Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные способы создания в композиции композиционного центра и начальной точки фокусировки взгляда зрителя



Картинная плоскость, заполненная одинаковыми (или подобными, визуально похожими) объектами, не может Иметь области интереса и начальной точки фокусировки взгляда, так как все объекты имеют одинаковые форму, размеры, цвет и фактуру. Ни один из них не имеет акцен­та и выделения и поэтому не может вызвать повышенного интереса зрителя (рис. 1).

 

 

Рис. 1 Картинная плоскость с одинаковыми объектами

Подобное заполнение формата, как правило, различными орнаментами и узорами широко применяется при создании тканей, настенных и напольных покрытий и везде, где важно получить общий художественный эффект. И действительно, совсем не нужно, чтобы на стенных обоях или одежде осо­бый интерес вызывала какая-то одна точка (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2 Композиция, не имеющая ясно выраженного композиционного центра

 

В реалистических произведениях живописи и графики доминанта и композиционный центр определяются зри­телем, как правило, легко. Они обычно находятся среди больших фигур на переднем плане. Если декоративная композиция имеет целостную художественную форму с доминантой, то композиционный центр определяется тоже достаточно легко.

Если декоративная композиция (чаще всего абстракт­ная) не имеет ясно выраженной доминанты, то самым важным местом на картинной плоскости становится ее центральная область. Это то место, на которое взгляд зри­теля попадает в первую очередь, и, следовательно, любой объект в центре привлечет его внимание в первую оче­редь. Чем дальше они от центра, тем менее заметными ста­новятся объекты композиции. Однако по мере приближе­ния объектов к внешним краям формата они делаются несколько более заметными, потому что начинают соотно­ситься уже с самим форматом, который всегда является доминантной формой любой композиции.

Еще больше заметны объекты композиции, контуры ко­торых накладываются на края формата и частично эти края перекрывают. (Другими словами, объекты композиции на­ходятся в соседстве с краями формата по типу «оиерлэп-пинг».) В этих случаях создается впечатление, что объекты выходят или же входят в композицию, а иногда кажется, что они находятся впереди картинной плоскости. Такое располо­жение объектов с «нахлестом» на края формата может быть достаточно эффектным, однако злоупотреблять этим нельзя, а сам формат должен иметь простые и ясные контуры.

Как правило, декоративные композиции без доминанты предполагают приблизительную визуальную равноцен­ность всех объектов и элементов композиции, которые должны создавать на ее картинной плоскости единый ху­дожественный ансамбль. Однако в любом случае компози­ции без доминанты явно, а иногда и чрезмерно тяготеют к чистой декоративности. Композиция намного художе­ственней и интересней, если она содержит доминанту и со­ответственно композиционный центр.

Доминанта может быть создана различными способа­ми, однако в любом случае для этого используют какие-либо особые выделения, подчеркивания и оттенения объекта или же элемента композиции на картинной плос­кости. В свою очередь существует много способов выде­ления и подчеркивания объектов для превращения их в доминанту, которые обязательно должны чем-либо отли­чаться от остальных объектов, иными словами, «быть другими», чтобы взгляд зрителя заметил их первыми. Ос­новной путь создания доминанты — это продуманное по­строение разницы (контраста) между объектами и эле­ментами композиции (рис. 3).

 

Рис.3. На картинной плоскости один объект имеет форму, отличающуюся от формы остальных объектов

На картинной плоскости появилась одна прямоуголь­ная форма. Она привлекает к себе внимание и становится доминантой и точкой первоначальной фокусировки взгляда благодаря отличию своей формы от формы окру­жающих объектов.

Если объект любой необычной формы или же обычной (круг, треугольник, ромб и т. д.) находится в окружении одинаковых объектов другой формы, он будет привлекать взгляд наблюдателя в первую очередь. Однако контраст, полученный с помощью разницы в форме, менее силь­ный, чем контраст, который может быть получен с помо­щью разницы в размерах или светотеневой, или цветотеневой тональности.

Если все объекты композиции имеют произвольную форму, то выделяться среди них будет объект геометри­ческой формы.

Если на картинной плоскости большинство объектов расположены горизонтально, то один вертикальный объект будет выделяться как доминанта(рис. 4).

 

 

Рис. 4.Композиция с доминантой в виде круга

Круг — это визуально особо мощная форма. И если он или какой-либо другой объект оригинальной формы ста­новится доминантой, то может не только задержать на себе взгляд зрителя, но и «помешать» ему свободно пере­двигаться по формату композиции.

 

Чтобы взгляд зрителя подолгу не задерживался в облас­ти интереса доминанты, нужно создавать в композиции вто­рую область интереса, в которую взгляд непременно захочет переместиться. Эта вторая область интереса, обязательно визуально подчиненная первой, создается с помощью объекта, который называется субдоминантой (поддоминантой) композиции и визуально подчинен доминанте.

