Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управление торговой деятельностью



Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.

Деятельность торгового предприятия не протекает самостоятель­но. Она направляется людьми, регулируется ими и управляется. Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерчес­кой направленности и получения определенных результатов. В уп­равлении деятельностью предприятия присутствуют две стороны: управляющие и управляемые. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, к ним относятся администраторы, руково­дители, управляющие. Объекты управления - это те, кем управля­ют - работники, коллективы, и то, чем управляют - экономика, коммерческое дело, торговый процесс. Взаимодействие субъектов и объектов посредством управляющих воздействий и обратной свя­зи позволяет целенаправленно управлять всесторонней деятельно­стью предприятия. Управляющие воздействия представлены зако­нами, указами, планами, программами, постановлениями, норма­тивами, рекомендациями, инструкциями, материальными и финансовыми стимулами. Обратные связи - это результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская документация.

Основной целью управления торговой деятельностью является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке. В современных условиях деятельность торгового предприятия связана с предпринимательством, коммерцией, эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой. Этим определяет­ся новый качественный уровень и экономический рост рынка. Со­ответствующим образом должна строиться и организационная структура управления торговым предприятием.

Управление коммерческой деятельностью базируется на прин­ципах и методах управления. Обеспечение согласованности между подразделениями (службами). Каждому подразделению (службе) торгового предпри­ятия свойственны определенная предназначенность и выполняемые функции, т. е. они обладают в той или иной степени автономнос­тью. Вместе с тем их действия должны быть скоординированы и со­гласованы во времени, что обусловливает единство системы управ­ления торговым предприятием. Обеспечение взаимодействия между коммерческой дея­тельностью и целями торгового предприятия. Коммерческая де­ятельность формируется и изменяется в соответствии с интересами и потребностями производства. Следовательно, функции управления коммерцией реализуются с учетом целей торгового предприятия. Обеспечение иерархичности структуры управления. Обеспечение комплексного подхода в управлении. С по­зиции комплексности принимаются во внимание все факторы, воз­действующие на управленческие решения коммерческой деятель­ности. Предусматривается также связь коммерческих процессов торгового предприятия с субъектами внешней среды. Обеспечение малозвенности в структуре управления. Под малозвенностью понимается несложная структура управления. Но при этом должны достигаться стабильность и надежность управ­ления коммерческой деятельностью. Обеспечение адаптивности структуры управления. Внут­ренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Обеспечение исполнительной информацией. Выработка и принятие управленческих решений основываются на исполнитель­ной информации. Она включает получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов управляющего воздействия. Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от си­стемы управления торговым предприятием, которое выполняет еще и функции, связанные с технологической, экономической и финан­совой деятельностью. Следовательно, при построении структуры уп­равления коммерческой деятельностью необходимо учитывать вза­имодействие и соподчиненность всех составляющих элементов, об­разующих целостную систему управления торговым предприятием.

Методы управления - это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые. При управлении коммерческой деятельностью выполняются функции процесса управления: планирование, организация, учет и контроль.

18. Понятия «товародвижение» и «товароснабжение». Факторы звенности товародвижения

Товародвижение представляет собой процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей до торговых залов предприятий рознич­ной торговли или до внерыночных потребителей.

Организация товароснабжения розничной сети включает в себя: определение потребности в определенных товарах; поиск и выбор наиболее выгодного с экономической точки зре­ния поставщика (поставщиков) этих товаров; заключение договоров (сделок) с выбранными поставщиками; выбор метода доставки товаров в магазины; контроль за ходом выполнения договоров; Таким образом, товароснабжение в торговле представляет собой комплекс торгово-оперативной деятельности торговых предприятий, основной целью которого является создание широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазинах.

Товароснабжение розничной торговой сети должно быть планомер­ным и бесперебойным, ритмичным. Планомерность снабжения требует, чтобы товары в магазины заво­зили по графикам, определяющим частоту, периодичность доставки отдельных товаров и размеры доставляемых партий. Бесперебойность снабжения предполагает регулярную доставку то­варов в пункты продажи в количестве и ассортименте, которые обес­печивали бы постоянное наличие необходимых товаров и исключали возможность нарушения установленного для данного магазина ассор­тиментного перечня. Ритмичность завоза товаров, т. е. периодическое пополне­ние запасов при определенных условиях. Ритмичность завоза товаров положительно отражается на работе магазинов, складов, транспорта: нормирование товарных запасов в магазинах становится более точным, ускоряется товарооборачиваемость, так как средний размер товарных запасов начинает в большей степени соответствовать установленным срокам поступления.

