Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Первые годы правления



Для того что, чтобы быстрее войти в круг государственных дел, новый император принялся дотошно изучать их подробности. В первое время под свежим впечатлением недавних событий он ещё думал о каких-то реформах, но затем решил ничего не менять и не вводить ничего нового в систему управления государством.

Из труда историка В. О. Ключевского: «Николай поставил себе задачей ничего не применять, не вводить нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самодеятельности.»

При Николае 1 возникли три идеологии в нашей стране:

1. Консерваторы-это те, кто стремится сохранить существующие

10.

порядки;

2. Либералы- те, кто стремился изменить существующие порядки с помощью реформ;

3. Радикалы- те, кто стремился изменить существующие порядки с помощью революции.

Ярый поборник самодержавия, Николай 1 стремился искоренить всякое общественное движение, в особенности революционно-освободительное. Будучи консерватором, император считал, что неограниченная власть есть лучшая форма правления для России. Царь видел несовершенства самодержавия, но стремился искоренить не введением принципиально новых органов управления, а улучшением существующего государственного механизма. Прекрасно осознавая недостатки современного ему общества, царь лично дал разрешение на постановку пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор», которая едко высмеивала нравы и быт провинциального чиновничества. Посмотрев спектакль, Николай 1 заметил: «Мне здесь больше всех досталось». Россия при Николае 1 (недоброжелатели присвоили ему прозвище Николай Палкин) не была похожа на некий ледяной дом, где всё оцепенело. Страна изменялась, и положительные изменения происходили в различных областях. Может быть, они были не столь значительны, как того хотелось бы многим, но они несомненно имелись, и не заметить их было невозможно.

Реформы Николая 1.

С первых же месяцев царствования император Николай поставил на очередь вопрос о реформах. Он явил полное свое равнодушие к мистицизму и религиозному экстазу. Настроение при дворе резко изменилось по сравнению с последними годами Александрова царствования. К деятельности были призваны иные люди.

11.

Снова получил большое значение Сперанский; во главе Государственного совета был поставлен Кочубей; стали на виду, и другие деятели первой половины царствования Александра. Решимость императора Николая начать реформы сказывалась не только в речах его, но и в мероприятиях. Одновременно с отдельными мерами в разных отраслях управления был в конце 1826 г. учрежден "Комитет 6-го декабря 1826 г." Для разбора бумаг императора Александра и вообще "для пересмотра государственного управления". Работая в течение нескольких лет, этот комитет выработал проекты преобразования как центральных, так и губернских учреждений, а кроме того, приготовил обширный проект нового закона о сословиях, в котором предполагалось улучшение быта крепостных. Из трудов комитета многое осталось без дальнейшего движения. Закон о сословиях был внесен в Государственный совет и им одобрен, но не был обнародован вследствие того, что революционные движения 1830 г. на Западе внушили страх перед всякой реформой. С течением времени лишь некоторые меры из проектов "Комитета 6-го декабря 1826 г." были осуществлены в виде отдельных законов. Но в целом труды комитета остались без всякого успеха, и реформа, проектированная им, не удалась. Пока комитет обсуждал общий план необходимых преобразований, правительство принимало целый ряд практических мер для улучшения разных отраслей администрации и для упорядочения государственной жизни. Из таких мер наиболее замечательны:

1) устройство отделений "собственной Его Величества канцелярии";

2) издание "Свода законов";

3) уничтожение ассигнаций;

4) закон об обязанных крестьянах и реформа государственных крестьян;

5) меры в области народного просвещения.

 

12.

1.Устройство отделений "собственной Его Величества канцелярии".

Собственная Его Величества канцелярия существовала и до императора Николая, но не играла заметной роли в управлении государством, служа личной канцелярией государя по делам, которые он брал в свое личное ведение. Создание системы политического сыска Российской империи связано с именем Александра Христофоровича Бенкендорфа (1783-1844). Стремительный взлёт карьеры Бенкендорфа начался при Николае 1, которому он деятельно помогал в подавлении мятежа 14 декабря 1825 года. Николай 1 заинтересовался проектами А. К. Бенкендорфа. Собственная его императорского величества канцелярия, ведавшая личной перепиской императора, теперь была разделена на несколько отделений. При императоре Николае в личное ведение государя взято было столько дел, что маленькая канцелярия очень разрослась и была поделена на отделения.

