Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деревенская проза и городская проза, лагерная проза



История русской литературы ХХ в.

Проблема периодизации. Основные художественные системы русской литературы ХХ века.

1. Cеребрянный век 1890- 1917. острое ощущение наступившего кризиса, охватившего все слои общественной жизни: политическую, социальную, экономическую, в том числе культурную и духовную. характерным явлением оказалось «новое религиозное сознание». Модернизм возник как отражение кризиса рационалистического сознания. Эстетически опирается на иррациональные способы познания мира, на идеалистические философские системы, на «больную» декадентскую психологию. Именно к концу ХIХ века выявляется процесс, который принято называть «кризисом романного жанра». Те романные формы, которые были выработаны в рамках реализма ХIХ века во главе с Достоевским и Толстым, стали казаться устаревшими.

В 90-е годы ХIХ века казалось, что поэзия также исчерпала тот запас поэтических средств, при помощи которых возможно было выразить чувства чел. сердца. Реакцией на такое ощущение исчерпанности традиционных средств поэзии был модернистский, а чуть позднее, авангардный взрыв поэтической формы.Авангардизм- экстремальная форма выражения модернит. и посмод. тенденций. Симфоничность, многоголосие характерная особенность этого времени

2. 1917 по 1929 год. Революция. Гражданская война. НЭП. Красная и белая правда. Фадеев «разгром» Булгаков «белая гвардия». В 20-е годы еще существовала иллюзия, что возможно разнообразие в художественном творчестве. Еще продолжали возникать и существовать такие творческие группировки, как «Перевал», «Кузница», «ЛЕФ», «Серапионовы братья», ОБЭРИу др. Литература живет в два этажа. Одна литература – официальная. (Шолохов начал публиковать роман «Тихий Дон»). Другая литература – та, которая не имела доступа к широкому читателю. И даже не потому, что писатели создавали намеренно оппозиционные вещи (такие, например, как роман «Мы» Е. Замятина), а потому, что они не укладывались в каноны социалистического реализма.

Сер 1940

А) 1930- время коренных преобразований, начинает развиваться советская литература. Многоголосие сменяется монологическим типом культуры. В 30-е годы творческий импульс, возникший на рубеже ХIХ –ХХ, насильственным образом был прерван, загнан в подполье. в 1934 году собирается I съезд Союза советских писателей, на котором советским писателям навязывается творческий метод социалистического реализма. Каноны данного художественного метода были непременным условием для публикаций произведений в официальных изданиях. Литература З0-х годов еще держалась на достаточно высоком уровне за счет писателей, начавших свой творческий путь в 10-е годы, и за счет присутствия в литературной ситуации 30-х гг. таких писателей, как А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Булгаков, М. Горький, Н. Заболоцкий и др.

Б)1941-45 литература в основном на тему ВОВ

3. 1945-1955 годы) отмечен серьезным спадомв сфере художественного творчества. Подавление личной и творческой свободы на протяжении 20-50-х годов стало давать свои результаты именно в 40-е годы. Диктат, условия холодной войны, цензура.Фадеев «Молодая гвардия»

4. 1953- начало 60-х годов) это – период «хрущевской оттепели». Появляется молодая литература, отреагировавшая на либерализацию политической ситуации 50-60-х годов – Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, В. Соколов, Н. Рубцов, В. Аксенов, В. Войнович, Г. Владимов и др. Это была литература, которая попыталась возродить творческие связи с дореволюционной культурой и литературой. В произведениях молодых писателей отразились стремления сказать правду о недавней истории и современной жизни Советской страны, обновить художественный язык. Вновь рождается тенденция к экспериментальным поискам в поэзии и прозе. Относительная свобода слова, смягчение цензуры.

5. годы брежневского застоя (1965-1984) период практически полного ничтожества официальной литературы и оживленного существования молодой литературы в подполье, в андеграунде. Это также период зарождения и развития диссидентского движения. Лит. андеграунда нашла выход из проблемы не печатания: возникла литература «самиздата» и «тамиздата». В «самиздатовском» виде существовала не только собственно художественная литература, но и публицистика, открытые письма, обращения и т.д. То есть та литература, которая была призвана будить общественное мнение, на которую диссиденты делали ставку как на силу, способную противостоять силе государственного режима. Центр. фигурами диссидетского движения были Д.А. Сахаров и А.И.Солженицын.

литература русского зарубежья складывалась в результате трех волн эмиграции русских писателей за рубеж. Военная проза, посвященная ВОВ, тк ВОВ была важна для идеологический работы.

Окопная(лейтинантская проза)-Бондарев «Берег» , Васильев «А зори здесь тихие». Центральная идея-показать войну как трагедию. Внимание ч к человеку на войне. Герои –солдаты и младшие офицеры.

«Штабная» Генеральская проза. Идея-война как путь к победе. Пафос совет. патриотизма. Внимание к масс. подвигу. Герои от рядовых до командиров. Масштабные картины сражений. (Марков «генералисимус»)

Деревенская проза и городская проза, лагерная проза


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.