат действие души по своей природе, когда три части души – желание, разум и страсть – в равновесии. Платон считает, что для возникновения идеального государства достаточно одного человека, живущего по справедливости (Это типо монарх). Кроме того, в идеальном государстве закон – способ воплощения Блага. В реальности мало кто при управлении следует добродетели, поэтому для утверждения законы необходима закрепленная конституция.

Философы

Управлять государством должны философы, прошедшие долгую научную и философскую подготовку, в конце которой они научаются созерцать идею блага и, соответственно, благо и зло в конкретных делах полиса. Это бывшие стражи, которые тренировались в философии с 30 до 50 лет. Эти философы являются лучшими, а их правление есть аристократия, самая хорошая форма правления, (кроме монархии – власти одного философа) по Платону. У них есть многие права, например, право на ложь.

Типология форм Власти

Важно отметить, что, создавая типологию правлений, форм государственной жизни, Платон исходит из учения о душе. Так, аристократия является таким правлением, в котором главенствует разумное начало, а остальные ему подчиняются. Аристократия переходит в тимократию, правление честолюбцев, в котором главную роль играет волящее начало, которому подчинены разумное и вожделеющее. Тимократия переходит в олигархию, правление немногих обеспеченных людей, стремящихся к большему и большему богатству. От олигархии путь ведет к еще более худшей системе правления, к демократии, в которой равное положение занимают все граждане независимо от их способностей и образования. Демократию Платон считает предпоследней по испорченности формой правления. Самым большим злом является тирания, правление одного испорченного человека. Завершается платоновское изложение справедливого общества мифом о загробном воздаянии, которое расставит всех по их местам в зависимости от добродетельности и порочности (обоснование, почему справедливость – основа полиса – лучше несправедливости даже для сильного).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.