Картинная плоскость, заполненная одинаковыми (или подобными, визуально похожими) объектами, не может Иметь области интереса и начальной точки фокусировки взгляда, так как все объекты имеют одинаковые форму, размеры, цвет и фактуру. Ни один из них не имеет акцента и выделения и поэтому не может вызвать повышенного интереса зрителя (рис. 1).
Рис. 1 Картинная плоскость с одинаковыми объектами
Подобное заполнение формата, как правило, различными орнаментами и узорами широко применяется при создании тканей, настенных и напольных покрытий и везде, где важно получить общий художественный эффект. И действительно, совсем не нужно, чтобы на стенных обоях или одежде особый интерес вызывала какая-то одна точка (рис. 2).
Рис. 2 Композиция, не имеющая ясно выраженного композиционного центра
В реалистических произведениях живописи и графики доминанта и композиционный центр определяются зрителем, как правило, легко. Они обычно находятся среди больших фигур на переднем плане. Если декоративная композиция имеет целостную художественную форму с доминантой, то композиционный центр определяется тоже достаточно легко.
Если декоративная композиция (чаще всего абстрактная) не имеет ясно выраженной доминанты, то самым важным местом на картинной плоскости становится ее центральная область. Это то место, на которое взгляд зрителя попадает в первую очередь, и, следовательно, любой объект в центре привлечет его внимание в первую очередь. Чем дальше они от центра, тем менее заметными становятся объекты композиции. Однако по мере приближения объектов к внешним краям формата они делаются несколько более заметными, потому что начинают соотноситься уже с самим форматом, который всегда является доминантной формой любой композиции.
Еще больше заметны объекты композиции, контуры которых накладываются на края формата и частично эти края перекрывают. (Другими словами, объекты композиции находятся в соседстве с краями формата по типу «оиерлэп-пинг».) В этих случаях создается впечатление, что объекты выходят или же входят в композицию, а иногда кажется, что они находятся впереди картинной плоскости. Такое расположение объектов с «нахлестом» на края формата может быть достаточно эффектным, однако злоупотреблять этим нельзя, а сам формат должен иметь простые и ясные контуры.
Как правило, декоративные композиции без доминанты предполагают приблизительную визуальную равноценность всех объектов и элементов композиции, которые должны создавать на ее картинной плоскости единый художественный ансамбль. Однако в любом случае композиции без доминанты явно, а иногда и чрезмерно тяготеют к чистой декоративности. Композиция намного художественней и интересней, если она содержит доминанту и соответственно композиционный центр.
Доминанта может быть создана различными способами, однако в любом случае для этого используют какие-либо особые выделения, подчеркивания и оттенения объекта или же элемента композиции на картинной плоскости. В свою очередь существует много способов выделения и подчеркивания объектов для превращения их в доминанту, которые обязательно должны чем-либо отличаться от остальных объектов, иными словами, «быть другими», чтобы взгляд зрителя заметил их первыми. Основной путь создания доминанты — это продуманное построение разницы (контраста) между объектами и элементами композиции (рис. 3).
Рис.3. На картинной плоскости один объект имеет форму, отличающуюся от формы остальных объектов
На картинной плоскости появилась одна прямоугольная форма. Она привлекает к себе внимание и становится доминантой и точкой первоначальной фокусировки взгляда благодаря отличию своей формы от формы окружающих объектов.
Если объект любой необычной формы или же обычной (круг, треугольник, ромб и т. д.) находится в окружении одинаковых объектов другой формы, он будет привлекать взгляд наблюдателя в первую очередь. Однако контраст, полученный с помощью разницы в форме, менее сильный, чем контраст, который может быть получен с помощью разницы в размерах или светотеневой, или цветотеневой тональности.
Если все объекты композиции имеют произвольную форму, то выделяться среди них будет объект геометрической формы.
Если на картинной плоскости большинство объектов расположены горизонтально, то один вертикальный объект будет выделяться как доминанта(рис. 4).
Рис. 4.Композиция с доминантой в виде круга
Круг — это визуально особо мощная форма. И если он или какой-либо другой объект оригинальной формы становится доминантой, то может не только задержать на себе взгляд зрителя, но и «помешать» ему свободно передвигаться по формату композиции.
Чтобы взгляд зрителя подолгу не задерживался в области интереса доминанты, нужно создавать в композиции вторую область интереса, в которую взгляд непременно захочет переместиться. Эта вторая область интереса, обязательно визуально подчиненная первой, создается с помощью объекта, который называется субдоминантой (поддоминантой) композиции и визуально подчинен доминанте.
