Человек будет делать дела самым лучшим образом, если не будет бояться смерти.
Выразил там тютчевскую мысль из «Весны».
Как это вписывается в его установку отворачиваться от всего дурного? Дерево умирает прекрасно. В нем нет сознания.
Все это – переход к главному его произведению. «Война и мир». Говорит там, в чём смысл жизни.
Остается верен «Главная задача художника – рассказать о том, что сделало его жизнь счастливее».
«Мир имеет смысл только в том случае, если в нём есть Бог».
Прежде всего полемизирует с писателями-современниками».
«Цель в том, чтобы заставить любить жизнь бесчисленно и никогда не истощимо во всех ее проявлениях».
У большинства людей неправильное представление о том, что такое смысл жизни.
Руслит лекция 3 27.02.12
Война и мир.
Читать в течении недели в разбивку – всё, что есть в вопросах.
Он такоооой милый.
Каждую вещь мы понимаем, когда принимаем её цель.
Цель – то, что придает произведению цельность. Ничего нет случайного. Понимать каждую страницу.
Целое понимаем через детали. Такая логическая задача. :)
Какая цель у Толстого в «Войне и мире»?
Он хотел своим произведением открыть тот смысл жизни, который ему самому принес счастье и радость.
«Цель художества несоизмеримы с социальным».
Пишет Войну и мир, чтобы заставить нас полюбить жизнь.
Каждый писатель ограничен, и считает свлю задачу самой важной.
Толстой вступил в спор с традицией нашей литературы о том, что умные благородные люди у нас несчастны.
Мечта русских передовых людей была построить супер гармоничное общество. Для этого надо было особым образом устроить общество (с 1789 г.).
Толстой: задача не в том, чтобы изменить мир, а чтобы найти высший смысл и гармонию.
Жанр – роман-эпопея. Говорит о двойственности произведения.
Роман – рассказ/повествование о личной судьбе частного лица, всегда строится на любовной основе. В русской литературе все эти герои, как правило, несчастны. Они никогда не находят гармонии. Главное в них – противоречия, конфликт. Показывает одно состояние общества.
Эпопея показывает гармонию человека и народа.
В войне и мир в отличие от других мы видим, что любовь приводит Пьера и Наташу к браку.
У Тургенева вся действительность делится на высокое (историческое) и низкое (жизни героев).
Для Толстого все сферы жизни равны.
«Женись стариком, никуда не годным, а то в тебе все пропадает хорошее» - Болконский сначала.
Это одна из ступеней развития героя.
Толстой – на вопрос - что делать – нужно понять истинный смысл жизни – должен почуствовать свою связь с бесконечностью.
Изображает два этих состояния.
В романической части - Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, Болконский ищет Курагина, Наташа изменяет Болконскому.
Эпопея - А в 1812 году – вся нация объединилась. Долохов просит прощения у Пьера, Болконский плачет над Курагиным и прощает Наташу. Всё приходит в единство. Мир между сословиями, объединениями и отдельными людьми.
Как Толстой показывает смысл жизни
- не в виде окончательного суждения
- не равен цели жизни
- смысл в том, что дает человеку гармонию, непоколебимую радость
«Кто счастлив, тот и прав» - так думал Толстой.
Выражает через искания Пьера и Андрея. Открывается постепенно им смысл. Через разочарования, сомнения, крушения идеалов и обретение новых. Сначала находят свой смысл жизни, а потом теряют его. И так несколько раз, пока в конце они не находят тот смысл жизни, который включает в себя все предыдущие.
Вера крушения. Кризис. Переживает глубокое разочарование в людях.
«Живет одну секунду по сравнению с вечностью, а судит…»
Пьер стреляет в Долохова, разрыв с Элен, полное разочарование во всем мире.
На какие вопросы он ищет ответы? Что плохо/что хорошо, что надо любить/что надо ненавидеть, что такое жизнь/смерть. Все, что видит вокруг – все дает пищу для ума. Полный хаос. Пытается связать. А где правда, где истина? А ее нет. Каждый прав со своей точки зрения и не прав с чужой.
Смерть всё кончит, зачем, мол, мучиться.
«Не жди, не призывай, не верь…»
Жизнь человеческая – все в разброд.
И сам Толстой разделял эту точку зрения Пьера.