 

 

 

Рис. 6. На картинной плоскости один объект имеет размеры, отличающиеся от размеров остальных объектов

Большие размеры одно­го из объектов выделяют его, и он становится на кар­тинной плоскости рис. 6 доминантой.

Если размер одного из объектов композиции больше (или меньше), чем размеры окружаю­щих его объектов, то эта разница обязательно при­влечет взгляд зрителя. Чтобы сделать объект заметным, использовать боль­ший размер всегда проще и лучше. Однако, пользуясь разницей в размерах для выделения объекта, нельзя забы­вать о балансе, так как слишком большая разница может создать состояние дисбаланса всей композиции. Кроме того, нужно помнить, что каждый объект окружающего мира имеет свой естественный размер, но не всегда жела­тельно, чтобы объект с большим естественным размером был замечен в композиции первым. Поэтому размер нуж­но рассматривать как относительный признак объекта композиции (рис. 7).


 

Рис. 7. Композиция с доминантой и субдоминантами

 


 

Доминантой является большой круг, а субдоминан­той — второй по размеру. Два круга малых размеров явля­ются соответственно первой и второй субдоминантами.

Кипарис большего размера — доминанта, а меньше­го - субдоминанта (рис. 8).

 

 

Рис.8. Композиция с доминантой и субдоминантой

 

 

 

Рис.9. Композиция с композиционным центром и доминан­той, созданными угловатыми и отдельно расположенными округлыми светлыми формами


 



Рис.10. На картинной плоскости от группы объектов одинаковой формы отделен один объект

 

На рис. 10 в первую очередь взгляд привлекает группа кружков. Но почти сразу же ВЗГЛЯД переходит к отдельно расположенному (изолированному) кружку. Таким обра­зом, изоляция одного объекта от остальных объектов ком­позиции не всегда превращает его в доминанту, однако, как правило, делает более заметным, выделяет его.

 


 

Светлый участок неба между изображениями скал сни­зу и облаков сверху является доминантой композиции (рис. 11).

 

Для направления взгляда зрителя к доминанте можно также использовать другие объекты и элементы компози­ции. Направление взгляда часто создается с помощью на­правляющих и ведущих линий, цель которых «ввести» взгляд на картинную плоскость, направить его к доминанте, а затем дать возможность рассмотреть всю композицию.


 

       
   
 
 


Объекты расположены на картинной плоскости рис. 63 таким образом, что направляют и ведут взгляд зрителя к треугольнику с наибольшими размерами, который и ста­новится доминантой.

 

 

Рис. 12. Картинная плоскость, с направляющими линиями, ведущими взгляд к доминанте композиции — цветам

 


 

 

 

 

Рис. 13. Изоляция на картинной плоскости объекта «лодка» а также направление линий, создаваемое листьями сверху, превращают лодку в доминанту композиции

 

 

При использовании направляющих линий, ведущих взгляд к доминанте или какому-либо другому объекту композиции, полезно учитывать, что большинство зрите­лей начинают осмотр композиции с левого нижнего угла, и этим делают его лучшим местом для начала ведущей линии. Если же расположить начало ведущей линии (или линий) в правой стороне формата, то это может вывести взгляд зрителя за пределы композиции. Не следует также начинать направляющие линии точно из угла формата, потому что в этом случае они могут создавать иллюзию «стрелы», указывающей взгляду выход из картинной плоскости.

Чтобы усилить визуальный интерес к создаваемой до­минанте, можно для выделения и подчеркивания выб­ранного объекта использовать и комбинировать сразу не­сколько способов: разницу в размерах и форме, разные цвета, светотеневую и цветотеневую тональности, изоляцию этого объекта на картинной плоскости, композиционное на­правление к объекту взгляда зрителя.

 

Действуя совместно, эти способы легко и гарантированно превратят любой объект композиции в четкую доминанту и точку первона­чальной фокусировки взгляда (рис. 14).

 

 

 

 

Рис. 14. Композиция с доминантой, созданной с использова­нием сразу нескольких способов

 

Точка первоначальной фокусировки взгляда — малень­кий светлый прямоугольник и доминанта — наиболее темная форма, окружающая эту точку, созданы разницей размеров и форм, разной светотеневой тональностью и расположением доминанты на пересечении двух темных наклонных линий.

Доминанта — светлый ствол бамбука — создана разни­цей размеров и направлений, а также разной светотене­вой тональностью. Более темный бамбуковый ствол яв­ляется субдоминантой (рис. 15).

 

 

 

Рис. 15. Композиция с доминантой, созданной одновременно несколькими способами

 

Точку первоначальной фокусировки взгляда очень ча­сто определяют как «центр интереса» композиции (кар­тины). Это полезное, но не совсем точное представление. Дело в том, что в повседневной жизни, хотя человек этого и не ощущает, его зрительная система подсознательно фо­кусирует глаза именно на том, на что он смотрит в данный момент. Все остальное остается при этом в большей или меньшей степени «не в фокусе». Этот факт полезно имен, в виду для правильного выбора месторасположения доминанты композиции. И только после того, как этот выбор сделан, можно решать вопрос, как визуально передать зрителю чувство, что ему в первую очередь нужно по­смотреть именно на созданную доминанту.

