Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Финансовые учреждения во ВЭД



 

О финансовых учреждениях. Закон Республики Молдова Nr. 550 от 21.07.1995. // Monitorul Oficial, 1996, Nr. 1, 01 янв.

 

В настоящем законе используются следующие понятия:

руководитель - член совета, исполнительного органа, ревизионной комиссии, главный бухгалтер, руководитель филиала лица, а также другое лицо, уполномоченное законом или уставом брать на себя обязательства самостоятельно или совместно с другими лицами от имени и для лица;

аффилированным другого лица признается лицо:

а) которое осуществляет контроль над лицом;

b) которое находится под контролем лица;

с) которое находится, совместно с лицом, под контролем другого лица;

d) которое является членом совета, исполнительного органа и ревизионной комиссии лица;

e) которое согласно гражданскому законодательству связано с физическим лицом - членом совета, исполнительного органа, ревизионной комиссии лица - родственными связями первой и второй степени, а также супруги;

f) аффилированность которого определена нормативными актами Национального банка, которые должны соответствовать общепринятым принципам эффективного банковского надзора;

банк - финансовое учреждение, принимающее от физических или юридических лиц депозиты или их эквиваленты, которые могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск;

капитал - нетто-стоимость фондов, которыми располагает финансовое учреждение, выражающая разницу между активами и обязательствами (долгами);

регламентированный капитал - собственные фонды, которые финансовое учреждение обязано держать в соответствии с регламентами Национального банка, которыми устанавливаются составные части регламентированного капитала и минимальная сумма, которую учреждение обязано держать по отношению к активам, взвешенным по степени риска, или к общим активам;

доля участия в капитале - право собственности или право голоса в капитале хозяйствующего субъекта;

существенная доля - прямое или косвенное право собственности, соответствующее 5 и более процентам капитала хозяйствующего субъекта или права голоса либо существенно влияющее на менеджмент или деятельность данного субъекта;

долговое обязательство - любой негоциируемый долговой или равнозначный ему инструмент, а также любой другой негоциируемый инструмент, который дает право получить другое негоциируемое долговое обязательство путем подписки или обмена. Негоциируемые долговые обязательства могут быть в виде сертификата или записи в бухгалтерском регистре;

кредит - любое обязательство дать взаймы денежные средства с условием его погашения, выплаты процентов и других связанных с ним выплат; любое продление срока погашения долга; любая гарантия, а также любое обязательство приобрести долговое обязательств о или другие права на осуществление выплаты;

субординированный долг - вложенная денежная сумма, которая соответствует следующим критериям:

- не обеспечена;

- срок погашения составляет не менее 5 лет. Если срок погашения не определен, возвращается по требованию держателя в срок не менее 5 лет с даты вложения и при условии предварительного получения разрешения Национального банка, выданного на условиях, предусмотренных в части (2) статьи 7;

- не погашается раньше срока, за исключением случая ликвидации банка;

- в случае ликвидации банка погашается после удовлетворения требований всех кредиторов банка, но до удовлетворения требований акционеров;

- может быть определена как составная регламентированного капитала на условиях, установленных Национальным банком;

депозит - вложенные денежные средства, которые:

- подлежат возврату в срок либо до востребования с процентами или без них либо в любой другой форме или на условиях, установленных совместно депозитором (лицом, которое вкладывает денежные средства) либо уполномоченным им лицом и депозитарием (лицом, которое принимает денежные средства на хранение);

- не относятся к субординированным долгам, к праву собственности или к оказанию услуг, включая страховые;

- подтверждаются или не подтверждаются любой записью, любой квитанцией, любой справкой или другим документом депозитария;

личные депозиты - вклады физических лиц;

распределение капитала - распределение финансовым учреждением денежных средств или других ценностей между собственниками, полученных на основе их собственности, за исключением:

- дивидендов, состоящих только из акций учреждения или прав на приобретение таких акций;

- любой суммы, выплаченной по депозитам в кооперативном банке, которая по определению Национального банка не является распределением в соответствии с частью (4) статьи 28;

кредитная документация - документация, лежащая в основе соглашения между банком и другим лицом при предоставлении кредита и содержащая по меньшей мере:

- текущее финансовое состояние заявителя кредита и любого лица, которое предоставляет персональную гарантию;

- описание способов гарантирования полной оплаты долга и, при необходимости, оценку имущества, являющегося предметом гарантии;

- описание условий кредита, в том числе сумму кредита, процентную ставку, схему возврата, цели дебитора и предназначение кредита;

- документ с подписями лиц, разрешивших выдачу кредита от имени банка;

