Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2.2. Антропогенез и знания первобытного человека о природе. Неолитическая революция. Техника и культура доцивилизационного периода. Первобытные представления о мире

Современная наука доказала, что человек и человеческое общество сформировались около 2 миллионов лет тому назад на территории Восточной Африки. Постепенно расселяясь по земному шару, первобытный человек освоил огромные пространства Азии, Европы, Америки, Австралии и Океании и к концу IY тысячелетия до н.э. (нашей эры) подошел к созданию первых в истории человечества цивилизаций в долинах крупнейших и наиболее плодородных рек нашей планеты: Тигра и Евфрата на Ближнем Востоке и Нила в северо-восточной Африке. С этого времени начинается вторая в истории человечества эра государств, которая длится вот уже 5 тысяч лет, однако составляет лишь 1% человеческой истории.

По мнению ученых, разделение далеких предков человека и человекообразных обезьян произошло от 10 до 4 млн. лет назад. Первые ископаемые остатки гоминид (далеких предков человека) с возрастом от 4 до 3,5 млн. лет найдены в Эфиопии и отнесены к роду австралопитеков. Почти полный скелет австралопитека, прозванного Люси, принадлежит взрослой женщине, жившей примерно 3,5 млн. лет назад. При жизни она ходила на двух ногах, рост ее достигал одного метра. Эти гоминиды собирали падаль и охотились.

Человек-умелый появился 2,6 млн. лет назад и умел изготавливать примитивные орудия из камня. Около 1 млн. лет назад появились питекантропы и синантропы. Тело их было покрыто шерстью, они обладали звуковой сигнализацией, изготавливали каменные ручные рубила и регулярно использовали огонь. Примерно 250 тыс. лет назад возникла новая ветвь рода человек - неандертальцы, заселившие весь Старый Свет. Они изготавливали каменные скребки и остроконечники, умели постоянно поддерживать огонь, строили жилища, покрывали свое тело шкурами. Между собой неандертальцы общались с помощью зачатков речи. Приблизительно 40 тыс. лет назад возникли кроманьонцы.
Это уже были разумные люди, у которых произошло совершенствование членораздельной речи, отвлеченное (от объекта) мышление стало правилом. Каменные орудия кроманьонцев имеют, правильные геометрические формы, появилась одежда из шкур и растительных материалов.

Первобытные люди были охотниками и собирателями, то есть убивали диких животных и собирали растения, чтобы прокормиться. Объединяясь в группы, люди могли охотиться на крупных животных; в умеренных областях они могли заморозить или закоптить часть добытого мяса. Однако главным источником пищи служили растения (зерна, плоды, орехи, корни, ягоды). Использование огня позволило расширить набор растительной пищи. Варка удаляет из растений многие ядовитые вещества, делает ткани растений мягче и облегчает их переваривание.

Люди палеолита в совершенстве овладели охотой на мамонтов с помощью ловчих ям. Постепенно численность мамонтов стала сокращаться, а численность людей начала возрастать. Начался переход к земледелию. Занимаясь земледелием, можно, как правило, прокормить больше народу на данной площади, чем за счет охоты и собирательства. Вероятно, на первых порах земледелие сочеталось с охотой и собирательством.

Занимаясь охотой, древнейшие люди вынуждены были проводить наблюдения в природе: изучать места обитания животных, пути их передвижений, особенности поведения и питания.

Огонь позволял варить, жарить, коптить и обеззараживать пищу. Собирательство растений и их органов положило начало изучению растительного мира. На первых порах нужно было научиться разделять съедобные и ядовитые растения, особо ценные органы растений. Позднее первобытные люди научились определять места распространения съедобных растений, а также научились простейшим способам их рационального использования, например оставлять часть растений при сборе, чтобы они могли восстанавливать свою численность.

Первоначальные представления первобытных людей о природе носили исключительно прикладной характер. В семьях и родах старейшины накапливали и передавали молодым те знания о природе, которые необходимы были для выживания людей.

Наскальные и пещерные рисунки верхнего палеолита позволяют сделать вывод, что в те далекие времена люди не только хорошо различали большое число видов животных, но и были хорошо знакомы с их анатомией: сохранились рисунки головы быка с отходящим от нее позвоночным столбом, слона, у которого в области груди изображено сердце, и др. Основания этого понятны: охота, разделка туш, выделка шкур были важнейшими формами хозяйственной жизни и обеспечивали анатомические познания и даже некоторые знания функций органов тела. Первобытный человек также хорошо знал повадки животных, их образ жизни, маршруты миграций, что позволило ему позднее перейти к их одомашниванию (доместикации).

Первобытный человек хорошо знал анатомию человека. В далекой древности зародилась прамедицина, появились разнообразные средства лечения и самолечения, даже приемы примитивной хирургии: перевязка, лечение ран и переломов, вывихов, вплоть до хирургических операций на черепе.

Одна из особенностей развития первобытного сознания — формирование способности отражать и выражать количественные характеристики действительности.

Следующий исторический этап развития приемов счета связан с заменой естественных посредников искусственными. В качестве их выступали зарубки, нарезки, насечки на палках, костях или других предметах, узелки, полосы краски и т.п. И наконец, завершение становления систем счета (количественных представлений действительности) связано с разработкой понятия числа.

Мифологическая картина мира. Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.

Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных образах.

В мифе очеловечивалась природа. В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой организацией. Картина мира выступала аналогией картины того рода, в котором сложился данный миф.

