Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Распознавание умственной отсталости

Тема: Психология умственной - отсталого ребёнка

 

Специальность – Психология

 

 

Выполнила студентка:

Зоня Юлия Игоревна

 

 

Проверила

Сизаева Вероника Эрнстовна

 

 

Брянск 2012

Умственная отсталость у детей.

 

Психические проблемы.

 

Умственная отсталость у детей. Приблизительно 3% детей не имеют соответствующих возрасту нормальных когнитивных способностей. Их обычно называют «умственно отсталыми» или «детьми с задержкой развития». Это определение относится ко всем детям, чье развитие в соответствии со стандартным интеллектуальным индексом (IQ) составляет менее 70 (результат от 80 до 130 определяет нормальный интеллект, а 100 – соответствует среднему уровню). Умственная отсталость у детей определяется как «выраженное снижение уровня всех психических функций», сопровождающееся «дефицитом приспособительного поведения». Другими словами, умственная отсталость – это неспособность ребенка познавать, проявлять самостоятельность и социальную компетентность в соответствующей возрастной группе. Развитие умственно отсталых детей протекает значительнее медленнее, чем у сверстников, во многих областях, особенно в отношении интереса к окружающему миру и способности к реагированию на внешние события. У таких детей позже появляется умение улыбаться, протягивать ручки по направлению к тому, что они видят или слышат, хватать игрушки и играть с ними, с отставанием развиваются все виды реакций в целом. Большое число умственно отсталых детей страдают от разнообразных проблем – врожденных заболеваний сердца, эпилептических припадков, нарушений слуха. Продолжительность их жизни редко превышает средний возраст отчасти из-за того, что они не получают медицинского лечения.

 

Классификация умственной отсталости.

 

Умственная отсталость у детей – это неспецифичное заболевание, которое либо имеется, либо отсутствует у ребенка и представляет многоуровневое психопатологическое состояние, проявляющееся в значительном изменении поведения и способностей. Для определения степени умственной отсталости используется большое число классификационных систем. Такого рода классификация служит необходимым инструментом для подбора специальных учебных и медицинских учреждений. Родители, учителя и врачи должны следить за тем, чтобы ни одна классификационная система не препятствовала наиболее полному развитию остаточного потенциала ребенка. В большинстве случаев используются четыре категории умственной отсталости – от легкой до глубокой степени. Около 85% умственно отсталых детей относятся к легкой степени с интеллектуальным индексом (IQ) от 50 до 70. Хотя эти дети и нуждаются в особом обучении, они способны, даже если занятия начинаются в подростковом возрасте, обучиться чтению и счету. При соответствующей поддержке и помощи, в конце концов, они в значительной мере могут добиться независимости и вести самостоятельную жизнь. Дети со средней (умеренной) степенью умственной отсталости (интеллектуальный индекс от 35 до 49) способны научиться обслуживать себя и в определенной мере работать в защищенных и облегченных условиях. Дети с тяжелой степенью умственной отсталости (IQ от 20 до 34) способны путем тренировки овладеть элементарными навыками гигиены. Однако в моторной и речевой областях они испытываю большие трудности и, как правило, не могут приобрести какие-либо профессиональные навыки. Дети с глубокой умственной отсталостью (IQ ниже 20) не могут выразить словами свое состояние и положение, не могут пользоваться туалетом. В течение всей своей жизни они нуждаются в уходе и обслуживании. Другие системы классификации основаны на способности детей достигнуть определенного образовательного уровня. «Способными к обучению» детьми считаются те, чей интеллектуальный индекс обычно составляет от 50 до 75. Их школьные успехи достигают уровня 3-6 классов. Способность к обучению ребенка с IQ от 30 до 50 достигает уровня 2 класса и, как правило, ограничивается этими результатами.

Распознавание умственной отсталости.

