Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мужик не боится смерти – и этому у него Толстой учится



Человек будет делать дела самым лучшим образом, если не будет бояться смерти.

Выразил там тютчевскую мысль из «Весны».

Как это вписывается в его установку отворачиваться от всего дурного? Дерево умирает прекрасно. В нем нет сознания.

Все это – переход к главному его произведению. «Война и мир». Говорит там, в чём смысл жизни.

Остается верен «Главная задача художника – рассказать о том, что сделало его жизнь счастливее».

«Мир имеет смысл только в том случае, если в нём есть Бог».

Прежде всего полемизирует с писателями-современниками».

«Цель в том, чтобы заставить любить жизнь бесчисленно и никогда не истощимо во всех ее проявлениях».

У большинства людей неправильное представление о том, что такое смысл жизни.

 

 

Руслит лекция 3 27.02.12

Война и мир.

Читать в течении недели в разбивку – всё, что есть в вопросах.

Он такоооой милый.

Каждую вещь мы понимаем, когда принимаем её цель.

Цель – то, что придает произведению цельность. Ничего нет случайного. Понимать каждую страницу.

Целое понимаем через детали. Такая логическая задача. :)

Какая цель у Толстого в «Войне и мире»?

Он хотел своим произведением открыть тот смысл жизни, который ему самому принес счастье и радость.

«Цель художества несоизмеримы с социальным».

Пишет Войну и мир, чтобы заставить нас полюбить жизнь.

Каждый писатель ограничен, и считает свлю задачу самой важной.

Толстой вступил в спор с традицией нашей литературы о том, что умные благородные люди у нас несчастны.

Мечта русских передовых людей была построить супер гармоничное общество. Для этого надо было особым образом устроить общество (с 1789 г.).

Толстой: задача не в том, чтобы изменить мир, а чтобы найти высший смысл и гармонию.

Жанр – роман-эпопея. Говорит о двойственности произведения.

Роман – рассказ/повествование о личной судьбе частного лица, всегда строится на любовной основе. В русской литературе все эти герои, как правило, несчастны. Они никогда не находят гармонии. Главное в них – противоречия, конфликт. Показывает одно состояние общества.

Эпопея показывает гармонию человека и народа.

В войне и мир в отличие от других мы видим, что любовь приводит Пьера и Наташу к браку.

У Тургенева вся действительность делится на высокое (историческое) и низкое (жизни героев).

Для Толстого все сферы жизни равны.

«Женись стариком, никуда не годным, а то в тебе все пропадает хорошее» - Болконский сначала.

Это одна из ступеней развития героя.

Толстой – на вопрос - что делать – нужно понять истинный смысл жизни – должен почуствовать свою связь с бесконечностью.

Изображает два этих состояния.

В романической части - Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, Болконский ищет Курагина, Наташа изменяет Болконскому.

Эпопея - А в 1812 году – вся нация объединилась. Долохов просит прощения у Пьера, Болконский плачет над Курагиным и прощает Наташу. Всё приходит в единство. Мир между сословиями, объединениями и отдельными людьми.

Как Толстой показывает смысл жизни

- не в виде окончательного суждения

- не равен цели жизни

- смысл в том, что дает человеку гармонию, непоколебимую радость

«Кто счастлив, тот и прав» - так думал Толстой.

Выражает через искания Пьера и Андрея. Открывается постепенно им смысл. Через разочарования, сомнения, крушения идеалов и обретение новых. Сначала находят свой смысл жизни, а потом теряют его. И так несколько раз, пока в конце они не находят тот смысл жизни, который включает в себя все предыдущие.

Вера крушения. Кризис. Переживает глубокое разочарование в людях.

«Живет одну секунду по сравнению с вечностью, а судит…»

Пьер стреляет в Долохова, разрыв с Элен, полное разочарование во всем мире.

На какие вопросы он ищет ответы? Что плохо/что хорошо, что надо любить/что надо ненавидеть, что такое жизнь/смерть. Все, что видит вокруг – все дает пищу для ума. Полный хаос. Пытается связать. А где правда, где истина? А ее нет. Каждый прав со своей точки зрения и не прав с чужой.

Смерть всё кончит, зачем, мол, мучиться.

«Не жди, не призывай, не верь…»

Жизнь человеческая – все в разброд.

И сам Толстой разделял эту точку зрения Пьера.