- иные документы, определенные банком;

филиал - отдельное подразделение, юридически зависящее от банка и осуществляющее все виды финансовой деятельности или их часть;

финансовое учреждение - юридическое лицо, принимающее депозиты или их эквиваленты, которые не могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск;

исправительные меры - меры по исправлению нарушений, указанных в статье 38, которые включают:

- составление плана увеличения регламентированного капитала;

- создание комиссий совета банка по контролю за кредитами, управлению активами и пассивами, проведению внутреннего аудита и контроля;

- замена руководителей структурных подразделений;

- создание и использование более эффективной системы внутреннего контроля;

- иные меры;

распоряжение - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одного или нескольких финансовых учреждений, составляющих менее одной категории финансовых учреждений;

лицо - физическое или юридическое лицо, ассоциация или группа совместно действующих лиц, зарегистрированные или незарегистрированные;

регламент - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одной или нескольких категорий финансовых учреждений и других юридических и физических лиц;

деление - любое юридическое лицо, в котором другому юридическому лицу или группе совместно действующих лиц принадлежит:

- 50 и более процентов акций с правом голоса;

- существенная доля, предоставляющая право этому другому юридическому лицу или группе лиц осуществлять реальный контроль менеджмента отделения и его деятельности.

Национальный банк имеет исключительное право на выдачу банкам лицензий.

(1) Минимальная сумма, подписываемая и вносимая в капитал банка, устанавливается в размере 100 миллионов леев.

(2) Стоимость акций оплачивается только денежными средствами.

(1) Для получения лицензии на осуществление финансовой деятельности в соответствии со статьей 26 Национальному банку представляется письменное заявление в порядке, установленном им, к которому прилагаются:

а) сведения о квалификации, опыте работы и профессиональной деятельности руководителей будущего банка за последние десять лет;

b) данные о размере капитала будущего банка, который предполагается внести;

с) бизнес-план будущего банка, в который входят организационная структура, виды предполагаемой финансовой деятельности, прогнозирование финансовых результатов на предстоящие три года и др.;

d) сведения об имени (наименовании), местожительстве (местонахождении), коммерческой или профессиональной деятельности за последние десять лет и доле участия каждого лица, которое выразило намерение обладать пятью и более процентами акций банка, дающих право голоса. В целях применения данного положения к аффилированным лицам их доля устанавливается путем сложения их долей;

е) иные сведения, предусмотренные Национальным банком.

(2) Если Национальный банк считает, что основные сведения являются неполными, он может потребовать от заявителя представления дополнительных сведений для получения лицензии.

(3) Заявление на получение лицензии для филиалов и отделений иностранного банка подается им в порядке, установленном регламентами Национального банка.

(1) В трехмесячный срок со дня получения заявления в соответствии с условиями, предусмотренными в статье 6, Национальный банк дает предварительное согласие или отклоняет заявление и в письменном виде уведомляет заявителя о своем решении. Отказ в выдаче лицензии должен быть обоснованным. Причиной отклонения заявления может быть и представление неполных сведений для определения соответствия заявителя требованиям части (2).

(2) Национальный банк выдает лицензию только в случае, если есть уверенность, что:

а) банк будет осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим законом;

b) квалификация, опыт работы и моральные качества руководителей и акционеров с существенными долями соответствуют бизнес-плану и видам финансовой деятельности, на которую банку будет выдана лицензия;

с) финансовое положение банка будет удовлетворительным.

(3) После дачи предварительного согласия Национальный банк устанавливает следующие требования для получения лицензии:

а) внесение первоначального капитала в размере не ниже минимально необходимого капитала;

b) прием на работу специалистов;

с) заключение контракта с аудиторской организацией в соответствии со статьей 34;

d) взятие в аренду или приобретение оборудования для осуществления банковских операций и зданий для банка.

(4) Если в течение года банк не выполнил указанных требований, предварительное согласие на выдачу лицензии аннулируется.

(5) Если указанные требования выполнены, Национальный банк в месячный срок выдает лицензию.

(6) Иностранному банку выдаются лицензии для филиалов и отделений, если:

а) данному банку в стране местонахождения его центрального офиса разрешен прием депозитов или других возвратных фондов;

b) компетентные органы иностранного государства, осуществляющие надзор за финансовой деятельностью центрального офиса иностранного банка в письменном виде дали согласие на выдачу такой лицензии;

с) Национальный банк устанавливает, что надзор за деятельностью иностранного банка осуществляется надлежащим образом компетентными органами иностранного государства на консолидированной основе.

