МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Введение
Выполнение проектно-исследовательской работы учащимися рассматривается как вид промежуточной аттестации. По своему содержанию работа приближается к самостоятельной исследовательской работе.
Проектно-исследовательская работа представляет собой самостоятельный научно- исследовательский труд, позволяющий определить способности учащегося решать научные и практические проблемы изучаемых дисциплин, дающий возможность говорить об умении грамотно, логически правильно, стройно и последовательно излагать результаты этого труда.
Выполнение таких работ способствует выработке у учащихся умения творчески изучать учебную дисциплину, тесно увязывать теоретические положения с практикой, вести конкретные самостоятельные исследования.
Подготовка работы способствует приобретению учащимися методических навыков выполнения элементов научного исследования, составления плана работы и библиографии по теме, изучение литературы и других источников, помогает развитию навыков по сбору и анализу собранного материала и литературному изложению результатов исследования.
К проектно-исследовательской работе как первому самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
-работа должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне;
-работа должна быть написана самостоятельно;
-работа должна быть написана четким и грамотным языком и правильно оформлена;
-работа выполняется в сроки, определенные учебным планом.
Подготовка работы включает следующие этапы:
-выбор темы;
-подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;
-составление предварительного варианта плана;
-изучение отобранных литературных источников;
-составление окончательного варианта плана;
-сбор и обработка фактических данных, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщение;
-написание текста работы;
-защита работы.
Выбор темы
Успех в написании проектно-исследовательской работы предопределяется правильным выбором темы. Учащийся выбирает одну из указанных преподавателем тем работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. При выборе темы учащемуся предоставляется полная самостоятельность. Вместе с тем, автор должен исходить из своих субъективных способностей к исследованию, степени их разработки в науке. В названии темы отражается объект, предмет и проблема исследования. Выбрав тему, учащийся должен определить конкретную конечную цель работы, результат, к которому он стремится, сформулировать задачи, которые потребуется решить для достижения поставленной цели работы, и выбрать пути (методы, способы) ее достижения.
В случае затруднения, возникшего у учащегося при выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю. После выбора и согласования темы работы с преподавателем, составляется календарный план, в котором определяются сроки консультаций и выполнения этапов проектно-исследовательской работы.
Закрепление тем работ за студентами оформляется приказом директора.
Характер написания проектно-исследовательской работы
Проектно-исследовательская работа в виде реферата на определенную тему включает обзор соответствующих литературных и других источников. По структуре работа реферативного характера состоит из:
-введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
-теоретической части с глубоким сравнительным анализом литературы. Здесь отражается существо работы, конкретные результаты работы. Приводятся основные теоретические, описательные результаты, при этом предпочтение отдается новым результатам, также приводятся материалы практики;
-заключения с выводами (оценками, приложениями), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в реферируемом источнике, с выводом и рекомендациями.
Обработка материала при написании проектно-исследовательской работы реферативного характера может быть представлена: 1) выписками, когда необходимо выбрать нужное из одного или нескольких текстов; 2) тезисами, т.е. текстами в кратких формулировках; 3) аннотациями (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает важность вопроса) 4) рецензиями (критический отзыв об источнике); 5) последовательной фиксацией информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.