Рис. 6. На картинной плоскости один объект имеет размеры, отличающиеся от размеров остальных объектов
Большие размеры одного из объектов выделяют его, и он становится на картинной плоскости рис. 6 доминантой.
Если размер одного из объектов композиции больше (или меньше), чем размеры окружающих его объектов, то эта разница обязательно привлечет взгляд зрителя. Чтобы сделать объект заметным, использовать больший размер всегда проще и лучше. Однако, пользуясь разницей в размерах для выделения объекта, нельзя забывать о балансе, так как слишком большая разница может создать состояние дисбаланса всей композиции. Кроме того, нужно помнить, что каждый объект окружающего мира имеет свой естественный размер, но не всегда желательно, чтобы объект с большим естественным размером был замечен в композиции первым. Поэтому размер нужно рассматривать как относительный признак объекта композиции (рис. 7).
Рис. 7. Композиция с доминантой и субдоминантами
Доминантой является большой круг, а субдоминантой — второй по размеру. Два круга малых размеров являются соответственно первой и второй субдоминантами.
Рис.9. Композиция с композиционным центром и доминантой, созданными угловатыми и отдельно расположенными округлыми светлыми формами
Рис.10. На картинной плоскости от группы объектов одинаковой формы отделен один объект
На рис. 10 в первую очередь взгляд привлекает группа кружков. Но почти сразу же ВЗГЛЯД переходит к отдельно расположенному (изолированному) кружку. Таким образом, изоляция одного объекта от остальных объектов композиции не всегда превращает его в доминанту, однако, как правило, делает более заметным, выделяет его.
Светлый участок неба между изображениями скал снизу и облаков сверху является доминантой композиции (рис. 11).
Для направления взгляда зрителя к доминанте можно также использовать другие объекты и элементы композиции. Направление взгляда часто создается с помощью направляющих и ведущих линий, цель которых «ввести» взгляд на картинную плоскость, направить его к доминанте, а затем дать возможность рассмотреть всю композицию.
Объекты расположены на картинной плоскости рис. 63 таким образом, что направляют и ведут взгляд зрителя к треугольнику с наибольшими размерами, который и становится доминантой.
Рис. 12. Картинная плоскость, с направляющими линиями, ведущими взгляд к доминанте композиции — цветам
Рис. 13. Изоляция на картинной плоскости объекта «лодка» а также направление линий, создаваемое листьями сверху, превращают лодку в доминанту композиции
При использовании направляющих линий, ведущих взгляд к доминанте или какому-либо другому объекту композиции, полезно учитывать, что большинство зрителей начинают осмотр композиции с левого нижнего угла, и этим делают его лучшим местом для начала ведущей линии. Если же расположить начало ведущей линии (или линий) в правой стороне формата, то это может вывести взгляд зрителя за пределы композиции. Не следует также начинать направляющие линии точно из угла формата, потому что в этом случае они могут создавать иллюзию «стрелы», указывающей взгляду выход из картинной плоскости.
Чтобы усилить визуальный интерес к создаваемой доминанте, можно для выделения и подчеркивания выбранного объекта использовать и комбинировать сразу несколько способов: разницу в размерах и форме, разные цвета, светотеневую и цветотеневую тональности, изоляцию этого объекта на картинной плоскости, композиционное направление к объекту взгляда зрителя.
Действуя совместно, эти способы легко и гарантированно превратят любой объект композиции в четкую доминанту и точку первоначальной фокусировки взгляда (рис. 14).
Рис. 14. Композиция с доминантой, созданной с использованием сразу нескольких способов
Точка первоначальной фокусировки взгляда — маленький светлый прямоугольник и доминанта — наиболее темная форма, окружающая эту точку, созданы разницей размеров и форм, разной светотеневой тональностью и расположением доминанты на пересечении двух темных наклонных линий.
Доминанта — светлый ствол бамбука — создана разницей размеров и направлений, а также разной светотеневой тональностью. Более темный бамбуковый ствол является субдоминантой (рис. 15).
Рис. 15. Композиция с доминантой, созданной одновременно несколькими способами
Точку первоначальной фокусировки взгляда очень часто определяют как «центр интереса» композиции (картины). Это полезное, но не совсем точное представление. Дело в том, что в повседневной жизни, хотя человек этого и не ощущает, его зрительная система подсознательно фокусирует глаза именно на том, на что он смотрит в данный момент. Все остальное остается при этом в большей или меньшей степени «не в фокусе». Этот факт полезно имен, в виду для правильного выбора месторасположения доминанты композиции. И только после того, как этот выбор сделан, можно решать вопрос, как визуально передать зрителю чувство, что ему в первую очередь нужно посмотреть именно на созданную доминанту.