 

Если это не противоречит творческому замыслу, то для создания особо эффектной и визуально выигрышной доминанты ее часто размещают в области «визуального центра» формата. Понятие «визуальный центр» формата (композиции) — это главным образом понятие геометри­ческое и совсем не то же самое, что и щентр интереса». По отношению к геометрическому центру формата любой композиции истинный визуальный центр этого формата лежит несколько выше и чуть-чуть правее и является для зрителя композиции естественной точкой визуального фокусирования. (Это связано с тем, что мозговые центры, отвечающие за визуальный, музыкальный и эмоциональ­ный виды памяти, а также за силу воображения и твор­ческие способности, расположены в правом полушарии головного мозга, в то время как в левом полушарии рас­положены центры языковой и математической памяти.) Картины в залах музеев развешиваются с учетом распо­ложения естественного визуального центра их форматов, и тогда такая высота картин над полом называется «му­зейной высотой».

Чтобы визуально выделить и подчеркнуть доминанту, ее всегда лучше располагать несколько в стороне от гео­метрического центра или от самой середины формата картинной плоскости. А если доминанту и точку первона­чальной фокусировки взгляда расположить непосред­ственно в визуальном центре, то это сделает его одновре­менно и центром интереса. Этот художественный прием мощно усиливает визуальный эффект доминантного объекта композиции (рис. 16).

 

 

Рис. 16. Геометрический и истинный визуальный центры формата:

а геометрический центр (показан крестиком) и истинный визу­альный центр (показан прямоугольником) формата любой компо­зиции; б — при более точном определении визуального центра счи­тают, что он лежит на расстоянии 3/8 по боковой стороне от верхней стороны формата

Помещать доминанту в геометрический центр компо­зиции можно только тогда, когда для этого есть особые причины. Дело в том, что объект, расположенный прямо в геометрическом центре, может полностью захватить вни­мание зрителя, и тогда все остальные области компози­ции могут не получить своей доли внимания и компози­ция потеряет значительную часть своей «ударной» силы. Поэтому размещение доминанты строго в геометричес­ком центре формата композиции будет, как правило, все­гда наименее удачным (рис. 17).

 

 

 

Рис. 17. Неудачное размещение доминантного объекта в геометрическом центре формата композиции

Принцип доминанты не обязательно подразумевает присутствие в композиции только одной доминанты хотя бы потому, что если в композиции выделен и как-то под­черкнут только один объект и нет второй области интере­са, то это иногда может создавать ощущение незакончен­ности и отсутствия гармонии. Поэтому в композициях наряду с доминантами очень часто используются и субдо­минанты (поддоминанты), т. е. тоже доминантные облас­ти, но подчиненные доминанте композиции. На практике, как правило, принято рассматривать три степени доми­нантности объектов композиции:

доминанта композиции — объект, имеющий в ком­позиции наибольший визуальный вес или же акцент наивысшей силы. Такой объект довольно часто (но не обязательно!) выдвигается на условный передний план и располагается ближе к визуальному центру формата;

первая субдоминанта — объект, имеющий в компо­зиции достаточно большой визуальный вес, однако меньший, чем визуальный вес доминанты. В компо зиции такой объект часто располагается между пе­редним и задним условными планами; вторая и третья субдоминанты — объекты, имею­щие в композиции незначительные акценты и соот­ветствующие этим акцентам визуальные веса. Рас­полагаются эти объекты, как правило, на условных среднем и заднем планах и часто «уходят», сливают­ся с фоном композиции. Главные роли субдоминанты в композиции: подчерки­вать и оттенять доминанту; при необходимости визуально уравновешивать доминанту; вносить в композицию дина­мику, разнообразие; визуально «подтолкнуть» зрителя после осмотра доминанты к дальнейшему осмотру компо­зиции (рис. 18,19).

 

Рис. 18. Подчеркивание доминанты композиции с использова­нием субдоминант:

а — доминанту (прямоугольник большого размера) оттеняет и подчеркивает субдоминанта (наиболее светлый прямоугольник); б — доминантой пейзажной композиции являются деревья, домик слева первая субдоминанта, а темные холмы справа вторая. Светлые горы вдали можно считать третьей субдоминантой.

 

 


 

Рис.19. Выбор правильного расположения в композиции доминанты и субдоминанты:

а — размеры и формы двух кораблей почти одинаковы и поэтому ни один из них не может стать доминантой: оба корабля как бы со­ревнуются за композиционный центр (область интереса) в компо­зиции; б большой корабль является доминантой, а корабль малого размера — субдоминантой, которая подчеркивает и оттеняет до­минанту, являясь ее своеобразным «визуальным эхом»




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.