Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие драматургии и виды культурно досуговых программ



Драматургия культурно досуговых программ

 

Согласно концепции ценностно-ориентированного подхода к

целостному активно-деятельному технологическому процессу в учреждениях

культуры, драматургия является первичным компонентом

при создании духовных ценностей. В культурно-досуговой деятельности

следует различать предметную деятельность, результатом которой

является создание определенных духовных ценностей, выраженных

в познавательной деятельности, приобретение умений, навыков

в художественном, техническом творчестве в условиях учреждения

культуры или домашнего досуга.

Культурно-досуговая программа - это сценическое или площадное

произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию.

Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и

балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются

спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и

общее - действие, жизнь в движении.

Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на

наших глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно

прошедшем. Примером могут служить сценарии театрализованных

вечеров и концертов, посвященных героическим традициям народа.

Рассказ ведется через призму настоящего времени - зритель становится

соучастником событий.

Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда

оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие

и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического

конфликта нет и не может быть драматургии.

В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя

свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным,

вызывает те или иные чувства. Прекрасно сказал об этом А.С. Пушкин:

«Смех, жалость и ужас - три струны нашего воображения, потрясаемые

драматическим волшебством». Эта особенность драматургии

также чрезвычайно важна, ибо способна возбудить эмоции, вызвать чувство радости, созидания новой жизни, гнев и презрение к носителям всего отрицательного, высокие чувства патриотизма.

Однако не всякое явление жизни может стать объектом драматургической

разработки конкретных видов искусства, Надо, чтобы в

нем содержались необходимые элементы, движущие развитие действия

Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие

не безликое, а преломленное через конкретные образы, через

поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и

стремлений Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых

программ обусловлена самой природой учреждения культуры.

Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и

сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где

есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении

культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии

внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В

процесс этого общения включаются духовные ценности.

Это во многом побудило и театр искать прямые контакты с аудиторией.

Много этой проблемой занимался Г.А. Товстоногов, рассматривая

контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене и человека

в зале. В этом контакте - сама овеществленная поэзия. Нужно

учесть также, что изменяющийся характер контакта в значительной

степени определяет сущность и роль театра в обществе.

Мы накопили огромный опыт определения тональности зрительного

зала и наших с ним отношений. Но это эмпирический опыт,

если можно так сказать - на руку, на глаз, на свет. Так пробовали воду

до изобретения термометра.

Только теперь мы подходим к научному исследованию характера

контакта.

Теория информации, изучение массовых связей кинематографа,

телевидения, наконец, спорта, который все более культивирует эстетическое

начало, - все это позволяет взглянуть и на характер контактов

театра по-новому, и, как это на первый взгляд ни странно, благодаря

научно-технической революции не «по-домашнему», а по-

человечески! Возвышается знание, знахарство уничтожается.

Теперь только понимаю всю справедливость слов К.С. Станиславского:

«Вслед за изучением сценических чувств должно прийти и

изучение чувств зрителя - изучение зрительского зала». «Должно

прийти» - он думал о будущем, в его время еще не было научного

инструментария для такого изучения103.

Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического воздействия с

учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения

в условиях домашнего досуга привело к определению границ деятельности

учреждений культуры, которые трансформировались сегодня

в новые названия. Как отмечает Е.М. Клюско, в настоящее время

«авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговой

деятельности. Наиболее распространенными основаниями для построения

таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности

(культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме

массовой, групповой или индивидуальной деятельности), место осуществления

(домашний досуг или учреждение культуры)»104.

Следовательно, драматургия культурно-досуговой деятельности

развивается в трех направлениях, культурно-досуговые программы,

предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и

домашнем досуге.

В данном контексте «культурно-досуговая программа» - это результат

рассмотрения и использования традиционной, своеобразной

продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла,

обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников

и зрителей.

Стремление к яркому художественному оформлению реальных

событий жизни и труда человека, подчеркивающему их смысл и значение,

акцентирующему гуманистическое звучание, всегда было присуще

творческим исканиям специалистов учреждений культуры. В

регионе, на каждом предприятии, в каждом трудовом коллективе, в

каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет

определить проблему культурно-досуговой программы.

В современных условиях вектор социальной направленности

противоречив, ибо он совпадает со всеми направлениями развития_

Драматургия - это сюжетно-образная концепция культурно-

досуговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный номер

и т.д. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового

действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание

и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал

для режиссерского творчества конкретную пьесу и на основе ее литературного

материала создаем идейно-насыщенный, созвучный современности,

органичный в исполнении актеров и отвечающий сегодняшним

жизненным проблемам спектакль, то в культурно-

досуговой программе это происходит с помощью выразительных

средств на основе самой жизни, реального и фактического материала,

105 См.- Станиславский К. С. Собр соч.: В 8 т. - Т. 5. - С. 461-462.

реальных героев, которыми является и аудитория. Конечно, сферы

применения здесь различны: в одном случае - пьеса, где спектакль

строится с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором,

в другом - конкретная исходная реальная ситуация. В одном

случае мы идем как бы от пьесы к жизни, а в другом наоборот - от

жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но

своими специфическими средствами. В театре драматургическая концепция

спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в

культурно-досуговой программе - исходным, общественно-значимым

событием, где она выступает как способ донесения социальной информации.