Если это не противоречит творческому замыслу, то для создания особо эффектной и визуально выигрышной доминанты ее часто размещают в области «визуального центра» формата. Понятие «визуальный центр» формата (композиции) — это главным образом понятие геометрическое и совсем не то же самое, что и щентр интереса». По отношению к геометрическому центру формата любой композиции истинный визуальный центр этого формата лежит несколько выше и чуть-чуть правее и является для зрителя композиции естественной точкой визуального фокусирования. (Это связано с тем, что мозговые центры, отвечающие за визуальный, музыкальный и эмоциональный виды памяти, а также за силу воображения и творческие способности, расположены в правом полушарии головного мозга, в то время как в левом полушарии расположены центры языковой и математической памяти.) Картины в залах музеев развешиваются с учетом расположения естественного визуального центра их форматов, и тогда такая высота картин над полом называется «музейной высотой».
Чтобы визуально выделить и подчеркнуть доминанту, ее всегда лучше располагать несколько в стороне от геометрического центра или от самой середины формата картинной плоскости. А если доминанту и точку первоначальной фокусировки взгляда расположить непосредственно в визуальном центре, то это сделает его одновременно и центром интереса. Этот художественный прием мощно усиливает визуальный эффект доминантного объекта композиции (рис. 16).
Рис. 16. Геометрический и истинный визуальный центры формата:
а — геометрический центр (показан крестиком) и истинный визуальный центр (показан прямоугольником) формата любой композиции; б — при более точном определении визуального центра считают, что он лежит на расстоянии 3/8 по боковой стороне от верхней стороны формата
Помещать доминанту в геометрический центр композиции можно только тогда, когда для этого есть особые причины. Дело в том, что объект, расположенный прямо в геометрическом центре, может полностью захватить внимание зрителя, и тогда все остальные области композиции могут не получить своей доли внимания и композиция потеряет значительную часть своей «ударной» силы. Поэтому размещение доминанты строго в геометрическом центре формата композиции будет, как правило, всегда наименее удачным (рис. 17).
Рис. 17. Неудачное размещение доминантного объекта в геометрическом центре формата композиции
Принцип доминанты не обязательно подразумевает присутствие в композиции только одной доминанты хотя бы потому, что если в композиции выделен и как-то подчеркнут только один объект и нет второй области интереса, то это иногда может создавать ощущение незаконченности и отсутствия гармонии. Поэтому в композициях наряду с доминантами очень часто используются и субдоминанты (поддоминанты), т. е. тоже доминантные области, но подчиненные доминанте композиции. На практике, как правило, принято рассматривать три степени доминантности объектов композиции:
доминанта композиции — объект, имеющий в композиции наибольший визуальный вес или же акцент наивысшей силы. Такой объект довольно часто (но не обязательно!) выдвигается на условный передний план и располагается ближе к визуальному центру формата;
первая субдоминанта — объект, имеющий в композиции достаточно большой визуальный вес, однако меньший, чем визуальный вес доминанты. В компо зиции такой объект часто располагается между передним и задним условными планами; вторая и третья субдоминанты — объекты, имеющие в композиции незначительные акценты и соответствующие этим акцентам визуальные веса. Располагаются эти объекты, как правило, на условных среднем и заднем планах и часто «уходят», сливаются с фоном композиции. Главные роли субдоминанты в композиции: подчеркивать и оттенять доминанту; при необходимости визуально уравновешивать доминанту; вносить в композицию динамику, разнообразие; визуально «подтолкнуть» зрителя после осмотра доминанты к дальнейшему осмотру композиции (рис. 18,19).
Рис. 18. Подчеркивание доминанты композиции с использованием субдоминант:
а — доминанту (прямоугольник большого размера) оттеняет и подчеркивает субдоминанта (наиболее светлый прямоугольник); б — доминантой пейзажной композиции являются деревья, домик слева — первая субдоминанта, а темные холмы справа — вторая. Светлые горы вдали можно считать третьей субдоминантой.
Рис.19. Выбор правильного расположения в композиции доминанты и субдоминанты:
а — размеры и формы двух кораблей почти одинаковы и поэтому ни один из них не может стать доминантой: оба корабля как бы соревнуются за композиционный центр (область интереса) в композиции; б — большой корабль является доминантой, а корабль малого размера — субдоминантой, которая подчеркивает и оттеняет доминанту, являясь ее своеобразным «визуальным эхом»