Неслучайно у Пьера после размышлений о Долохове, Людовике приходят мысли о смерти.
Чехов: умереть не страшно, но и жить с мыслью , что так будет вечно, тоже нельзя.
С самих давних времен ответ на вопрос о смерти давала религия – делала смерть не страшной – умрешь – будешь жить в загробном мире.
Всегда религия давал объяснение о месте человека в целом.
В 19-ом веке религия пошатнулась.
Пьер Безухов – в Бога не верил – как и все его времени.
Масоны его разуверили: если бы его не было, мы бы о нем не говорили, его бы не отрицали.
Просто это однообразный плод лени и невежливости.
Пьер – довод – но и вы можете заблуждаться.
Баздеев – я никогда не посмею сказать, что я знаю истину, но в непонимании его мы видим только нашу слабость и его величие. Истина настоящего Бога человеку недоступна, он может только верить.
Он тверд в вере, но при этом скромен, т.к. понимает свои ограниченные возможности.
Постижение Бога – особая духовная работа. Бог не постигается умом, а постигается жизнью. Необходимо нравственное совершенствование и очищение, чтобы познать Бога.
«Встань утром на пятнадцать минут пораньше, почитай к зачете «Войну и мир», Бог тебе и откроется».
Вера – есть сила жизни. Если человек живет, значит, во что-нибудь да верит.
Пьер на станции – разочарованный, тоскующий, но уезжает оттуда радостный.
Разговор с Баздеевым на станции - ?
Обретает веру в Бога и считает, что надо делать добро.
Встречает Болконского на переправе – удивляет потухший взгляд Андрея – в нем нету жизни.
Единственное счастье верное – делать добро.
Андрей: никто не знает, что добро, а что зло.
Пьер опять задумывается: делать добро людям трудно.
Опять нет ответа, что плохо, а что хорошо
Переменчивость, неверность всего и страх смерти.
Соглашаются в том, что если есть Бог и будущая жизнь, то есть смысл и есть добродетель, надо жить, любить и верить, что жить вечно будем. А если нет Бога, то и все незачем.
Только Андрей не принимает веры в Бога, а Пьер верит.
Андрей: жизнь и смерть – вот что убеждает.
Истина открывается человеку не через книги.
(Если истина была в книге, то открыл бы смысл жизни, открыл истину, а если б он не прочитал книгу, то и не открыл ?)
Самые решающие моменты – единение с природой, рождение ребенка, смерть.
Чернышевский: по-другому. Рахметов накупает книг, читает – все, истину открыл.
Это было первое сомнение у Пьера. А у него их – много. Самое главное разочарование – в жизни.
Андрей теряет веру, когда его предает Наташа.
Когда увидел Пьер, как убивали мирных жителей, в нем уничтожилась вера в благоустройство мира, в Бога.
Разочаровывается. Но после этого – всегда – обретение веры.
Встречает Платона Каратаева, и тот возвращает ему веру. Мужик научил его самому главному в жизни. Прежде разрушенный мир теперь новый двигался в его душе.
Каратаев научил его самому главному. Его особые свойства – умел все делать, все делать средне, но бесценное его свойство – никогда не чувствовал себя отделенным от общества, поэтому никогда не боялся смерти.»Бог смерти не дал». – в ответ на то, как здоровье.
Платон за несколько мгновений до смерти (французы расстреляли) – выражение тихой торжественности. Радость. Умиление. – говорит о его высшей мудрости.
Пьер нашел смысл жизни, когда он попал в плен и страдал. Платон научил его не бояться смерти.
Не нашел смысла жизни и в масонах, хотя и поддержала его.
Все эти попытки и искания обманули его (Андрея) и смысл жизни получил через ужас смерти.
Самое страшное и непереносимое содержит высшие мудрости.
В войне и мире одни из главных героев – это небо, или бесконечность.
На аустерлицком сражении Андрей.
Пьер: надо верить, что живем не только сейчас, а вечно будем. Но это только слова.
А потом они проживают все это. Пьер в плену, а Андрей, когда умирает.
Толстой так строит – сначала мысль в виде рассуждения, потом событие, наполняющее слова смыслом.
Через ощущения сопричастности с бесконечностью.
Толстой разделил на три ступени ход его мыслей. Все мое – это то, к чему мы встретимся. Все это во мне. Все это – я.