(7) Финансовые учреждения, выполняющие отдельные виды финансовой деятельности, но в соответствии с настоящим законом не являющиеся банками, получают лицензии в порядке, установленном Национальным банком.

(8) Национальный банк не выдает лицензию в случае, если капитал создаваемого банка не соответствует сумме минимального размера капитала в соответствии со статьей 5 и расходов, требуемых для создания банка. Расходы, связанные с созданием банка, осуществляются в пределах, предусмотренных бизнес-планом, разработанным в соответствии с требованиями пункта с) части (1) статьи 6.

(1) Лицензия выдается на неопределенный срок без права передачи.

(2) Для каждого филиала или иного обособленного подразделения банка, в котором будет осуществляться деятельность на основании лицензии, банку выдаются заверенные копии лицензии.

(3) Сбор за выдачу лицензии устанавливается в размере 50 000 леев.

(4) Сбор за выдачу заверенной копии лицензии, за переоформление лицензии/заверенной копии лицензии, а также за выдачу дубликата лицензии/заверенной копии лицензии устанавливается в размере 450 леев.

(5) Суммы сборов, указанных в частях (3) и (4), зачисляются в государственный бюджет и не подлежат возврату, если банк/филиал или иное обособленное подразделение банка не начнет либо прекратит свою деятельность.

(1) Национальный банк ведет регистр лицензированных банков, в который вносятся наименование и местонахождение центрального офиса банка и его филиалов и к которому прилагаются копии документов, указанных в статье 17. Данный регистр предоставляется общественно сти для ознакомления.

(2) Копии регистра лицензированных банков должны находиться во всех территориальных подразделениях Национального банка для постоянного ознакомления общественности.

(3) Банки, лицензии которых были отозваны, исключаются из регистра, в котором производится соответствующая запись.

(1) Национальный банк может отозвать лицензию банка в следующих случаях:

а) отзыва лицензии по заявлению банка;

b) совершения нарушений, указанных в статье 38;

с) обнаружения недостоверных сведений, представленных заявителем, или о заявителе, на основе которых выдана лицензия;

d) задержки начала деятельности банка более чем на год со дня получения лицензии или неспособности более шести месяцев осуществлять операции по привлечению депозитов или других возвратных фондов;

е) отзыва лицензии другого банка, который обладает существенной долей в данном банке;

f) реорганизации банков или продажи значительной части активов банка;

g) перевода или потери иным образом обладателем существенной доли в банке этой доли без письменного согласия Национального банка;

h) ликвидации банка по решению его собственников или прекращения существования банка как независимой юридической единицы;

i) выполнения банком в течение первых трех лет видов финансовой деятельности, существенно отличающихся от перечисленных в заявлении на получение лицензии, если Национальный банк считает, что данное отклонение не оправдано новыми экономическими условиями;

j) несоблюдения собственниками банка положений, предусмотренных законом для обеспечения пруденциального управления банком, или недопущения ими осуществления эффективного надзора.

(2) Если банк обращается с заявлением к Национальному банку об отзыве лицензии, последний принимает решение в 30-дневный срок со дня получения заявления.

(3) Лицензия, выданная иностранному ба нку для его филиалов, должна быть отозвана Национальным банком, если данный банк утратил полномочия на прием депозитов или других возвратных фондов в стране местонахождения его центрального офиса.

(4) Решение Национального банка об отзыве лицензии незамедлительно в письменном виде доводится до сведения банка и соответствующего филиала, а также налоговой инспекции с указанием обоснованных причин.

(1) Решение об отзыве лицензии в семидневный срок после принятия публикуется в Официальном мониторе Республики Молдова, в газетах, распространяемых по всей территории республики, а также в местностях, в которых у банка есть территориальные подразделения.

(2) Решение об отзыве лицензии вступает в силу с момента его принятия.

(3) Со дня вступления в силу решения об отзыве лицензии банк обязан прекратить любые финансовые операции, ликвидировать cвои активы наиболее короткие сроки, прекратить прием депозитов и выполнить свои обязательства. В процессе ликвидации банк остается субъектом настоящего закона как и при наличии лицензии.

(1) Ни одно лицо не может осуществлять финансовую деятельность, включающую прием депозитов или их эквивалентов, без лицензии Национального банка.

(2) Ни одно лицо, за исключением банков, не имеет права принимать личные депозиты или их эквиваленты.

(3) Ни одно лицо не может использовать без лицензии Национального банка слово \"банк\" и его производные в отношении своей деятельности, кроме случаев, когда их использование признано законом или международным соглашением либо когда из контекста вытекает, что это слово и его производные не относятся к финансовой деятельности.