Неслучайно у Пьера после размышлений о Долохове, Людовике приходят мысли о смерти.

Чехов: умереть не страшно, но и жить с мыслью , что так будет вечно, тоже нельзя.

С самих давних времен ответ на вопрос о смерти давала религия – делала смерть не страшной – умрешь – будешь жить в загробном мире.

Всегда религия давал объяснение о месте человека в целом.

В 19-ом веке религия пошатнулась.

Пьер Безухов – в Бога не верил – как и все его времени.

Масоны его разуверили: если бы его не было, мы бы о нем не говорили, его бы не отрицали.

Просто это однообразный плод лени и невежливости.

Пьер – довод – но и вы можете заблуждаться.

Баздеев – я никогда не посмею сказать, что я знаю истину, но в непонимании его мы видим только нашу слабость и его величие. Истина настоящего Бога человеку недоступна, он может только верить.

Он тверд в вере, но при этом скромен, т.к. понимает свои ограниченные возможности.

Постижение Бога – особая духовная работа. Бог не постигается умом, а постигается жизнью. Необходимо нравственное совершенствование и очищение, чтобы познать Бога.

«Встань утром на пятнадцать минут пораньше, почитай к зачете «Войну и мир», Бог тебе и откроется».

Вера – есть сила жизни. Если человек живет, значит, во что-нибудь да верит.

Пьер на станции – разочарованный, тоскующий, но уезжает оттуда радостный.

Разговор с Баздеевым на станции - ?

Обретает веру в Бога и считает, что надо делать добро.

Встречает Болконского на переправе – удивляет потухший взгляд Андрея – в нем нету жизни.

Единственное счастье верное – делать добро.

Андрей: никто не знает, что добро, а что зло.

Пьер опять задумывается: делать добро людям трудно.

Опять нет ответа, что плохо, а что хорошо

Переменчивость, неверность всего и страх смерти.

Соглашаются в том, что если есть Бог и будущая жизнь, то есть смысл и есть добродетель, надо жить, любить и верить, что жить вечно будем. А если нет Бога, то и все незачем.

Только Андрей не принимает веры в Бога, а Пьер верит.

Андрей: жизнь и смерть – вот что убеждает.

Истина открывается человеку не через книги.

(Если истина была в книге, то открыл бы смысл жизни, открыл истину, а если б он не прочитал книгу, то и не открыл ?)

Самые решающие моменты – единение с природой, рождение ребенка, смерть.

Чернышевский: по-другому. Рахметов накупает книг, читает – все, истину открыл.

Это было первое сомнение у Пьера. А у него их – много. Самое главное разочарование – в жизни.

Андрей теряет веру, когда его предает Наташа.

Когда увидел Пьер, как убивали мирных жителей, в нем уничтожилась вера в благоустройство мира, в Бога.

Разочаровывается. Но после этого – всегда – обретение веры.

Встречает Платона Каратаева, и тот возвращает ему веру. Мужик научил его самому главному в жизни. Прежде разрушенный мир теперь новый двигался в его душе.

Каратаев научил его самому главному. Его особые свойства – умел все делать, все делать средне, но бесценное его свойство – никогда не чувствовал себя отделенным от общества, поэтому никогда не боялся смерти.»Бог смерти не дал». – в ответ на то, как здоровье.

Платон за несколько мгновений до смерти (французы расстреляли) – выражение тихой торжественности. Радость. Умиление. – говорит о его высшей мудрости.

Пьер нашел смысл жизни, когда он попал в плен и страдал. Платон научил его не бояться смерти.

Не нашел смысла жизни и в масонах, хотя и поддержала его.

Все эти попытки и искания обманули его (Андрея) и смысл жизни получил через ужас смерти.

Самое страшное и непереносимое содержит высшие мудрости.

В войне и мире одни из главных героев – это небо, или бесконечность.

На аустерлицком сражении Андрей.

Пьер: надо верить, что живем не только сейчас, а вечно будем. Но это только слова.

А потом они проживают все это. Пьер в плену, а Андрей, когда умирает.

Толстой так строит – сначала мысль в виде рассуждения, потом событие, наполняющее слова смыслом.

Через ощущения сопричастности с бесконечностью.

Толстой разделил на три ступени ход его мыслей. Все мое – это то, к чему мы встретимся. Все это во мне. Все это – я.