 

Отставание в развитии в большинстве случаев обнаруживается сразу после рождения или несколько позже. Определенные врожденные формы умственной отсталости, включая так называемый синдром Дауна, устанавливаются при пренатальном обследовании. Дети с синдромом Дауна и некоторыми другими формами умственной отсталости своей внешностью отличаются от нормы и обнаруживают явные врожденные дефекты, что облегчает раннюю диагностику. Если даже вполне нормальный ребенок медленно развивается, у многих врачей возникают вопросы, требующие диагностических усилий для исключения легкой степени умственной отсталости. На втором или третьем году жизни и до достижения школьного возраста психическая отсталость устанавливается с помощью психологических и физиологических тестов. Иногда обследование выявляет другие причины замедленного развития, например снижение слуха, вследствие чего затрудняется возможность коммуникаций и обучения. Важно упомянуть, что предельный уровень умственной отсталости ниже 70 IQ выбран произвольно. Имеются дети с IQ ниже 70, которые в состоянии вести продуктивную и независимую жизнь. На самом деле некоторые исследования показывают, что дети из бедных слоев населения или другой культурной среды, чьи тестовые данные показывают уровень IQ ниже 70, в действительности после выравнивании или улучшения средовых условий показывают значительно более высокие интеллектуальные показатели. И наоборот, имеются дети, чей интеллектуальный индекс выше 70, однако, их школьные успехи не соответствуют возрастному уровню. Поэтому при диагностике умственной отсталости следует учитывать не только показатели поведения и успеваемости, но также культурную среду и социально-экономические данные.

 

Причины заболевания.

 

Для умственной отсталости определены сотни известных причин и факторов риска. Это могут быть хромосомные аномалии (такие, как синдром Дауна), генетические заболевания, родовые травмы, малый вес при рождении и экстремальная незрелость плода, гормональные расстройства, пренатальная инфекция (например, корь в первой трети беременности), пренатальная недостаточность питания и потребление матерью наркотиков или алкоголя. После родов причиной умственной отсталости может быть психическая и физическая изоляция ребенка, тяжелая недостаточность питания, поражение мозга вследствие несчастного случая (например, падения или почти полного утопления), отравления свинцом и инфекции (менингит). В большинстве случаев истинные причины умственной отсталости остаются неизвестными.

 

Синдром Дауна.

 

Часто встречающейся формой умственной отсталости является синдром Дауна – хромосомное расстройство, которое встречается, примерно, у одного из 700 новорожденных. В большинстве случаев психическое развитие у этих детей протекает нормально до 6 месяцев, а затем прекращается или даже регрессирует. Наряду со снижением психических показателей у большинства детей имеет место выраженная диспластичность лица и тела, что включает в себя слабость мышечного тонуса, маленький плоский череп, широкие щеки, выступающий вперед язык и азиатской формы глаза (что в прошлом давало повод для обозначения данного вида умственной отсталости как монголоидизм). В общей сложности насчитывается около сотни психических недостатков, связанных с синдромом Дауна, некоторые из которых редко встречаются и трудноотличимы от остальных.

 

Причины.

Причиной этого заболевания могут быть хромосомные аберрации. Лица с трисомией 21 имеют 47 хромосом в каждой клетке вместо 46 хромосом в норме. Они рождаются с дополнительной 21 хромосомой. Эта форма синдрома Дауна встречается чаще всего (около 95% всех случаев) и не передается генетически. Некоторые дети с этим синдромом хотя и имеют дополнительную 21 хромосому, но она расплавляется другими хромосомами, так что, несмотря на это, остается 46 хромосом. Это определяется как врожденная транслокация при определенной форме синдрома Дауна. Родители некоторых детей с этой формой синдрома могут при специальном исследовании установить, кто из них носитель гена этого заболевания, что может дать информацию о возможных последствиях, если они захотят иметь еще одного ребенка. Дети, чье состояние обусловлено мозаицизмом (около 1% случаев) имеют различные клетки, некоторые из которых нормальные, а некоторые с дополнительной 21 хромосомой. Они обычно имеют менее выраженную патологию и более жизнеспособны. Что касается других генетических причин, то до сих пор не изучено, какую роль они играют в хромосомных отклонениях. Некоторые исследования показывают, что для этого синдрома имеет значение поздний возраст матери (около 2/3 всех детей с синдромом Дауна родились от матерей старше 35 лет), а также то обстоятельство, что она подвергалась повышенному рентгеновскому облучению или проживала в местности, загрязненной токсическими веществами.

