Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современное и вечное, реальное и фантастическое в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»



Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940)
2) Сложные отношения с современностью и Сталиным. Вождь осознавал гений Б., поэтому сохранил ему жизнь, но свободы не давал.
3) Только 1 пьеса была допущена к постановке (лично Сталиным) - "Дни Турбиных"
4) Р-н "М. и М." писался с 1929 по 1940, но опубликован в 1966-67. Время написания романа исторически совпадает с жесточайшим террором (апогей - 1937), когда гос-во диктовало не только действия, но и мысли. Булгавок подверг текст автоцензуре. Все зашифровано, резкие выпады уничтожены.
5) Основная идея р-на - вечное противостояние нравственного и творческого подвижничества силам зла, воплощенное в двух временных планах; в гротескно изображенной современности (с использованием мифологической образности) и евангельских сценах.
6) 2 временных пласта: Иерусалим (Ершалаим) - нач.нашей эры и Москва 30х годов.
7) Почти у каждого героя романа (моск.пласт) есть свой прототип. Мастера иногда сравнивают с Горьким, а Воланда - со Сталиным. Объясняется так: Мастер, как и Горький, в конце концов встал на службу сатанинской системе Воланда-Сталина.
8) Много аллюзий на представителей литературной среды. (Ненавистный Маргарите критик Латунский - О.Литовский, председатель Главреперткома - театральной цензуры.) Литер.среда знакома автору, сам пострадал, не печатался. МАССОЛИТ точно не расшифрован нигде, указано только, что это одна из литературных ассоциаций. Это и пародия на РАПП, МАПП и др. Предлагаются и такие варианты - массовая советская литература. А то и ЛИТ как камень, а все вместе - "масса, подобная камню".
9) Поселок Переделкино, подаренный литераторам Сталиным в 1935 году для строительства писательских дач, выведен под нзв. Перелыгино.
10) РАПП (где-то пишут, что МАПП) размещался в доме Герцена. Булгаков Герцена заменил на Грибоедова, там у него ресторан.
11) Бюрократическая система: чего стоят требования Лиходеева из Ялты подтвердить его личность.
12) Денежные операции: спекуляция валютой (председатель жилтоварищества Босой "прячет" валюту в вентиляции - операции с валютой в СССР запрещены), алчность: белые червонцы падают в Варьете на публику (кстати, такой цвет они имели до 1937 года, когда проведена денежн.реформа - помощь в установлении даты).
13) Техника доноса в СССР. Особенно в это время. Босого так закладывает свита Воланда, прикинувшись жильцом другой квартиры.
14) Признак тоталитарного режима: неугодных и инакомыслящих отправляли в психиатрические лечебницы, которые были по сути тюрьмами. У Булгакова туда попадают: мастер, Иван бездомный, Босой (клиника профессора Стравинского).
15) Бал у Сатаны написан по впечатлениям о приеме у американского посла, куда однажды был приглашен Булгаков вместе с политической, военной и литературной элитой.
16) Почти вся Москва изучена, все (или пости все) места романа соотнесены с реальными. Только вот Трамва на Патриарших не было.
17) Газетная кампания против Мастера - это травля Булгакова после публикации его пьес "Дни Турбиных", "Бег", "Зойкина квартира" и романа "Белая гвардия". "Ударим по булгаковщине!" называлась статья в газете "Рабочая Москва". "Ударить по пилатчине" предлагает критик Лаврович после публикации Мастером отрывков романа о Понтии Пилате. (!!! Он не единственный писатель, который подвергался гонению! Развить тему) Горький умер в Горках под Москвой, Мастер - под Москвой в клинике Стравинского. {пункт 17 дальше можно не читать, только если интересно очень))} В романе тьма пришла после смерти Мастера (до обретения им покоя). В жизни затмение было 19 июня 1936 года - на следующий день после смерти Горького. Азазелло передал Мастеру фалернское вино цекуба. Почти так же называлось одно из детищ Горького - ЦЕКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта ученых). Мастер внешне похож на Гоголя - бритого, темноволосого, с острым носом и встревоженными глазами. Ради этого сходства первый раз в романе Мастер появляется без бороды.Сожжение Мастером своего романа - намек на сожжение Гоголем второго тома "Мертвых душ".
18) Линия НКВД гипертрофирована в экранизации, в романе - очень тонко: в беседе с Воландом Бездомный предлагает отправить Канта на Соловки.
19) Булгаков был репортером, знал язык улицы: в дворовом жаргоне слово "Аннушка" значило "смерть", а "взять на Аннушку" означало "запугать угрозой смерти".
20) Москвичи: вывод Воланда - люди как люди, любят деньги, легкомысленные, только квартирный вопрос их испортил.
21) Идиотизм (но ведь по сути так и было) - стали истреблять черных котов в романе. И вообще "Культурные люди стали на точку зрения следствия". Вот она - идеология.
22) Выводы о важности Исторического и социально-бытового пласта в романе. Зашифрованность (и необходимость этого в силу исторических же причин). Тонкое изображение. Ирония. Сатира