Отсюда и такое отношение к Наполеону, который видит смысл жизни в конечном – власти над конечными людьми в конечном мире.

В плену у французов чувствует свою связь с бесконечным. Наполеон хотел завоевать этот мир, но что такое этот мир, когда даже галактик несколько миллиардов.

Можем прочитать горы книг, но они не стоят одной этой сцены. Толстой был ближе к Богу, чем все они вместе взятые. Чувства – это опыт, и ничто заменить его не может.

Когда мы счастливы, мы чувствуем свою связь с людьми.

Почему люди хотят, чтобы их знал весь мир? Это есть высшее для человека. – связь с миром.

В несчастьи мы всегда чувствуем себя одинокими.

Связь с бесконечностью – исключительна важна. Если человек ее не обрел, то и смысла жизни не найдет.

Вересаев – повесть – о человеке, который служил людям и разочаровался. Хотел расширить свое я.

Все, что переживает Пьер, превосходит все.

Толстой о Вересаеве: после одушевленного служения людям наступает разочарование. А отчего? Все делалось из-за славы, ложных форм связи с бесконечностью.

Главное для человека правильное понимание жизни.

Если этого не будет, то даже стремление принести людям пользу превращает в палачей.

Разным героям это чувство (связи с бесконечностью) выпадает на протяжении романа.

- во время пения Наташи Ростовой Андрею было и счастливо, и грустно…

Толстой: я не учу, а рассказываю о своем опыте. У него не проповеди, а исповеди.

- Ростов, проиграв в карты, приходит домой, где веселится молодежь.

В душе каждого из вас есть нечто, что выше того, что вы делаете.

Руслит лекция 4 05.03.12

Смысл жизни – о нем не рассказывается, как о готовом, смысл жизни рождается в произведении, у героев, которые проходят по жизни и потсигают все разочарования. Преодолевает все, что угрожает человеку.

Князь Андрей – сначала смысл жизни в славе (кумир его – Наполеон). Ради славы готов пожертвовать самым дорогим. И это один из благороднейших людей. Что же ожидать от остальных. Обладает некой дальнозоркостью. Любовь к славе с пренебрежением ко всему остальному: «женись стариком, а то все хорошее по мелочам истратится».

Берг – Вера: надо жить для общества. У них несколько снижен идеал Болконского.

Но Болконский разочаровывается в своем идеале. Вера в смысл жизни- разочарование-поиск другого-обретение его-снова разочарование –истина – подлинный взгляд на жизнь.

Аустерлицкое сражение – Андрей ведет всех в атаку – ранен – Наполеон по достоинству. Но « ему так ничтожны казались интересы Наполеона… в сравнении с тем высоким… небом, которое он видел и понял». Его разочарование подготавливалось постепенно. До этого он убедился, что слава никогда не выпадает тому, кто ее достоин.

Жирков (?) – ему страшна была смерть – не выполнил приказ – хвалился. Берг – из той же серии.

Тушин – не только не получил признания, но едва не подвергся наказанию.

Умолчание – доказательство достоинства.

Все, что нам понятно – ничтожно, но мы чувствуем, что есть что-то высшее.

Приезжает домой. Решает, что надо жить только для себя. Но это его не устраивает. Душа его спит.

Встречается с Пьером на переправе. Тот говорит ему, что надо жить для других.

Андрей: а я испытал противоположное. Жил для других и совсем погубил свою жизнь.

(хотя здесь он не прав – он все равно жил для себя – ради славы)

Спорят Пьер и Андрей. Тот его разбивает. Сходятся на одном: если есть Бог и будущая жизнь, то есть истина, высшее счастье человека – стремиться к этому.

Та же самая мысль, что и в Карамазовых.

Андрей хочет верить так же, как княжна Мэри, но не может.

Сначала серьезный философский разговор – а потом – сцена с Пелагеюшкой. Для того, чтобы читатель понял, что религиозная истина открывается человеку не в религиозных беседах и что не в чуде дело. Человека к вере приводит – «когда идешь в жизнь рука об руку с человеком, а он исчезает, и ты останавливаешься, на краю пропасти…».

Религия – глубокая метафизическая потребность человека. Ему надо обязательно иметь истину о всем сущем.

Учат человека не книги, а жизнь. Истина открывается жизнью.