· Отныне лишь Первое отделение занималось корреспонденцией монарха. Отделение канцелярии продолжало заведовать теми делами, которые раньше составляли ее предмет, т. е. исполняло личные повеления и поручения государя, представляло государю поступающие на его имя бумаги и объявляло по ним его решения.

· Второе отделение было образовано (в 1826 г.) с целью привести в порядок русское законодательство, давно нуждавшееся в упорядочении.

· Наиболее значительная роль отводилась Третьему отделению, основной функцией которого стала борьба с антиправительственным движением. Оно осуществляло высший полицейский надзор, цензуру, следствие по политическим и уголовным делам, должно было ведать высшую полицию в государстве и следить за законностью и порядком в управлении и общественной жизни. Чины этого отделения должны были "наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть

нарушены чьею-либо личной властью, или преобладанием сильных или пагубным направлением людей злоумышленных". Но вскоре надзор за законностью вообще перешел в надзор за политическим настроением общества, и "третье отделение" заменило собой те тайные канцелярии по политическим делам, которые существовали в XVIII в. Таким образом, отделение просуществовало более полувека и было ликвидировано в 1880 году.

· Четвертое отделение было основано после кончины императрицы Марии Федоровны (1828). Оно заменило собой канцелярию государыни по управлению теми образовательными и благотворительными учреждениями, которые император Павел по вступлении своем на престол (1796) передал в ведение своей супруги. Совокупность этих заведений (институтов, училищ, приютов, богаделен и больниц) впоследствии получила наименование "ведомства учреждений императрицы Марии". При императоре Николае кроме четырех постоянных отделений его канцелярии бывали еще временные. Николай все свое царствование держался обычая брать в свое управление те дела, успех которых его особенно интересовал. Поэтому канцелярия императора Николая в государственном управлении всегда играла громадную роль.

2.Издание "Свода законов".

К началу царствования Николая 1 в России накопилось огромное количество законодательных актов. Поэтому решено было провести кодификацию законодательства. Тотчас по воцарении император Николай обратил особое внимание на беспорядок в законах и поручил второму отделению своей канцелярии дело кодификации. Это дело было вверено и на этот раз М. М. Сперанскому, который сумел постепенно приобрести полное доверие и привязанность Николая.

14.

Сперанский повел дело таким образом, что сначала собрал все законы, изданные с 1649 г., т. е. со времени Уложения, а затем из этого собрания законодательного материала составил систематический свод действующих законов. Такой способ работы был указан самим императором Николаем, который не желал "сочинения новых законов", а велел "собрать вполне и привести в порядок те, которые уже существуют". К 1883 году этот колоссальный труд был завершён. В объёмных 45 томах оказалось собрано около 30 тыс. законов, появившихся в России со времён Соборного Уложения царя Алексея Михайловича. Труд получил название «Полное собрание Российской Империи». Полное собрание заключало в себе все старые законы и указы, начиная с уложения 1649 г. и до воцарения императора Николая. Они были расположены в хронологическом порядке. Из этих законов и указов было извлечено все то, что еще не утратило силы действующего закона и годилось для будущего свода.

Такова была первая часть работы. Вторая состояла в том, чтобы из этого множества юридических актов отобрать те, что продолжали действовать. «Свод законов Российской империи» был готов через три года и насчитывал 15 томов. Его отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи. Считалось, что в каждом государственном учреждении должно находится собрание государственных норм и установлений. Так было завершено крупное и трудное дело составления кодекса. Собрать и систематизировать старый русский законодательный материал было, конечно, легче и проще, чем заимствовать материал чуждый и согласовывать его с потребностями и нравами русского общества или же "сочинять новое уложение" на не испытанных жизнью принципах. Однако и более простой прием, принятый при императоре Николае, удался так блестяще лишь потому, что во главе дела был поставлен такой талантливый и усердный человек, как Сперанский.

15.

Понимая все трудности кодификации, Сперанский не удовольствовался тем, что было им сделано для составления Свода: он предложил план устройства постоянных работ над исправлением и дополнением Свода в будущем. По этому плану "второе отделение" (превратившееся в одно из отделений государственной канцелярии) непрерывно следит за движением законодательства и постоянно вносит дополнения и изменения в Свод; когда текст какого-либо тома Свода существенно изменится от подобных дополнений и изменений, то его печатают новым "изданием" в отмену старых, и таким образом состав Свода постепенно обновляется в уровень с движением законодательства.

3.Уничтожение ассигнаций. Реформа Е. Ф. Канкрина.