Отсюда и такое отношение к Наполеону, который видит смысл жизни в конечном – власти над конечными людьми в конечном мире.
В плену у французов чувствует свою связь с бесконечным. Наполеон хотел завоевать этот мир, но что такое этот мир, когда даже галактик несколько миллиардов.
Можем прочитать горы книг, но они не стоят одной этой сцены. Толстой был ближе к Богу, чем все они вместе взятые. Чувства – это опыт, и ничто заменить его не может.
Когда мы счастливы, мы чувствуем свою связь с людьми.
Почему люди хотят, чтобы их знал весь мир? Это есть высшее для человека. – связь с миром.
В несчастьи мы всегда чувствуем себя одинокими.
Связь с бесконечностью – исключительна важна. Если человек ее не обрел, то и смысла жизни не найдет.
Вересаев – повесть – о человеке, который служил людям и разочаровался. Хотел расширить свое я.
Все, что переживает Пьер, превосходит все.
Толстой о Вересаеве: после одушевленного служения людям наступает разочарование. А отчего? Все делалось из-за славы, ложных форм связи с бесконечностью.
Главное для человека правильное понимание жизни.
Если этого не будет, то даже стремление принести людям пользу превращает в палачей.
Разным героям это чувство (связи с бесконечностью) выпадает на протяжении романа.
- во время пения Наташи Ростовой Андрею было и счастливо, и грустно…
Толстой: я не учу, а рассказываю о своем опыте. У него не проповеди, а исповеди.
- Ростов, проиграв в карты, приходит домой, где веселится молодежь.
В душе каждого из вас есть нечто, что выше того, что вы делаете.
Руслит лекция 4 05.03.12
Смысл жизни – о нем не рассказывается, как о готовом, смысл жизни рождается в произведении, у героев, которые проходят по жизни и потсигают все разочарования. Преодолевает все, что угрожает человеку.
Князь Андрей – сначала смысл жизни в славе (кумир его – Наполеон). Ради славы готов пожертвовать самым дорогим. И это один из благороднейших людей. Что же ожидать от остальных. Обладает некой дальнозоркостью. Любовь к славе с пренебрежением ко всему остальному: «женись стариком, а то все хорошее по мелочам истратится».
Берг – Вера: надо жить для общества. У них несколько снижен идеал Болконского.
Но Болконский разочаровывается в своем идеале. Вера в смысл жизни- разочарование-поиск другого-обретение его-снова разочарование –истина – подлинный взгляд на жизнь.
Аустерлицкое сражение – Андрей ведет всех в атаку – ранен – Наполеон по достоинству. Но « ему так ничтожны казались интересы Наполеона… в сравнении с тем высоким… небом, которое он видел и понял». Его разочарование подготавливалось постепенно. До этого он убедился, что слава никогда не выпадает тому, кто ее достоин.
Жирков (?) – ему страшна была смерть – не выполнил приказ – хвалился. Берг – из той же серии.
Тушин – не только не получил признания, но едва не подвергся наказанию.
Умолчание – доказательство достоинства.
Все, что нам понятно – ничтожно, но мы чувствуем, что есть что-то высшее.
Приезжает домой. Решает, что надо жить только для себя. Но это его не устраивает. Душа его спит.
Встречается с Пьером на переправе. Тот говорит ему, что надо жить для других.
Андрей: а я испытал противоположное. Жил для других и совсем погубил свою жизнь.
(хотя здесь он не прав – он все равно жил для себя – ради славы)
Спорят Пьер и Андрей. Тот его разбивает. Сходятся на одном: если есть Бог и будущая жизнь, то есть истина, высшее счастье человека – стремиться к этому.
Та же самая мысль, что и в Карамазовых.
Андрей хочет верить так же, как княжна Мэри, но не может.
Сначала серьезный философский разговор – а потом – сцена с Пелагеюшкой. Для того, чтобы читатель понял, что религиозная истина открывается человеку не в религиозных беседах и что не в чуде дело. Человека к вере приводит – «когда идешь в жизнь рука об руку с человеком, а он исчезает, и ты останавливаешься, на краю пропасти…».
Религия – глубокая метафизическая потребность человека. Ему надо обязательно иметь истину о всем сущем.
Учат человека не книги, а жизнь. Истина открывается жизнью.