В споре с Пьером Андрей выходит победителем, но в то же время оживает. По сути он признает его правоту. «В первый раз после Аустерлица он увидел небо… что-то лучшее, что было в нем, проснулось в его душе…»

Главное заставить человека полюбить жизнь.

Старик Болконский: «другой и умные вещи говорит, а слушать не хочется; а другой, может, и не умный, но не оторвешься..»

Андрей ставит под сомнение веру, но не отрицает. После встречи с Пьером началась новая жизнь у него.

Андрей возвращается к жизни – проводит реформы у себя.

Сцена, когда Андрей впервые встречает Наташу – они там бегали, она выбежала навстречу ему, увидела, что чужой, со смехом убежала. Князю Андрею «стало больно». А потом досадно – «и дела нет до моего существования».

Вспоминает дуб – один среди весеннего леса был мрачен. Понимает, что всё кругом обман. Однако, дуб преобразился.

У Толстого героя учит все, что доступно ему и окружает его.

Андрей возвращается к активной жизни.

«надо, чтобы все знали о моей жизни» - такая же потребность человека метафизическая, как и потребность еды, в продолжении рода.

Человек стремится к расширению своей личности. Когда он несчастлив, всегда чувствует себя обделенным.

Жить для самого себя нельзя.

Каждый нормальный человек хочет, чтобы у них были близкие, друзья.

Князь Андрей начинает заниматься политикой.

Едет на бал. Там Ростова и все дела. Наутро, встретившись с Бицким, понял, что политика ему не интересна.

Толстой любит сталкивать разные чувства жизни – подлинные и не подлинные.

Наташа предает его - Андрей снова возвращается к политике. Чтобы скрыть боль.

Кульминация – война 1812 – идее на войну совершенно иначе, чем в 1805 – идет защищать свою страну – война не любезность, а самое гадкое…

Это было что-то необычное – война считалась подвигом, героическим, карьерой.

Встречаются опять с Пьером перед бородинским сражением: мне стало тяжело жить – стал понимать слишком много. Истина жизни оказалась ужасна. Как будто проснулся.

«В белом свете дня ясные мысли о смерти».

Ничего нет. Никакого смысла жизни нет.

Отчаяние более обманчиво, чем надежда.

Ему открылась новая истина – когда увидел, как его врагу ампутируют ногу, он испытал жалость, любовь.

Эта любовь несовместима с жизнью. Но это не совсем так.

Всех любить, всегда жертвовать – значило никого не любить…

Жизнь – есть вздор, в сравнении с чем-то великим и неопределимым.

Любовь преобразила его. Вызвала совершенно иное чувство к Наташе Ростовой.

Открылись совершенно новые чувства.

Все мы стоим перед смертью как перед величайшей загадкой и испытанием.

Все мы призваны к чему-то, что превышает все будничное.

Болконский - то, как он умирает, показывает то, что он нашел величайшую мудрость.

Князю Андрею нужны не мысли, а очевидность, реальность.

Смерть Андрея убеждает Наташу и Марью в том, что он нашел истину.

Все плакали по-разному – от страдальческого недоумения, от жалости к Наташе, скоро и графу предстояло уйти из этого мира – по субъективным причинам. Только Наташи и Марья плакали от благоговейного умиления таинства смерти.

Так толстой выполняет свою задачу – заставляет любить жизнь.

__

Часто упрекали в том, что он необъективно отнесся к Наполеону.

Толстой хотел, чтобы читатели любили жизнь, поэтому он не мог допустить того, чтобы наполеона считали великим человеком.

Толстой считал, что Наполеон любил только себя и славу. Верил только в шум

Мир, который показывает Толстой – высшее счастье обретают люди, которые находят связь с бесконечностью. А Наполеон удовлетворяется временной властью.

Эгоизм – это понижение чувства реальности.

Зачем он пошел на Россию – это безумный поступок.

Для нас, с данной нам Христом мерой добра и зла, нет ничего неизмеримого.

_-

Кутузов – простая скромная и потому истинно величественная фигура. С ясным умом, понимает свою роль в исторических событиях.

Шел против общего мнения. Его обвиняли в предательстве.

Народные чувства – простому русому мужику не нужны были ордена, он просто хотел поскорее выгнать врагов.

Вот и Кутузов – народные чувства.

__

Анна Каренина

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.