· Изображение сталинской Москвы и эпохи в романе «Мастер и Маргарита»

Эпоха в романе – это эпоха, в которой все виды творчества превратились в угодный власти бесценный для истинного искусства идеологический ширпотреб. При этом Булгаков показывает, что даже в такую тоталитарную эпоху существуют настоящие «мастера». Автор сатирически высмеивает московское общество, (но не злым, а очистительным смехом), поднимаются проблемы взяточничества, бюрократизма, пьянства, жадности. Булгаков показывает, что людей, их мелочность, ничтожность никуда не исчезла в современной ему Москве, человеческая психология все такая же как и 2000 лет назад. Идеальный «советский человек» существует только на бумагах. Для реального советского человека совершенно нормально предать своего соседа или донести на своего родственника.

· Интерпретация евангельского сюжета.
Булгаков берет один определенный сюжет с Евангелие. Он интерпретирует его по своему, преследуя конкретную цель: произвести сравнительную характеристику человеческой психологии двух разных эпох, и при этом показать, что она не изменилась. У Булгакова Понтий Пилат, а не Иеуша, является главным действующим лицом. Ему интересен ход его мыслей. Главный грех Пилата-страх открыто выражать свое мнение. Это было особенно актуально в то время, в которое жил автор. Иуда- отображение коллективного образа советских обывателей.

· Дьяволиада» в романе М. Булгакова

В романе восстановление справедливости и наказание зла осуществляется при помощи самих сил зла: Воландом и его свитой, которые выступают в качестве судий, которые несут справедливое возмездие. Таким образом «Дьяволиада» в романе Булгакова заключается в следующем: добро и зло не могут существовать друг без друга, если в жизни невозможно восстановить справедливость путем общепринятого закона и добродетели, то ее восстановление доверяется силам тьмы. Это не противоборствующие силы, а силы вселенской гармонии, которые призваны делать так, чтобы все в мире было правильно. Люди нарушают мудрую гармонию мира своими пороками(своим выбором). Воланд и его свита не кажутся читателю отрицательными персонажами, а, скорее наоборот.

· Композиция, жанр, стиль романа

Булгаков использовал такой композиционный приём как роман в романе, проводит параллель между сюжетом про мир древнего Ершалаима и сюжетом про современную Москву 30-ых годов. Основная цель этого приёма-показать, что люди не меняются с ходом истории, только сам человек может себя поменять, но не время. Некоторые определяют жанр романа как рома- миф, философский роман, мистический роман и др. В романе выделяются три линии повествования: философская (Понтий Пилат), любовная (Мастер и Маргарита), мистическая и сатирическая -(Воланд, его свита и москвичи). В главах про Понтия Пилата-возвышенный стиль, а главы про московское общество наполнено гротеском, сатирой, просторечиями.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.