(4) Ни один иностранный банк не может непосредственно осуществлять финансовую деятельность в Республике Молдова иначе как через свои филиалы и отделения на основании лицензии Национального банка. Иностранный банк может открывать представительства в Республике Молдова только после письменного уведомления об этом Национального банка в соответствии с принятыми им нормативными актами. Деятельность представительств иностранных банков ограничивается предоставлением информации, установлением связей и выполнением представительских функций. Представительства не осуществляют ни один из видов деятельности, предусмотренных статьей 26.

(5) Ни одно лицо не может привлекать депозиты путем представления недостоверных сведений, создания видимости деятельности, введения в заблуждение или манипулирования иным способом.

(1) Управление финансовыми учреждениями и их операции должны осуществляться в строгом соответствии с общепризнанными принципами управления и бухгалтерского учета, требованиями закона и нормативных актов Национального банка.

(2) Финансовые учреждения должны постоянно владеть адекватным капиталом и достаточными ликвидными ресурсами в соответствии с видами своей финансовой деятельности и обеспечивать разнообразие активов с учетом риска убытков.

(1) Банки могут осуществлять, в пределах полученной лицензии, следующую деятельность:

а) прием процентных и беспроцентных депозитов (на предъявителя, срочных и др.);

b) предоставление кредитов (потребительских и ипотечных, факторинг с правом регресса или без него, финансирование коммерческих сделок, выдача гарантий и поручительств и т. п.);

с) заем средств, купля-продажа за счет банка или за счет клиентов (за исключением андеррайтинга):

- инструментов финансового рынка (чеков, векселей, депозитных сертификатов и т. п.);

- финансовых фьючерсов и опционов по негоциируемым ценным бумагам и процентным ставкам;

- инструментов, связанных с процентной ставкой;

- негоциируемых ценных бумаг;

d) расчетно-кассовое обслуживание;

е) выпуск и управление платежными инструментами (кредитными и платежными карточками, дорожными чеками, банковскими векселями и т. д.);

f) купля-продажа денежных средств (в том числе иностранной валюты);

g) финансовый лизинг;

h) оказание услуг в отношении кредитования;

i) оказание услуг в качестве финансового агента или консультанта, за исключением указанных в пунктах а) и b);

j) операции в иностранной валюте, в том числе фьючерсные договоры о ее продаже;

k) оказание трастовых услуг (инвестирование и управление трастовыми фондами, хранение ценных бумаг и других ценностей и управление ими и др.);

l) оказание услуг по управлению портфелем инвестиций и предоставление консультаций по инвестициям;

m) андеррайтинг и размещение негоциируемых ценных бумаг и акций и операции с акциями;

n) иные виды финансовой деятельности, разрешенные Национальным банком.

(3) Банк не вправе осуществлять виды финансовой деятельности, не предусмотренные лицензией.

(1) Финансовым учреждениям запрещается:

а) осуществлять сделки и операции, которые создали бы одному или нескольким из них доминирующее положение на денежном, финансовом и валютном рынке;

b) вводить в заблуждение с целью получения недобросовестным путем преимуществ в своих интересах и интересах третьих лиц.

(2) Финансовое учреждение не вправе требовать ни у одного лица заключения договора об оказании финансовых и иных услуг или приобретения имущества его аффилированного лица в качестве условия заключения с ним договора об оказании финансовых услуг.

(3) Банк и его аффилированное финансовое учреждение не могут:

а) предоставлять одному лицу кредиты выше установленных Национальным банком пределов или осуществлять андеррайтинг или размещение ценных бумаг, или способствовать финансированию третьими лицами данного лица в целях выполнения им своих обязательств по отношению к аффилированному лицу;

b) осуществлять андеррайтинг или размещение ценных бумаг определенного лица и одновременно предоставлять ему кредиты для погашения им задолженности, выплаты процентов или дивидендов по этим ценным бумагам;

с) осуществлять андеррайтинг, размещение или распределение ценных бумаг (за исключением государственных ценных бумаг и в течение шестидесяти дней после их продажи покупать или рекомендовать другим в качестве менеджера активов или консультанта по инвестициям приобретать их.

(4) Банк не вправе покупать у своего аффилированного лица:

а) его активы;

b) ценные бумаги, на которые его аффилированное лицо осуществит андеррайтинг, разместит или распределит, либо ценные бумаги, на которые в предыдущем году данное лицо осуществило андеррайтинг, разместило или распределило.

(5) Банк не вправе предоставлять кредиты или помогать в получении кредитов для покупки ценных бумаг, на которые его аффилированное лицо осуществило андеррайтинг, разместило или распределило.

