Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Надо иметь моральное право говорить об этом другим людям



Руслит лекция 2 20.02.2012

Толстой. Признавал, что человек несчастлив, если неправильно понимает жизнь.

Этим он отличался от общества. Толстой: чем лучше форма общественной жизни, тем ниже умы.

Впервые сложилась ситуация, когда человечество поняло, что оно истиной не владеет.

Религия переживает кризис, но взамен ничего не нашли.

И Толстой жил в эту эпохи – когда Бог умер, и люди не знают, что в чём смысл жизни. Толстой не понимал, как люди могут писать о какой-то фигне, при этом не понимая, что хорошо, а что плохо.

Собственную жизнь человек не понимал, а Толстой держал мсли для собственного потребления. И они давали ему радость.

Андрей Болконский, Пьер Безухов – такие же по характеру.

Он писал произведения для того, чтобы рассказать людям о тех своих взглядах и верованиях, которые сделали его жизнь радостнее.

У Толстого взгляд на жизнь постоянно менялся – он искал то, как надо жить: я ищу все какого-то расположения духа… которого ни найти, ни определить не умею.

В 82 года написал: Учись жить.

В дневнике себе выставлял оценки. Постоянно воспитывал себя.

Никогда никого не обвинял, кроме себя. Понимал, что все несчастья в первую очередь от нас самих.

С годами его жизнь становилась радостнее и светлее.

В 79 лет: все чаще и чаще испытываю какой-то особенный восторг и радость существования.

«Мне хочется слиться с существом всеобъемлеющим… Живи всегда хуже, чем ты можешь жить… делать добро – есть единственное средство быть счастливым… Чем моложе, тем он меньше верит в добро…чем выше в общественном мнении, тем ниже в собственном… 3 главных недостатка: раздражительность, лень и беспорядочность» - из дневника.

Надо иметь моральное право говорить об этом другим людям.

«Страшно связывать свое счастье с материальными условиями. Это все ненадежно».

«Ужасно то, что все зло, в котором я живу, я сам сделал».

___

Искал все время такое понимание жизни, которое бы давало ему радость – его жизненный и творческий путь. Верил в семью, богатство – разочаровался потом.

«Я полагаю, что задача пишущего человека одна – сообщать мысли и верования другим о том, что сделает жизнь радостнее».

В нём писатель и человек – неразрывны.

«Если твоя жизнь безрадостна, то и писать не о чем. Если тебе жизнь не нравится – уйди из нее, не мешай другим».

Первый кризис так пережил. Приезжает в СПб из Севастополя, знакомится с современными писателями, быстро разочаровывается в них. 55-ый год. Смерть Николая I (о крепостном праве стало можно говорить). Все русское общество предалось критике этого. А Толстой: я открыл, что возмущение – есть большой порок и именно нашего века.

Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от всего дурного.

(Беда этой позиции в том, что Толстой не хотел говорить о том, что его волновало и беспокоило).

Поразительная разница в дневниках и произведениях. Проблемы обсуждает только в дневниках и письмах.

Толстой в своих произведениях ничего не пишет о том, что происходило на самом деле.

И только в 20-ом веке был написан рассказ, обличающий эти порядки – «После бала».

Почему он так писал? Была такая установка у него – не писать о дурном в то время.

Пишет 2 произведения

«Люцерн»:

На обеде – ему там некомфортно, т.к. нет общения – нельзя понять, что за люди – лишают друг друга удовольствия общения, наслаждения друг другом.

«Если вы видите то, что никто не видит, и все, вы – писатель». Надо увидеть и заметить. Отчуждение человека.

Затем (если вернуться к рассказу) говорит о событии. Странствующий музыкант и певец выступил, со шляпой обошел людей, слушавших его, но никто ему ничего не дал.

Почему же это событие должно быть записано «огненными, неизгладимыми» буквами?

Толстой: этот факт был возможен только там, в среде самых цивилизованных людей. Отчего это развитые, гуманные люди, способные на самое гуманное дело, не дали ни копейки денег? Потому что у них нет сердечного чувства на личное, доброе дело.

Да, они могут пожертвовать деньги на внебрачных детей, на людей, пострадавших от природных бедствий. А к этому явлению у них нет никакого отношения личного, никакого интереса. Вспомните обед за столом – никакого интереса друг к другу.

Ему не жалко дать денег, он просто не чувствует.

1 – новое явление в среде человечества

2 – итоги цивилизации (человек человеку не волк, а человек человеку – бревно)

Все части произведения тесно связаны между собой.

И здесь Толстой говорит о том, что такое поэзия:

«Зачем вы все нынче вечером высыпали на балконы и в почтительном молчании слушали маленького музыканта?... За деньги возможно ли было вас заставить? Нет. А заставляет вас всех – потребность поэзии, которую вы не осознаете. И век вы будете слушать, пока в вас будет хоть что-то человеческое… Дети здраво смотрят на жизнь, они знают и делают, что любят».

Казалось бы, что здесь выступает в роли критика. Но нет – заканчивает рассказ отказом от критики – «Нет, ты не имеешь права… а он… радостно.. в душе его ни упрека, ни раскаяния.. а кто знает, что в душах тех людей? Только тебе кажется это противоречием…»

На зачете – опровергнуть Толстого, конец рассказа – софистика и построен на логической ошибке.

Он пытался таким образом разрешить проблему противоречий в жизни.

«Кажется, что плохо с моей ограниченной точки зрения. А с позиции вечности и бесконечности – всё в гармонии».

Он придумал себе такую позицию, позволяющую жить радостно.

Сам потом говорил, что испортил свой рассказ идеей примирения с действительностью.

Придумал другой взгляд:

«Три смерти». Толстой: в нем речь о трех смертях –мужика, барыни и дерева. Моя мысль – три существа умерли. Барыня жалка и гадка – лгала всю жизнь, христианство для нее не решает вопроса жизни и смерти. Мужик умирает спокойно, у него другая религия – природа, с которой он жил. Видел закон природы – постоянный цикл – рождение и смерть. Молодой ямщик обещал поставить ему камень на могиле, но пока, мол, поставит крест. Рубит дерево (-положительный герой). Важно описание его смерти. И вокруг, мол, всё стало счастливее.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.