Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ



КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И КАК НАУКА.

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Особенность предмета конституционного права выражается также и в том, что его нормы регулируют лишь определённый слой отношений в указанных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма.

Единство общества обеспечивается: 1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определённость, формы организации и функционирования, и 2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, сохраняется его целостность.

Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, которые определяют устройство государства. В них выражается качественная характеристика государства - суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы её реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, общества, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием основы конституционного строя.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют принадлежность к гражданству государства, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его основные права, свободы и обязанности.

Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между федерацией в целом и её субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между ними. Они составляют предмет конституционного права.

Таким образом:

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ.

Источник - наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе - в Конституции РФ.

В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Нормы-принципы,нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

Нормы имеют учредительный характер содержащихся в них предписаний. Они первично устанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права. Определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

Имеют особый характер реализации. Многие нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ).

Характеризуются специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это - народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

Имеют особенности структуры. Для них не характерна трёхчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Классифицируются:

1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений в которых выражается основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвёртые - с системой органов государства.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.

3. По территории действия. Различают нормы действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений.

На основании критерия содержащегося предписания различают нормы: управомочивающиеся, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, её субъектов, предметы ведения всех государственных органов. Нормы-принципы, нормы-цели и нормы-задачи и т.п.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Это - конституционные обязанности граждан, а также нормы в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определённых действий, в них предусмотренных. Это - «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п.

5. По степени определённости содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные норма.

Императивные - такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные - предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

6. По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм.

Определённый правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуется государственно-правовыми институтами. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечёт за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм, объединённых в институт, общую для них правовую специфику. В правовой институт могут входить и нормы Конституции РФ, и нормы текущего законодательства, т.е. обладающие различной юридической силой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.