(1) Банки обязаны соблюдать следующие максимальные пределы, установленные Национальным банком в отношении:

а) максимальных показателей и открытых позиций, которые банк обязан соблюдать по отношению к своим активам, активам, взвешенным по степени риска, внебалансовым средствам и разным категориям капитала и резервов;

b) максимальной суммы предоставленных и обусловленных договором кредитов, соотнесенной с регламентированным капиталом, которую банк имеет право предоставить одному лицу или группе лиц, связанных с банком;

с) максимальной суммы предоставленных и обусловленных договором кредитов, соотнесенной с общей суммой кредитов, которую банк вправе предоставить десяти наиболее крупным заемщикам (включая группу лиц, связанных с банком).

(2) В соответствии с регламентами Национального банка банки должны соблюдать следующие требования в отношении:

а) минимальной суммы ликвидных средств или определенных их категорий соотнесенной со стоимостью или изменением стоимости активов (включая полученные гарантии и залоги) или с определенными категориями активов либо со стоимостью или изменением стоимости пассивов или с определенными категориями пассивов;

b) предельной общей суммы инвестиций в недвижимость или по отдельным их категориям;

c) классификации и оценки активов, а также резервов для покрытия риска, которые должны быть созданы на основе этой классификации и оценки для покрытия возможных убытков, связанных с кредитом, и срока, когда проценты по этим кредитам не могут более считаться доходом, иначе как при условии их реальной выплаты;

d) предоставления определенных видов и форм кредитов и инвестиций;

е) приведения в соответствие сроков и процентов по активам и пассивам;

f) необеспеченных позиций в иностранной валюте, ценных металлах или драгоценных камнях, превышающих установленный предел.

(3) Несоблюдение требований, указанных в частях (1) и (2), влечет применение санкций, предусмотренных статьей 38.

(4) Банк не может распределять капитал, если Национальный банк считает, что в результате этого регламентированный капитал будет ниже минимально необходимого капитала.

(5) Банк не может предоставлять кредиты, гарантируемые выпущенными им акциями.

(6) Ни одно финансовое учреждение не может непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью или оказывать услуги, за исключением финансовых.

Финансовое учреждение должно подготовить и хранить в центральном офисе следующие документы:

а) устав, положения и изменения к ним;

b) реестр акционеров, включающий количество акций, зарегистрированных на имя каждого акционера, согласно Закону о рынке ценных бумаг;

с) протоколы заседаний и решения совета;

d) протоколы и решения общих собраний акционеров;

е) бухгалтерские регистры, в которых достоверно отражена деятельность данного учреждения, все производимые им операции и финансовое положение;

f) ежедневный подробный учет операций данного учреждения с каждым клиентом и остаток по его счетам;

g) иные документы, предусмотренные настоящим законом и нормативными актами Национального банка.

Финансовое учреждение в порядке, установленном Национальным банком, должно периодически публиковать достоверную информацию о своей финансовой деятельности, об условиях приема депозитов, предоставления кредитов и процентных ставках.

(1) Банки не могут предоставлять лицу, связанному с банком, или в его интересах кредиты, если такие кредиты вообще не предоставляются или предоставляются на менее выгодных условиях лицам, не имеющим с банком таких отношений. В целях применения данного положения лицами, связанными с банком, являются: любой руководитель банка; любое лицо, связанное с ним родством первой и второй очереди; акционеры с существенной долей; аффилированные лица банка. Кроме этого, ни один банк не должен предоставлять лицу, связанному с банком, или в его интересах кредит, если в результате общая сумма предоставленных кредитов таким лицам будет превышать размер, установленный Национальным банком.

(2) Банки предоставляют кредит финансовым учреждениям, связанным с банком, в соответствии с условиями и ограничениями, установленными Национальным банком. В целях применения данного положения финансовым учреждением, связанным с банком, является: любое лицо либо группа таких лиц, действующих совместно, которые имеют прямой или косвенный интерес в предоставлении банковского кредита; любой хозяйствующий субъект, в котором банк имеет существенную долю.

(3) Банк не может предоставлять кредиты ни одному своему работнику иначе как в пределах, установленных Национальным банком.

(1) Все кредитные и гарантийные операции банков должны быть отражены в договорных документах, из которых ясно вытекали бы установленные сроки и другие условия данных сделок.

(2) При предоставлении кредитов банки проверяют заявителей на предмет доверия в отношении возврата ими кредитов в срок. В связи с этим банки требуют у заявителей гарантирование кредитов на условиях, определенных в их регламентах по кредитованию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.