Ещё одной важной задачей Николай 1 считал решение проблемы государственных финансов. Император Николай наследовал от времени Александра большое расстройство финансовых дел. Борьба с Наполеоном и действие континентальной системы окончательно потрясли государственное хозяйство России. Усиленные выпуски ассигнаций были тогда единственным средством покрывать дефициты, из года в год угнетавшие бюджет. В течение десяти лет (1807-1816) было выпущено в обращение более 500 млн. руб. бумажных денег. Не мудрено, что курс бумажного рубля за это время чрезвычайно упал: с 54 коп. он дошел до 20 коп. на серебро и только к концу царствования Александра поднялся до 25 коп. Так и укрепился обычай вести двоякий счет деньгам: на серебро и ассигнации, причем один серебряный рубль стоил приблизительно 4 ассигнационных. Это вело ко многим неудобствам. Так, например, в 1820 г. в Москве рубль крупным серебром ценили в 4 рубля ассигнациями; рубль мелким серебром - в 4 руб. 20 коп. ассигнациями, а за рубль медью давали на ассигнации 1 руб. 08 коп. При такой путанице люди бедные и мало понимавшие в расчетах несли убытки при каждой сделке и покупке. В государстве не существовало устойчивого

16.

курса ассигнаций; само правительство не могло установить его и сладить с произвольной расценкой денег (с "простонародным лажем"). Император поручил министру финансов Егору Францевичу Канкрину (1774-1845), известному своей бережливостью и умелой распорядительностью, исправить положение. За короткий срок удалось накопить большие запасы золота и серебра и установить твёрдое соотношение стоимости рубля и ассигнации. Постепенно ассигнации из обращения изымались, заменялись новыми бумажным деньгами-кредитными билетами. Введя в основу денежного обращения серебряный рубль и установив обязательный курс ассигнаций, Канкрин укрепил финансовое положение страны. Ему удалось составить в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, с которым можно было решиться на уничтожение обесцененных ассигнаций и на замену их новыми денежными знаками. Помимо случайных благоприятных обстоятельств (большая добыча золота и серебра), образованию металлического запаса помогли выпущенные Канкриным "депозитные билеты" и "серии". Особая депозитная касса принимала от частных лиц золото и серебро в монете и слитках и выдавала вкладчикам сохранные расписки, "депозитные билеты", которые могли ходить как деньги и разменивались на серебро рубль на рубль. Соединяя все удобства бумажных денег с достоинствами металлических, депозиты имели большой успех и привлекли в депозитную кассу много золота и серебра. Такой же успех имели и "серии", т. е. билеты государственного казначейства, приносившие владельцу небольшой процент и ходившие как деньги с беспрепятственным разменом на серебро. Депозитки и серии доставляли казне ценный металлический фонд, в то же время приучали публику к новым видам бумажных денежных знаков, имевших одинаковую ценность с серебряной монетой. Меры, необходимые для уничтожения ассигнаций, составили предмет долгого обсуждения, в котором деятельное участие принимал, между прочим, Сперанский. Было решено (1839) объявить

17.

монетной единицей серебряный рубль и считать его "законною мерою всех обращающихся в государстве денег". По отношению к этому рублю был узаконен постоянный и обязательный для всех курс ассигнаций по расчету 350 руб. ассигнациями за 100 руб. серебром. (Таким образом была совершена "девальвация", т. е. узаконение пониженного курса бумажных денег). А затем (1843) был произведен выкуп по этому курсу в казну всех ассигнаций с обменом их на серебряную монету или же на новые "кредитные билеты", которые разменивались на серебро уже рубль за рубль. Металлический запас и был необходим для того, чтобы произвести этот выкуп ассигнаций, и чтобы иметь возможность поддержать размен новых кредитных билетов. С уничтожением ассигнаций денежное обращение в государстве пришло в порядок: в употреблении была серебряная и золотая монета и равноценные этой монете бумажные деньги.

4.Закон об обязанных крестьянах и реформа государственных крестьян.

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как известно, был дан закон о вольных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному освобождению крестьян от власти их хозяев. Однако этим законом помещики не воспользовались, и крепостное право продолжало существовать, хотя возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача решить крестьянский вопрос и что крепостное право осуждено как его державными предшественниками, так и его недругами - декабристами. Феодальный строй превратился в тормоз экономического развития. Барщинная система сельского хозяйства не отвечала требованиям времени, все шире внедрялся наемный труд. Дальнейшее развитие страны требовало отмены крепостного права. Николай первый считал крепостное право злом. Вместе с тем император понимал, что

18.