3 )Сценарий – основн. Вид драматургии культ-досуг. Форм.

С(р п Козлова)- литературное произведение, описывающее содержание и форму действия, предназначенный для воплощения средствами кино или телеискусства представления, массового праздника, определенных жизненных и политических акций. Это драматургическая основа массового действа, описание будущей постановки, определяющее ее тему, масштабы и границы проведения, пути реализации сверхзадачи

Г. М. Фрумкин

 

Создание С. – это трудный, многоэтапный процесс, включающий в себя различные Аспекты художественно .-педагогической деятельности сценариста, направленных на решение воспитательных задач:

Технология

1. найти задачи, темы

2. найти ракурса (точка зрения на проблему)

3.Разработка единиц сценической информации (разработка смыслового каркаса С. – результат анализа «фактов жизни» и «фактов иск-ва» в рамках оформленной проблемы)

4. работа над самим сценарием: разработать сюжет (сюжет – композиционная основа С.)

5. Отобрать художественные средства

О. И. Марков

 

1 этап: выбор и анализ темы( формулирование проблемы)

2 этап:

-анализ проблемы ( формулирование сверхзадачи)

-нахождение аспектов ( определение кол-ва блоков сценария)

3 этап: разработка сценических блоков( цель анализа- формулирование сценических заданий блокам, эпизодам, создание смыслового каркаса. Объект анализа- факты жизни и факты и искусства)

4 этап:

-разработка замысла сценария в целом( нахождение жанра, форма сценария)

-разработка замысла первого, второго, третьего блоков( нахождение жанра блоков, выразит. средств)

5 этап: разработка сюжета сценария и каждого блока в отдельности

6 этап: отбор документально- художественного материала( определение границ художественного материала)

7 этап: монтаж единиц сценической информации, монтаж эпизодов, монтаж блоков( конечное создание сценария)

Творческий процесс сводиться к интуиции художника и чаще всего к « общепринятым» штампам. О невозможности создания методики пишет А. И. Чечетин, утверждая, что « работа по созданию сценария театрализовано представления, если к ней относится действительно творчески, не может разграничиваться на твердо установленные этапы. Здесь не может быть точно разработанной методики в педагогическом смысле этого слова». Мы не склонны замечать ряд этапов или очень запутанный ход.

Замысел сценария

 

Замысел сценария – художественно – образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно – осязаемой временной и пространствено – пластической разрешнности.

Первоначально замысел существует только в воображении режиссера – это лишь «проект» будущего сценария. Замысел начинается с выработки авторского отношения к поднятой проблеме. Важно понимание конкретных воспитательных целей.

Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.

Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария.

Заимствованный ход выполняющий функцию искусственного объединения сценарного материала или номеров, является приемом. Уберите прием и замените его другим приемом - и вы убедитесь, что ваш «замысел» не изменился.

Чтобы понять природу замысла, прежде всего необходимо помнить, что он начинается с выработки логически-чувственного авторского отношения к поднятой проблеме. Ни в какой другой сфере человеческой деятельности фантазия не проявляется так полно, как в искусстве. В нем возможны смещение времени, самые неожиданные контрасты и многое другое.

Замысел и все его компоненты не могут существовать в отрыве от философских раздумий художника, от богатства его внутреннего мира. Замыслы обычно не описывают, так как какие бы ни были прекрасные мысли, но. выраженные вслух, они бледнеют. Тем более, что от замысла до осуществления - большой, полный препятствий и противодействия путь. Вопрос: «Каким вы видите свой замысел?» - требует не абстрактной декларации, а определения его образной сущности, пусть даже очень краткой и лаконичной.

основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).

Общий замысел сценария – словно огромная матрешка: в замысле сценария – замысел блоков, в замысле блоков – замысел эпизодов, в замысле эпизодов – замысел Е.С.И. и сначала разрабатывается замысел сценария, потом замысел блоков, затем замысел эпизодов и т.д

На этапе разработки замысла перед сценаристом стоит цель – найти форму, адекватную содержанию. Внутреннюю сущность формы обеспечивает верно найденный жанр. Отношение к аспектам проблемы диктует выбор жанра. Жанр сценария вкл. В себя жанры каждого блако и эпизодов. Можно сказать о жанровой направленности отбираемого материала.

При разработке замысла блоков нужно исходить из сцен.заданий, которые определяются нашей позицией. Последняя должна основываться на исходной ситуации ( - худож – о осмысленный драматический факт, из которого будет развертываться дальнейшее действие). Замыслы эпизодов возникают из конкретно разработанных сцен. Заданий. Режиссерское видение сцен.задания, художественное или игровое его решение и является замыслом. Смысловое задание эпизода дает толчок творческому поиску замысла эпизода. В свою очередь смысловые задания Е.С.И., обладающие необходимым эмоциональным зарядом, взрывают ассоциативные пласты творческого воображения автора, и , в зависимости от их смыслового обьема возникают конкретные, детально ощутимые замыслы каждой единицы; реального факта, образной мизансцены ,действующего реквизита и т.д. каждое сцен.задание содержит в себе микроцель.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.