Одним из условий рационального товароснабжения является минимум средств, затраченных на его организацию. Организацию товародвижения следует рассматривать как состав­ную часть процесса товароснабжения розничной торговой сети. Обычно перемещение товаров из пунктов производства в места потребле­ния является весьма сложным процессом. Организация этого процес­са зависит от местонахождения поставщиков и покупателей, свойств товаров, вида используемых транспортных средств, принятого поряд­ка расчетов за поставляемые товары, схемы товародвижения и т. д. Однако во всех случаях рациональное товародвижение должно осно­вываться на следующих принципах:

• выбор кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в места потребления (при равных качественных и стоимостных характеристиках товара);

• использование наиболее экономичных видов транспорта (с учетом физических свойств товара);

• применение эффективных форм товародвижения.

Наиболее общим фактором, обусловливающим объективную необ­ходимость в товародвижении, является несовпадение мест (пунктов) производства и мест (районов) личного потребления. Производство как продовольственных, так и непродовольственных товаров, концентриру­ется на специализированных предприятиях, выпускающих продукцию в сравнительно узком (промышленном) ассортименте. Потребление товаров, наоборот, крайне рассредоточено и требует их комплектования в широком ассортименте в розничных предприятиях, расположенных в непосредственной близости от потребителей. Поэтому товары должны обязательно перемещаться из пунктов производства в районы потреб­ления, из производственных в розничные предприятия. Одним из таких факторов является различная степень концентра­ции производства и различная по радиусу зона потребления продукции данного производства. Если производственное предприятие небольшое и таких предприятий, вырабатывающих однородную про­дукцию, в данном городе или области относительно немного и они имеют местное значение, то ничто не мешает устанавливать прямые хозяйственные связи этих производственных предприятий с местными розничными предприятиями или организациями.

Основным фактором звенности в торговле является стремление к облегчению установления хозяйствен­ных связей между розничными и производственными предприятиями, находящимися на больших расстояниях друг от друга; стремление к сокращению издержек по таким связям. Факторами звенности товародвижения, образующимися независи­мо от звенности в торговле, являются физико-химические свойства и степень сложности ассортимента данной группы товаров. Существенным фактором звенности товародвижения являются транспортные условия, стремление к наиболее экономичному исполь­зованию различных видов транспорта и транспортных средств.

19. Организация доставки товаров в магазины

Товары в магазины могут быть доставлены централизованно или децент­рализованно. При централизованном способе поставщики обеспечива­ют в необходимом количестве транспорт, ведут погрузочно-разгрузочные работы, отвечают за сохранность товаров в пути и своевременную доставку товаров в магазины. При децентрализованной доставке (самовывозе) все операции по завозу товаров, начиная с поиска транспорта, магазины берут на себя. Это ведет к росту издержек обращения, нерациональному использо­ванию автотранспорта, отвлечению торгового персонала от выполне­ния своих основных функций по обслуживанию покупателей.

Централизованную доставку применяют как при транзитном това­родвижении, так и при снабжении сети со складов оптовых и рознич­ных организаций. Централизованная доставка товаров является одним из важнейших способов исполнения договора поставки. Суть ее состоит в том, что правовая обязанность по осуществлению доставки товаров к получа­телю (оптовому предприятию, магазину, столовой и др.) возлагается на поставщика, осуществляющего ее привлеченным им на договорных началах или собственным автотранспортом. Централизованная доставка оформляется, как правило, двумя до­говорами: договором поставки, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика и покупателя, и договором централизован­ной автомобильной перевозки грузов, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика-отправителя грузов и автотранспорт­ного предприятия-перевозчика. В тех случаях, когда поставщик рас­полагает своим автотранспортом, то все условия централизованной доставки, в том числе касающиеся и транспортировки грузов, предусмат­риваются в договоре поставки. Надлежащая организация централизованной доставки товаров позволяет ускорить товародвижение, обеспечить сохранность товаров при транспортировке и продаже.

Одним из центральных вопросов организации централизованной доставки товаров является порядок согласования количества и ассор­тимента, подлежащих очередной доставке товаров.