освобождение крестьян без земли чревато самыми серьёзными последствиями. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Из высказываний Николая: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, ещё более гибельным (…) Император Александр 1, коего желание в начале его царствования было даровать свободу крепостным людям, впоследствии отклонился от сей мысли как совершенно преждевременной (…) Я тоже никогда на сие не решусь (…) В настоящую эпоху всякий помысел о сем был бы лишь преступным посягательством на общественное спокойствие и благо государства. Пугачёвский бунт доказал, до чего может достигнуть буйство черни. Позднейшие события и попытки сего рода доселе всегда были счастливо прекращены что, конечно, и впредь точно так же будет предметом особенной и, с помощью Божьей, успешной заботливости правительства. (…) Всякому благоразумному наблюдателю ясно, что теперешнее положение не может продолжаться всегда. (…) Не должно давать вольности, но должно давать открыть путь к другому, превосходному, состоянию, связав с ним ненарушимое право вотчинной собственности на землю. Я почитаю сие священной своей обязанностью преемников своих на престоле».

В конце концов Николай 1 решил, что время для отмены крепостного права ещё не наступило и решился на меры способные лишь упорядочить систему отношений между помещиком и крепостным. Исходя из этого император полагал создать условия для будущего раскрепощения крестьянства.

19.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном "Комитете 6-го декабря 1826 г." и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых. В составе класса государственных крестьян были прежние "черносошные" крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее - крестьяне "экономические", бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем - однодворцы и прочие "ландмилицкие" люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации, казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В "Комитете 6-го декабря 1826 г." Сперанский заговорил о необходимости "лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных" и высказал мнение, что такое управление "послужило бы образцом для частных владельцев". Суждение это встретило согласие государя. "Нет сомнения, - говорил император, - что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь - было бы злом, конечно, еще более гибельным". В 1842 году появился закон об обязанных крестьянах. Он позволял землевладельцам ликвидировать крепостные отношения, а крестьянам-приобретать землю. Было запрещено продавать крестьян по долгам помещиков отдельно от семей. Помещик мог теперь освободить крестьян наделить из землёй и получать за это с них определённый оброк. Освобожденные таким образом крестьяне получали название обязанных. Император распорядился приобретать в казну поместья разорившихся владельцев. Бывшие крепостные становились, таким образом,

20.

государственными крестьянами. Беглые крепостные отныне не преследовались, помещик получал государственную компенсацию за них. К началу 1830-ых годов государственных крестьян насчитывалось более 8 млн. Делами этих крестьян занималось специально созданное Министерство государственных имуществ. Император привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812-1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие.

Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим "начальником штаба по крестьянской части». Граф деятельно занялся улучшением положения государственных крестьян. Была отменена барщина, введён оброк, который устанавливался исходя из доходности хозяйства. Прекратилась практика сдачи в аренду частым лицам государственных имений и государственных крестьян. Государственные крестьяне освобождались от многих повинностей, ранее лежавших целиком на них: починки мостов, строительства и ремонта дорого, поставки фуража и продовольствия для армии и т. д. Государственные крестьяне обрели право на самоуправление. Районы, где они проживали, делились на волости сельские общества. Собираясь на сходы, крестьяне выбирали старост и сотников для решения текущих дел. Между тем общий ход русской жизни так влиял на всю систему крепостных хозяйств и крепостных отношений, что надобно было ждать скорого падения крепостного строя. Патриархальные формы крепостного труда уже не соответствовали изменившимся общественным условиям: крепостной труд вообще был малопроизводителен

21.

и невыгоден. Помещичьи хозяйства были почти бездоходны и впадали в задолженность, особенно в неурожайные годы, когда помещики должны были кормить своих голодных крестьян. Масса дворянских населенных имений была заложена в казенных ссудных учреждениях; считают, что к концу царствования императора Николая в залоге находилось больше половины крепостных крестьян (около 7 млн. человек из 11 млн. крепостных мужского пола). Естественным выходом из такой задолженности была окончательная уступка заложенной земли и крестьян государству, о чем и думали некоторые помещики. К экономическим затруднениям помещиков присоединялась боязнь крестьянских волнений и беспорядков. Хотя в царствование императора Николая не было бунтов, вроде пугачевского, но крестьяне волновались часто и во многих местах. Ожидание конца крепостной зависимости проникло в их массу и возбуждало ее. Вся жизнь складывалась так, что вела к ликвидации крепостного права.