 

Лечение.

 

Хотя умственно отсталые дети редко достигают уровня развития их сверстников, необходимо стараться, чтобы они максимально использовали свой потенциал. Чем раньше установлен диагноз, тем раньше родственники и дети могут начать программу стимулирующего развития. При этом родители и воспитатели не должны высказывать негативных чувств. Доброжелательность к ребенку ускорит его развитие. Лечение носит преимущественно поощрительный характер и его цель – помощь детям в достижении ими возможной максимальной активности и самостоятельно- ста. В США таких детей объединяют в группы, где они занимаются в окружении близких и привычных для них людей. Такие учреждения объединяют задачи воспитания и образования. Врачи должны сделать достаточно трудный прогноз о том, какую степень продвижения может дать тот или иной ребенок. Несмотря на то что умственно отсталые дети при соответствующем воздействии могут повысить свой интеллектуальный индекс, они никогда не могут достичь уровня IQ нормальных детей. И все же они в состоянии делать успехи в учебе, а в некоторых случаях у них отмечается явное улучшение. Родителям предлагается много тренировочных и поддерживающих программ для детей. Способы необходимого лечебного вмешательства зависят от квалифицированной экспертной оценки расстройства их развития и потребностей каждого конкретного ребенка. Обучение речи, навыкам опрятности, умению одеваться и самостоятельно принимать пищу необходимо во всех случаях. Обязательно проводится консультирование родителей. Необходима также координация работы врачей, которые занимаются лечением соматических затруднений и расстройств, и психотерапевтов, компетентных в решении психических и поведенческих проблем.

 

Вопросы:

1.Уровень интеллекта у детей с лёгкой умственной отсталостью? - (70)

2.Умственная отсталость – это? - (выраженное снижение уровня всех психических функций, сопровождающееся дефицитом приспособительного поведения.)

3.Какие степени умственной отсталости вы знаете? - (от лёгкой до глубокой).

4.Способны ли дети с умственной отсталостью получить образование? -(частично).

5.Обозначьте индекс (IQ) с глубокой умственной отсталостью? – (20).

6.Синдром Дауна можно установить (распознать) при? – (пренатальном обследовании).

7.С помощью чего устанавливается умственная отсталость на 2-3 году жизни? – (психологических и физиологических тестов).

8.Дети с умственной отсталостью могут вести самостоятельную жизнь? – (да могут).

9.Что следует учитывать при диагностике умственно отсталых детей? – ( поведение, успеваемость, социально – экономические данные).

10.Синдром Дауна это? - (хромосомное расстройство, которое встречается, примерно, у одного из 700 новорожденных).

11.Как в прошлом обозначался синдром Дауна? - (монголойдизм).

12.Назовите причину возникновения умственной отсталости? - (хромосомных аберраций).

Ответы: 1) – А.130,Б.100,В.70;2) – А. это выраженное снижение уровня всех психических функций, сопровождающееся «дефицитом приспособительного поведения., Б.это способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражении.,В.Это форма умственной отсталости возникающая до развития речи у ребёнка. 3) – А.лёгкая,Б.от лёгкой до глубокой,В.глубокая;4) – А.да,Б.частично,В.нет;5) – А.70,Б.20,В.34;6) – А.пренатальном обследовании, Б.ранней диагностике,В.2-3 году жизни; 7) – А.внешних данных,Б.психологических и физиологических тестов,В.коммуникации и общения; 8) – А.нет не могут, Б.да могут,В.иногда;9) – А. поведение, успеваемость, социально – экономические данные, Б.культурные данные,В.социальные данные;10) – А.это выраженное снижение уровня всех психических функций, сопровождающееся «дефицитом приспособительного поведения., Б. хромосомное расстройство, которое встречается, примерно, у одного из 700 новорожденных., В.это способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражении.; 11) – А.андрогодаунизм,Б.монголойдизм;В.аполодизм;12) – А.клеточные аберрации,Б.хромосомные аберрации,В.генетически.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.