Возможны следующие способы определения количества товаров завозимых получателям в очередную доставку:

а) по заказам получателей (магазинов, столовых и т. д.) на очередную доставку необходимых им товаров по количеству и ассортименту. Сумма ежедневных или иной периодичности разовых заказов за определенный период (месяц, квартал) должна соответствовать количе­ству товаров, предусмотренному договором. Договорной практикой выбраны три способа передачи заказов по­ставщику: 1) доставка письменного заказа; 2) передача заказа по теле­фону; 3) прием заказа представителем поставщика, доставляющим товар.

б) в соответствии с заказами покупателей по договору — объединений, фирм, сетей и т. д. на очередную доставку товаров его торговым единицам — получателям товаров.

в) по разнарядкам покупателей с указанием в них получателя то­
варов и дней завоза. При этом способе покупатель ежемесячно, в зависимости от условий договора, выдает поставщику разнарядку на товары, подлежащие централизованной доставке каждому получателю, с указанием количества, ассортимента товаров и дней доставки.

г) доставка товаров, предварительно отобранных получателями. При этом способе определение количества и ассортимента товаров, подлежащих очередной доставке получателю, осуществляется путем предварительной отборки товаров представителем получателя на предприятии оптовой торговли или на складе промышленного пред­приятия, после чего отобранный товар доставляется поставщиком по­лучателю. Этот способ применяется, как правило, при доставке непро­довольственных товаров сложного ассортимента.

Порядок отборки товаров устанавливается в договорах. Покупатель и поставщик согласовывают дни явки получателя для отборки товара, порядок производства отборки, оформление ее документами, взаим­ную ответственность сторон. Изучение договорной практики показывает, что довольно часто в договорах поставки предусматриваются неоправданно высокие мини­мальные нормы доставки товаров. В результате значительное количе­ство товаров завозится не в магазины, а на склады фирм, что извращает смысл централизованной доставки, ведет к лишним перевалкам, перевозкам, к росту издержек обращения, неоправданному использованию трудовых ресурсов на погрузку-разгрузку, приемку товаров, а нередко и к их порче. Торговые организации и предприятия-покупатели при определе­нии в договоре количества подлежащих доставке товаров должны учитывать потребности непосредственных получателей товаров, их складские площади. Поставщики, осуществляющие централизованную доставку това­ров, и покупатели — оптовые и розничные торговые предприятия и предприятия общественного питания должны совместно с автохозяй­ствами определять оптимальные экономичные маршруты завоза това­ров по кратчайшим расстояниям.

20. Защита прав потребителей

В Российской Федерации имеется целая группа норма­тивных актов (как законов, так и постановлений прави­тельства), регулирующих отдельные сферы потребитель­ского законодательства.

Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодексомРФ и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, прямую затрагивающих интересы потребителей. Это, преждевсего, Законы Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральные законы «О техниче­ском регулировании», «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон Российской Федерации от 25 октября 2007 г. №234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» и ряд других нормативных актов.

Основные права и обязанности как организаций, про­дающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами пользу­ется, закреплены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». В преамбуле Закона приведены основные понятия, ис­пользуемые в нем: потребитель, изготовитель, продавец, исполнитель и др.

Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, при­дающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В качестве другой стороны во взаимоотношениях с потребителями выступают изготовители, исполнители и продавцы, которыми могут являться организации независимо от их организационно-правовой формы, а также ин­дивидуальные предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары, или реализуют их по­требителям по договорам купли-продажи, либо выполняют для них по возмездному договору работы или оказывают услуги. Изготовителем признается та организация или инди­видуальный предприниматель, которые производят това­ры для реализации их потребителям. Продавцом является организация или индивидуальный предприниматель, которые реализуют потребителям това­ры по договору купли-продажи. Исполнителем выступает организация или индивиду­альный предприниматель, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителям по возмездному договору. В Законе РФ «О защите прав потребителей» дается так­же определение такого понятия, как недостаток товара (работы, услуги), под которым следует понимать несоответ­ствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям догово­ра или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги), а также образцу или описанию при продаже товара по образцу или описанию. Здесь же указывается, что существенный недостаток товара (ра­боты, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных за­трат времени, или выявляется неоднократно, или проявля­ется вновь после его устранения, или другие подобные не­достатки. В этой же части Закона сказано, что безопасность то­вара (работы, услуги) определяется его безопасностью жизни, здоровья, имущества потребителя и среды при обычных условиях его использования, транспортировки и утилизации, а также безопасного процесса выполнения работы (оказания услуги). Продавец обязан передать потребителю товар, а испол­нитель выполнить работу или оказать услугу, качество которых должно соответствовать договору. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на то­вары (работу), предназначенные для длительного использо­вания, срок службы, в течение которого он обязует­ся обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Срок службы товара (работы) может исчисляться еди­ницами времени, а также другими единицами измерения километрами, метрами и т. п.). На ряд товаров (продовольственные, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары, а также на некоторые работы, перечень которых также устанавливается Правительством. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» определено также, что изготовитель или исполнитель вправе устанавливать на товар или работу гарантий­ный срок, в течение которого они по выбору потре­бителя обязаны выполнить его требования о ремонте, за­мене товара ненадлежащего качества и другие, предусмот­ренные Законом требования. Потребитель вправе потребовать предоставления необ­ходимой и достоверной информации об изготовителе (ис­полнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая должна доводиться до сведения потребителей в доступной форме.

Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке действия и органе ее выдавшем, если вид деятельности изготовителя, исполнителя или про­давца подлежит лицензированию.

21. Основные правила отдельных видов товаров.

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродо­вольственных товаров регулируют разработанные в соот­ветствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правила продажи отдельных видов то­варов. Правилами установлено, что ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания продавец определяет самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей дея­тельности. При этом он обязан соблюдать требования, ус­тановленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нор­мативных документах. В распоряжении продавца должны иметься необходи­мые помещения, оборудование и инвентарь, позволяющие сохранить качество и безопасность товаров при их хране­нии и реализации в месте продажи, обеспечить надлежа­щие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров. Средства измерения должны содержаться в исправном состоянии и представляться на метрологическую поверку в установленном порядке. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателю по его требованию.

На вывеске торговой организации должны быть приведены ее фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Другая необходимая информация размещается в удобных для ознакомления покупателей местах. До сведения покупателей в наглядной и доступной фор­ме своевременно должна быть доведена необходимая и достоверная информация о товарах и их изготовителях, обеспечивающая возможность пра­вильного выбора товаров.

Покупателю должна быть предоставлена информация, подтверждающая соответствие товаров установленным тре­бованиям (например, в виде их маркировки знаком соответ­ствия). Он вправе потребовать у продавца один из следующих документов: сертификат или декларацию о соответствии; копию сертификата, заверенную держателем его под­линника, нотариусом или органом по сертификации това­ров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соот­ветствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший серти­фикат, или регистрационный номер декларации о соответ­ствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию, и орган, ее зареги­стрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика) с указани­ем его адреса и телефона.

Объем обязательной информации о товаре и его изгото­вителе, передаваемой покупателю вместе с товаром, дол­жен соответствовать обязательным требованиям стандар­тов. Так, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» информация о реализуемых на территории Российской Федерации пищевых продуктах должна содер­жать следующие данные: наименование продукта; наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, на­именование страны и места происхождения; товарный знак изготовителя (при наличии); массу нетто, объем и количество продукции; состав продукта; пищевую ценность (кроме алкогольной продукции, кофе, чая, пряностей и пищевкусовых добавок) с уче­том специфики продукции; условия хранения; срок годности;срок хранения; срок реализации; обозначение нормативного или технического доку­мента, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информацию о сертификации пищевых продуктов. Перечисленная выше, а также другая, в том числе рек­ламная, информация наносится в виде текста или марки­ровки на упаковку (потребительскую тару), этикетку, контрэтикетку, ярлык либо лист-вкладыш, прилагаемый к каждой единице упаковки.

Требования к информации для потребителей о непродо­вольственных товарах отечественного и импортного произ­водства, реализуемых на территории Российской Федерации, установлены ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольствен­ные. Информация для потребителя. Общие требования». В соответствии с этим стандартом информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде текстового документа паспорта, формуляра, руководства по применению и др.), прикладываемого к товару, или в виде маркировки, или и того, и другого одновременно.

При продаже товаров покупателю предоставляется воз­можность самостоятельно или с помощью продавца озна­комиться с ними. Он вправе осмотреть предлагаемый то­вар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия. Продажа одних товаров не может быть обусловлена про­давцом обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей.

Кроме рассмотренных выше вопросов Правилами про­дажи отдельных видов товаров также установлен порядок предпродажной подготовки и продажи: продовольственных товаров; текстильных, трикотажных, швейных и меховых то­варов и обуви; технически сложных товаров бытового назначения; парфюмерно-косметических товаров; автомобилей, прицепов и номерных агрега­тов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения; животных и растений; товаров бытовой химии; пестицидов и др. Контроль над выполнением рассмотренных Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в пределах своей компетенции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.