5.С. С. Уваров и теория официальной народности. Меры в области народного просвещения.

Меры в области народного просвещения при императоре Николае I отличались двойственностью направления. С одной стороны, очевидны были заботы о распространении образования в государстве; с другой же стороны, заметен был страх перед просвещением и старания о том, чтобы оно не стало проводником революционных идей в обществе. Более 15 лет, с 1833-1849 год министром просвещения являлся граф Сергей Семёнович Уваров (1786-1885) был одним из образованнейших людей своего времени. Он владел несколькими иностранными языками, изучал археологию, философию, историю. Из-под его пера вышло немало научных работ. С. С. Уваров придавал большое значению делу просвещения и образования в стране и старался содействовать, с одной стороны, развитию массового образования. А с другой- превращению высших учебник заведений в подлинно научные и

22.

просветительские центры страны. Заботы распространения образования выразились в учреждении весьма многих учебных заведений. Учреждались специальные учебные заведения: военные (кадетские корпуса и академии военная и морская), технические (Технологический институт и Строительное училище в Петербурге, Межевой институт в Москве); возобновлен был Главный педагогический институт для приготовления преподавателей. Все эти учебные заведения имели в виду удовлетворение практических нужд государства. Для образования общего сделано также немало. Учреждено было несколько женских институтов. Основывались пансионы с гимназическим курсом для сыновей дворян. Было улучшено положение мужских гимназий. По мысли министра народного просвещения графа С. С. Уварова, среднее образование, даваемое гимназиями, должно было составлять удел лишь высших сословий и предназначалось для детей дворян и чиновников. Оно было сделано "классическим", чтобы "основать новейшее русское образование тверже и глубже на древней образованности той нации, от которой Россия получила и святое учение веры, и первые начатки своего просвещения" (т. е. Византии). Для детей купцов и мещан предназначались уездные училища, причем правительство принимало некоторые меры к тому, чтобы лица из этих сословий не попадали в гимназии. Однако стремление к знанию настолько уже созрело в населении, что эти меры не приводили к цели. В гимназии вместе с дворянами поступали в большом числе так называемые "разночинцы", т. е. лица, уволенные из податных сословий, но не принадлежащие к дворянам потомственным или личным. Наплыв разночинцев в гимназии и университеты составлял интересное и важное явление того времени: благодаря ему состав русского образованного общества, "интеллигенции", перестал быть, как прежде, исключительно дворянским. Деятельность С. С. Уварова в памяти потомков осталась прежде всего потому, что он сформулировал так называемую теорию официальной народности. Между тем никакой особой теории не существовало.

23.

В циркуляре попечителям учебных округов, подписанном министром С. С. Уваровом в 1834 году, выражалась желание так строить учебный процесс, чтобы подрастающее поколение училось в духе православия, самодержавия и народности. «Православие» в уваровской формуле олицетворяло понятие религиозного православного мировоззрения, «самодержавие» отражало форму государственного устройства России, понятием «народность» подчёркивалось, что православие и самодержавие отвечают духу русского народа, его представлениям о том, каким должно быть устройство страны. Соединение этих трёх элементов, считал Уваров, и создаёт историческое своеобразие России. Уваровская формула на долгие годы стала основной идеологии России, освящая существующие порядки. Когда на Западе в 1848 г. произошел ряд революционных движений, русские университеты подверглись чрезвычайным ограничениям и исключительному надзору. Преподавание философии было упразднено; посылка за границу молодых людей для подготовления к профессуре прекращена; число студентов ограничено для каждого университета определенным комплектом (300 человек); студентов стали обучать военной маршировке и строевым уставам. Эта последняя мера была введена и в старших классах гимназии. Министерство народного просвещения, которому была в то время подчинена цензура, чрезвычайно усилило строгости, запрещая всякую попытку в журналах, книгах и лекциях касаться политических тем. Последние годы царствования императора Николая I заслужили поэтому славу необыкновенно суровой эпохи, когда была подавлена всякая общественная жизнь и угнетена наука. Малейшее подозрение в том, что какое-либо лицо утратило "непорочность мнений" и стало неблагонадежным, влекло за собой опалу и наказание без суда. В годы правления Николая 1, несмотря на введённую царём цензуру, пышно расцветала литература. В столице были построены Эрмитаж и известный своими громадными размерами, красотой и богатством Исаакиевский собор.

24.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.