Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепция катастрофизма. Кювье (1918 г.)



Французский естествоиспытательЖорж Кювье ((1769—1832) был самым выдающимся зоологом конца XVIII и начала XIX в. Особенно ценны заслуги его в области равнительной анатомии. Важное значение имели исследования Кювье. над ископаемыми позвоночными, в которых он с большим успехом применял принципы сравнительной анатомии. Кювье был сторонником постоянства вида и главным противником последователей теории эволюции Ламарка, одержав над ними верх в публичном споре в академии, Кювье на долгое время закрепил в науке представление о неизменности вида.

Катастрофизм есть такая разновидность гипотез органической эволюции, в которой прогресс органических форм объясняется через признание неизменяемости отдельных биологических видов.

В связи с тем, что длительность существования Земли до начала 19 в. оценивалась не более чем в 100 тыс. лет, было трудно объяснить действием обычных причин зафиксированные в толщах пород огромные изменения, претерпевавшиеся Землёй и её органическим миром в прошлом. Жорж Кювьепредпринял специальные палеонтологические исследования, чтобы обнаружить промежуточные формы организмов, переходных между современными животными и теми, останки которых он находил при раскопках и которые могли свидетельствовать в пользу их эволюционных изменений в природе. Не найдя таких промежуточных форм и стремясь найти выход из этого затруднения, Ж. Кювье в 1812 выдвинул гипотезу о катастрофах (переворотах), по которой каждый геологический период имел свою фауну и флору и заканчивался громадным переворотом, катастрофой, при которой гибло на земле всё живое и новый органический мир возникал путём нового творческого акта. Учение о катастрофах он изложил в «Discours sur les revolutions de la surface du globe et sur les changements qu’elles ont produits dans le règne animal» в 1918 г. Это была попытка не только объяснить грандиозность прошлых преобразований Земли, но и преодолеть противоречие между господствовавшими убеждениями в неизменности видов и уже тогда прочно установленным фактом многократной смены в геологическом разрезе отличных друг от друга ископаемых флор и фаун.

Идеи Кювье развивали французский палеонтолог А. д'Орбиньи, швейцарский геолог Л. Агассис, английский геолог А. Седжвик и др., насчитывавшие в геологической истории Земли 27 катастроф, во время которых якобы погибал весь органический мир. После каждой катастрофы, по представлениям этих учёных, в результате очередного божественного «акта творения» создавались совершенно новые растения и животные, не связанные с ранее существовавшими; каждый раз они были более сложно и совершенно организованы, чем предшествующие. В периоды между катастрофами никакого развития и изменений вновь созданные живые существа якобы не претерпевали. Концепция катастрофизма и неоднократных творческих актов согласовывалась с библейской версией творения мира. Принимая эту концепцию, можно было объяснить современное состояние поверхности Земли как результат последнего во времени творческого акта.

Ни о какой эволюции живых организмов в таком случае не могло быть речи, поскольку происходило лишь уничтожение прежних видов и форм и неожиданное возникновение неизвестным путем новых видов.

Решительный удар катастрофизму Кювье нанёс английский геолог, друг Дарвина, Чарльз Лайель в своей работе «Основы геологии». Лайель показал, что геологическое развитие происходит постоянно и непрерывно. Однако Лайель впал в другую метафизическую крайность: «отбросив» катастрофы Кювье, он свёл геологическое развитие к плоскому эволюционизму, с отрицанием качественных, революционных по своей сути, изменений («скачков», «перерывов постепенности»), подготовленных медленными количественными изменениями земной коры и прочих оболочек Земли. В действительности же история планеты Земля представляет собой перманентный процесс постепенного и едва заметного преобразования её недр и поверхности под воздействием как внутренних, так и внешних (атмосфера, водные потоки, жизнедеятельность организмов) факторов, «прерываемый» периодически «катастрофами» - эпохами складчатости (горообразования), активного вулканизма или, скажем, оледенения, когда в достаточно короткие, по меркам геологии, промежутки времени Земля претерпевает большие, коренные изменения. А такие катастрофические процессы, в свою очередь, влекли за собой полную гибель многих, но не всех групп растений и животных.

Палеонтологи-эволюционисты в ходе своих исследований устанавливают происхождение (филогенез) типов, классов, отрядов и т.д. живых существ, выявляют их предков и потомков, «выстраивают» соответствующие «цепочки» и «разветвления». Сделать это непросто - по причине неполноты палеонтологической летописи. Слишком часто учёным в их «теоретических построениях» недостаёт определённых переходных, промежуточных форм - они просто-напросто ещё не обнаружены, и именно на этом спекулируют противники эволюционного учения.

Пресловутая теория катастроф «даёт рецидивы» и в наше время. Например, в виде популярной гипотезы о внезапной» гибели динозавров в результате падения гигантского метеорита 65 млн. лет тому назад («гипотеза Альвареса»). Такая точка зрения имеет право на существование, и ничего сверхъестественного и антинаучного здесь нет. Вполне можно предположить, что на нашу планету действительно упало огромное небесное тело, это привело к катастрофическим изменениям климата, к которым исполинские рептилии приспособиться, увы, не сумели. Однако нужно иметь в виду следующее: 1) «внезапность» гибели динозавров была относительной - этот процесс, по-видимому, продлился сотни тысяч и миллионылет (есть данные, что некоторые группы динозавров - трицератопсы, тероподы и др. - ещё два миллиона лет тому назад жили в Северной Америке и Индии);

2) в результате катаклизма погибли динозавры, но выжили многие другие группы животных: крокодилы, черепахи, змеи, птицы, а также кораллы и головоногие моллюски наутилусы и ранние, ещё очень примитивные млекопитающие.

Млекопитающие, очевидно, выжили тогда потому, что были прогрессивнее динозавров, «гибче», проворнее, что обладали они куда большим потенциалом развития и приспособляемости! Гибель динозавров с одновременным «воцарением» на Земле млекопитающих и птиц (и с одновременным утверждением господства цветковых растений!) - это была великая биологическая революция, подготовленная предыдущим ходом эволюции. Это был закономерный акт, который должен был произойти в силу естественного и в целом прогрессивного развития жизни на Земле.. В любом случае, факт «внезапной» гибели динозавров ни в коей мере не может служить подтверждением теории катастроф и опровержением научно-эволюционного представления о естественном, закономерном, непрерывном и последовательно-преемственном развитии жизни на Земле.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.