Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Начало промышленного переворота. Зарождение отечественного машиностроения



Начало промышленного поворота означало внедрение в производство машин, заменявших ручной труд. Самой бурно развивавшейся отраслью промышленности являлась текстильная. Производство тканей, особенно недорогих, из хлопка и льна, имело широкий рынок сбыта, и текстильные

25.

изделия (их в России называли мануфактурой) легко продавалось. Но только во второй половине 19 века, после присоединения к России Средней Азии, появился отечественный хлопок, который быстро стало вытеснять с рынка привозной. Начали возникать крупные (более 100 работников) хлопчатобумажные фабрики. В1804 году таких фабрик в Российской империи насчитывалось 199, а в 1830 году-538. Они принадлежали русским поданным или иностранцам, в основном англичанам и немцам. Немалое их число со временем окончательно переселились в Россию, а некоторые стали родоначальниками известных отечественных предпринимательских фамилий (кнопы, Вогау, Гужоны, Нобели и другие).

Машинами оснащались крупные фабрики и заводы. Именно там с 1830-х годов появились паровые машины. Крупнейшими производителями паровых машин и котлов являлись государственные заводы, расположенные в Петербурге,-Ижорский, Александровский и Литейский (Путиловский). Особо крупные заказы выполнялись на Александровском заводе, который в 1830-1840-е годы выпускал паровые машины (паровые котлы) для пароходных таких машин. В 1849 году в Поволжье, недалеко от Нижнего Новгорода, был основан Сормовский механический завод, специализировавшийся на постройке речных судов. В первое десятилетие своего существования заводом было произведено 60 паровых судов. Впоследствии Сормовский завод сделался крупнейшим центром судостроения Волжского бассейна. Паровые машины изготовляли на Урале и других регионах России. Так, в 1830-1840-е годы на Выксунских заводах близ Нижнего Новгорода по заказу частных пароходных и текстильных компаний ежегодно производилось несколько таких машин. К середине 19 века в России существовало несколько тысяч промышленных предприятий, на которых работало около 520 тыс. человек. В основном это были мастерские, где трудились от 3 до 50 человек. Большая их часть занималась производством текстильных изделий и

26.

обработкой продуктов сельского хозяйства. Машиностроительных заводов было 25, и они обеспечивали не более 30% потребностей страны в машинном оборудовании.

Таким образом, в 30 х гг. ХIХ в. в России начинается промышленный переворот, т. е. переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике. Усилилась специализация регионов, увеличивалось городское население, развивался транспорт. К памятным событиям правления Николая 1 следует отнести появление первых железных дорог в Росси. В 1837 году была открыта Царскосельская железная дорога, а незадолго до смерти императора началось движение по Николаевской железной дороге, связавшей Петербург в Москву.

Заключение.

Изучив политику Николая 1, я узнала много нового о его правлении и о том, что происходило в нашей стране в этот период времени. Таким образом, я делаю вывод, что первое время царствования Николая I было временем бодрой работы, поступательный характер которой очевиден. Однако бодрая деятельность не привлекала к себе ни участия, ни сочувствия лучших интеллигентных сил тогдашнего общества и не создала императору Николаю I той популярности, которой пользовался в свои лучшие годы его предшественник Александр. Одну из причин этого явления можно видеть в том, что Николай I желал действовать независимо от общества и стремился ограничить круг своих советников и сотрудников сферой бюрократии. Другая же причина сложнее. Она коренится в обстоятельствах, создавших попытку декабристов и репрессию 1825-1826 гг. Настроение различных кружков было неодинаково, и далеко не вся интеллигенция сочувствовала бурным планам декабристов. Но разгром декабристов болезненно отразился не на одном их круге, а на всей той среде, которая образовала свои взгляды и симпатии под влиянием западноевропейских идей.

27.

Страх перед подозрением правительства и отчуждение от карающей силы охватывали не только декабристов, но и не причастных к этому сторонников западной культуры и последователей европейской философии. Поэтому как бы хорошо ни зарекомендовала себя новая власть, она все-таки оставалась для людей данного направления карающей силой. А между тем именно эти люди и стояли во главе умственного движения той эпохи. Когда они сгруппировались в два известных нам лагеря "западников" и "славянофилов", оказалось, что оба эти лагеря одинаково чужды правительственному кругу, одинаково далеки от его взглядов и работ и одинаково для него подозрительны. Неудивительно, что в таком положении очутились западники, которые судили русскую действительность с высоты европейской философии и политических теорий. Они, разумеется, находили ее отсталой и подлежащей беспощадной реформе. Труднее понять, как оказались в оппозиции славянофилы. Не один раз правительство императора Николая I (устами министра народного просвещения графа С. С. Уварова) объявляло свой лозунг: православие, самодержавие, народность. Эти же слова могли быть и лозунгом славянофилов, ибо указывали на те основы самобытного русского порядка, церковного, политического и общественного, выяснение которых составляло задачу славянофилов. Но славянофилы понимали эти основы иначе. Современный же им строй они почитали извращенным благодаря господству бюрократизма в сфере церковной и государственной жизни. Поэтому от правительства держались очень далеко, вызывая на себя не только подозрения, но и гонение.

Таким образом установилось своеобразное отчуждение между властью и теми общественными группами, которые по широте своего образования и по сознательности патриотического чувства могли бы быть наиболее полезны для власти. Обе силы - и правительственная, и общественная - сторонились одна от другой в чувствах взаимного недоверия и непонимания. Лучшие

28.

представители общественной мысли, были подозреваемы и стеснены в своей литературной деятельности и личной жизни, чувствовали себя гонимыми. Лишенные доверия власти, они не могли принести той пользы отечеству, на какую были способны. А власть, уединив себя от общества, должна была с течением времени испытать все неудобства такого положения. Пока в распоряжении императора Николая I находились люди предшествующего царствования (Сперанский, Кочубей, Киселев), дело шло бодро и живо. Когда же они сошли со сцены, на смену им не являлось лиц, им равных по широте кругозора и теоретической подготовке. Общество таило в себе достаточное число способных людей, и в эпоху реформ императора Александра II они вышли наружу. Но при императоре Николае I к обществу не обращались и от него не брали ничего. К концу царствования императора Николая I система бюрократизма отчуждавшая власть от общества, привела к господству именно канцелярского формализма, совершенно лишенного той бодрости и готовности к реформам, какую мы видели в начале этого царствования. Несмотря на внешний блеск и показное величие, Россия, гигантский колосс на крепостных ногах, была тяжело больна и нуждалась в скором лечении. Изучая политику Николая 1, я узнала много нового о его правлении и о том, что происходило в нашей стране в этот период времени.

 

 

29.

Список используемой литературы.

1. (Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России. 19 век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Русское слово, 12-е издание, М.-2013 г.)

2. (Энциклопедия российских царей. – М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001. – 448 с., илл.)

3. (Лекции по русской истории профессора С. Ф. Платонова. Издал Ив. Блинов Издание 10-е. Пересмотренное и исправленное. Пг: Сенатская типография, 1917)

 

 

30.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.