В споре с Пьером Андрей выходит победителем, но в то же время оживает. По сути он признает его правоту. «В первый раз после Аустерлица он увидел небо… что-то лучшее, что было в нем, проснулось в его душе…»
Главное заставить человека полюбить жизнь.
Старик Болконский: «другой и умные вещи говорит, а слушать не хочется; а другой, может, и не умный, но не оторвешься..»
Андрей ставит под сомнение веру, но не отрицает. После встречи с Пьером началась новая жизнь у него.
Андрей возвращается к жизни – проводит реформы у себя.
Сцена, когда Андрей впервые встречает Наташу – они там бегали, она выбежала навстречу ему, увидела, что чужой, со смехом убежала. Князю Андрею «стало больно». А потом досадно – «и дела нет до моего существования».
Вспоминает дуб – один среди весеннего леса был мрачен. Понимает, что всё кругом обман. Однако, дуб преобразился.
У Толстого героя учит все, что доступно ему и окружает его.
Андрей возвращается к активной жизни.
«надо, чтобы все знали о моей жизни» - такая же потребность человека метафизическая, как и потребность еды, в продолжении рода.
Человек стремится к расширению своей личности. Когда он несчастлив, всегда чувствует себя обделенным.
Жить для самого себя нельзя.
Каждый нормальный человек хочет, чтобы у них были близкие, друзья.
Князь Андрей начинает заниматься политикой.
Едет на бал. Там Ростова и все дела. Наутро, встретившись с Бицким, понял, что политика ему не интересна.
Толстой любит сталкивать разные чувства жизни – подлинные и не подлинные.
Наташа предает его - Андрей снова возвращается к политике. Чтобы скрыть боль.
Кульминация – война 1812 – идее на войну совершенно иначе, чем в 1805 – идет защищать свою страну – война не любезность, а самое гадкое…
Это было что-то необычное – война считалась подвигом, героическим, карьерой.
Встречаются опять с Пьером перед бородинским сражением: мне стало тяжело жить – стал понимать слишком много. Истина жизни оказалась ужасна. Как будто проснулся.
«В белом свете дня ясные мысли о смерти».
Ничего нет. Никакого смысла жизни нет.
Отчаяние более обманчиво, чем надежда.
Ему открылась новая истина – когда увидел, как его врагу ампутируют ногу, он испытал жалость, любовь.
Эта любовь несовместима с жизнью. Но это не совсем так.
Всех любить, всегда жертвовать – значило никого не любить…
Жизнь – есть вздор, в сравнении с чем-то великим и неопределимым.
Любовь преобразила его. Вызвала совершенно иное чувство к Наташе Ростовой.
Открылись совершенно новые чувства.
Все мы стоим перед смертью как перед величайшей загадкой и испытанием.
Все мы призваны к чему-то, что превышает все будничное.
Болконский - то, как он умирает, показывает то, что он нашел величайшую мудрость.
Князю Андрею нужны не мысли, а очевидность, реальность.
Смерть Андрея убеждает Наташу и Марью в том, что он нашел истину.
Все плакали по-разному – от страдальческого недоумения, от жалости к Наташе, скоро и графу предстояло уйти из этого мира – по субъективным причинам. Только Наташи и Марья плакали от благоговейного умиления таинства смерти.
Так толстой выполняет свою задачу – заставляет любить жизнь.
__
Часто упрекали в том, что он необъективно отнесся к Наполеону.
Толстой хотел, чтобы читатели любили жизнь, поэтому он не мог допустить того, чтобы наполеона считали великим человеком.
Толстой считал, что Наполеон любил только себя и славу. Верил только в шум
Мир, который показывает Толстой – высшее счастье обретают люди, которые находят связь с бесконечностью. А Наполеон удовлетворяется временной властью.
Эгоизм – это понижение чувства реальности.
Зачем он пошел на Россию – это безумный поступок.
Для нас, с данной нам Христом мерой добра и зла, нет ничего неизмеримого.
_-
Кутузов – простая скромная и потому истинно величественная фигура. С ясным умом, понимает свою роль в исторических событиях.
Шел против общего мнения. Его обвиняли в предательстве.
Народные чувства – простому русому мужику не нужны были ордена, он просто хотел поскорее выгнать врагов.