Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принцип доминанты (принцип композиционного центра)



Принцип доминанты (от лат. dominantis — господствующий) можно считать дальнейшим развитием принципов контраста и акцента. Цель любой композиции — выразить и передать зрителю определенные мысли, идеи и настроения. Однако объекты и элементы, размещенные на картинной плоскости, не должны вызывать у зрителя одинаковый визуальный интерес и одинаковые по силе эмоции. В гармоничной и целостной художественной композиции должно быть что-то более важное и поэтому визуально более интересное и заметное. Наиболее заметный и вызывающий повышенный зрительский интерес участок картинной плоскости композиции называется композиционным центром.

Хорошо известно, что контрасты противоположных сил объектов композиции подчеркивают и усиливают характерные качества друг друга. В то же время при неправильном использовании контрастов они могут взаимно себя ослаблять и даже уничтожать свою эффективность. Например, если светлые и темные участки занимают композиции примерно одинаковую площадь, они будут визуально «бороться» друг с другом, стараясь привлечь к себе внимание смотрящего. Но так как визуальные силы этих двух противоположностей примерно равны, то зритель вместо интересной «борьбы» двух контрастных тонов будет воспринимать лишь усредненный серый тон. Ударный эффект «светлое против темного» будет нейтрализован.

Принцип доминанты — это главный принцип, помогающий найти правильное соотношение контрастов, акцентов и противоположных сил в композиции, правильно разместить их на картинной плоскости и создать композиционный центр. Согласно этому принципу, используя в композиции «игру» или же «борьбу» (выбор зависит от желаемого эффекта) контрастов и противоположных визуальных сил, необходимо один из контрастов или же одну из противоположных сил (например, светлый или темный оттенок) выделить и сделать доминантной, т. е. более важной, основной, господствующей.

А другую противоположную визуальную силу, или контраст, нужно умело использовать для подчеркивания, оттенения, украшения, придания наибольшей выразительности доминантной силе или доминантному контрасту. Другими словами, в композиции не должно быть идеального равенства противоположных сил, так как восприятие зрителя будет подсознательно требовать, чтобы в борьбе этих сил был определен победитель, визуальный конфликт был завершен и одна из сил стала в композиции главной (доминантной).

Доминантными можно делать любые объекты или части композиции, усиливать или ослаблять их доминантность — все зависит от желаемого визуального эффекта. Доминантные объекты или элементы композиции принято называть доминантой композиции. Такой доминантой может стать один из акцентов, если его визуальная сила в композиции будет наивысшей.

Если рассматривать принцип доминанты с точки зрения его основной роли при построении композиции, то становится ясно, что он указывает создателю композиции на необходимость осознанно соблюдать определенные и, как правило, неравноценные пропорции при использовании визуальных контрастов и противоположностей, а также рекомендует в самой общей форме, как это делать.

Роль доминанты в композиции достаточно важна и многообразна. С помощью доминанты легче выявляется взаимный визуальный вес объектов композиции, лучше организуется пространство картинной плоскости. Очень часто доминанта, привлекая внимание зрителя, определяет первоначальное направление, а затем и продолжение движения его взгляда. С этой точки зрения доминанта композиции настолько тесно связана с понятием композиционный центр композиции, что легко может сама становиться этим центром.

В любом случае вокруг доминанты на картинной плоскости композиции возникает область (площадь, участок), которая привлекает внимание зрителя в первую очередь и вокруг которой создается своеобразный центр повышенного визуального интереса. Эта область и называется композиционным центром (областью интереса) композиции. А объект в этой области, на котором взгляд зрителя фиксируется прежде всего, является доминантой композиции. Центр композиции и область зрительского интереса визуально более важны и интересны по сравнению с другими объекта-ми и элементами композиции, и иногда они могут возникать просто из своего месторасположения на картинной плоскости или из цветового или светотеневого контраста.

Доминанта композиции всегда является ее главным визуальным объектом, а иногда — и единственным объектом композиционного центра (центра зрительского интереса).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.