Миф всегда сопровождается переживаниями, открытыми чувственно-эмоциональными состояниями. В мифе обобщались и выражались желания, ожидания, страдания человека, его эмоциональные порывы. Своеобразие мифа в том, что он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира. 44

Основные черты наглядно-образного мифологического мышления:

+ преобладание умозаключений по аналогии;
+ обобщение на основе подражания;
+ недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;
+ неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию;
+ неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося.

Но в то же время миф есть и некоторое своеобразное объяснение мира. Оно определяется прежде всего особыми трактовками причинности, пространства и времени. Объяснить какое-либо событие с точки зрения мифологии — значит рассказать о том, как оно произошло, как оно было сделано, сотворено в прошлом. Причинные связи (как и все другие) первобытный человек выделял в своей деятельности, но фиксировал их как связи между целями и результатами своей деятельности. Поэтому и саму причинность он представлял сначала лишь как волевое действие, акт некоторого созидания.

В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Таким образом, вся система мифологического объяснения построена на убеждении в реальности мифа, событий мифологического времени и пространства. Отсюда беспроблемность мифологического объяснения: миф как некоторое миропонимание не нуждался в проверке и обосновании.

Но миф не был застывшей совокупностью образов. Миф предполагал определенный динамизм, который проявлялся в постоянном взаимодействии образов, их

Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию.

Первобытная мифология развивалась в направлении развертывания, усложнения мифологических сюжетов, обогащения набора исходных образов, более явного выявления логических связей, переходов, а также постепенной замены образов животных и мирового дерева образами людей. Одной из сторон исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека. Мироздание в целом приобретает человеческий облик. Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине.

Магия. Первобытное сознание теснейшим образом связано с обрядом, ритуалом и магией. Магия — важная составная часть духовной культуры первобытного общества. Магия — это попытка воздействия на мир (на природу, на человека, на богов-духов) с помощью определенных ритуальных действий, обряда.

Неолитическая революция. Умение изобретать, делать и использовать технику – такой же признак человека, как хождение на двух ногах, способность к мышлению, речи и совместному труду. По-видимому, первым изобретением человека было создание ручного рубила (каменный век) – заостренной гальки, позволяющей рубить дерево или резать мясо. Рубило было первым примитивным орудием, использование которого выделило человека из мира обезьян-приматов. Несколько позже, примерно 100 тысяч лет назад, человек научился использовать огонь; огонь служил не только для приготовления пищи или обогрева, но, в первую очередь, был оружием на охоте. Огонь позволил организовать загонную охоту: размахивая факелами, цепь загонщиков гнала стадо животных к засаде, где прятались охотники с копьями и дубинами. Пытаясь выжить в вечной борьбе за существование, люди совершенствовали методы охоты; примерно 13 тысяч лет назад был изобретен лук, позволивший охотиться на птиц и мелких животных.

Усовершенствование методов охоты оказывало существенное влияние на жизнь людей, однако оно не шли в сравнение с теми революционными изменениями, которые произошли в период позднего неолита, в IX-VIII тысячелетии до н. э. В это время произошла так называемая неолитическая революция - была освоена технология земледелия, люди научились сеять пшеницу и собирать урожай. Первоначально основным орудием земледельца была палка-копалка или мотыга; в IV тыс. до н. э. был изобретен плуг, в который запрягали волов. Позже человек впервые создал искусственные материалы – керамику и текстиль. Весьма важной для земледельцев оказалась проблема жилищ. Земледельцы жили в домах, первые дома строили из необожженных кирпичей; потом кирпич стали обжигать в гончарных печах, но обожженный кирпич был дорог и применялся, в основном, для облицовки зданий. В IV тысячелетии в Месопотамии появилось еще одно новшество – влекомая быками четырехколесная повозка.Еще одним открытием этого времени было создание первых медных орудий. Позже, в III тысячелетии, было обнаружено, что добавка олова позволяет получать более твердую, чем медь, бронзу. Из бронзы стали изготовлять оружие и некоторые важные технические детали, например втулки боевых колесниц – однако бронза была еще дороже меди, и ее появление не привело к распространению металлических орудий труда.

Освоение мотыжного земледелия было первым этапом изменившей жизнь людей неолитической революции. Вторым этапом стало освоение ирригационного земледелия. Поливное земледелие в условиях жаркого климата оказалось очень успешным. Гончарный круг для изготовления глиняной посуды и специальные печи для ее обжига были изобретениями шумеров.

На рубеже II-I тысячелетий один из семитских народов, финикийцы, усовершенствовал клинопись и создал алфавит из 22 букв. (Финикийцам принадлежат так же два замечательных открытия: стекло и пурпурная краска.)

Уже к концу III тысячелетия была создана позиционная система счисления для записи чисел – однако она была не десятичной, как в наше время, а шестидесятиричной, причем для обозначения единиц и десятков использовались различные значки. На основе этой системы были составлены таблицы умножения, деления, возведения в степень. Наследники шумеров, вавилоняне, умели решать квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора», свойства подобных треугольников, умели вычислять объем пирамиды, составляли чертежи полей, рисовали карты – но не всегда соблюдали масштаб. Вавилонский календарь был лунным, лунный месяц состоял из 29 или 30 дней (период смены лунных фаз равен 29,5 суток); год состоял из 12 месяцев. Задача составления календаря была связана с астрономическими наблюдениями.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.