Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ляпы Сат-Ока в книге «Таинственные следы»

 

Все мы любим отыскивать киноляпы в отечественных и зарубежных фильмах, но этот жанр зародился относительно недавно. Не менее интересно находить ляпы в книгах и романах авторов. Кстати, не все авторы в штыки воспринимают на указанные неточности или ошибки. Сами авторы уже последующие издания выпускают с пометкой: Издание дополненное и переработанное. Всё выше написанное не относится к классическим произведениям, а больше к научно-познавательной литературе. Вот и я взялся рассмотреть несколько обнаруженных мною ляпов в произведении Сат-Ока. Не скрою, в свои годы я и мои сверстники с упоением зачитывались книгами Сат-Ока. Но вот прошло много лет и, читая заново эти же произведения, как-то по-иному смотришь на то, что в детстве прочитывал и проглатывал сходу, даже не задумываясь правдоподобно это или нет.

Дикий Кот.

 

Для начала мне трудно было локализовать регион обитания шеванезов. Но по книгам Сат-Ока мне это удалось: реки Маккензи, Лиард, Юкон, Большое Невольничье и Большое Медвежье озёра. Удалось найти и численность племени: около 300 человек. Эти данные нужны для того, чтобы реально смотреть на поступки и действия отдельных людей и всего племени.

 

Начнём с того, с чего начинается повествование. Небывалая засуха обрушилась на регион, где проживало племя шеванезов. Птицы и звери покинули это место. Поэтому «Напрасно лучшие воины прочёсывали лес вдоль и поперёк, напрасно рыскали по всем каньонам и горным перевалам. Животных нигде не было».

 

Сат-Оку лет 10-12 и вот его мысли: «Почему я ещё не взрослый? Может быть, я сумел бы как-то спасти племя от голодной смерти».

 

Странные мысли 10-летнего пацана, который рассуждает как взрослый.

То, что из-за засухи исчезла всякая дичь – это понятно. Но мне не понятно, почему племя тупо продолжает оставаться на месте, страдает от жажды, жары и голода и не предпринимает никаких шагов, чтобы свалить с этого места. Звери не могут исчезнуть внезапно и бесследно. Чуть ниже отмечается, что воины всё-таки заметили, что звери ушли на восток. В лагере никому в голову не приходит, что надо покинуть район бедствия.

 

Потом они с братом решили выйти из типи и что-то предпринять: «Я тоже с трудом встал, и в глазах моих потемнело, голова закружилась… «Падаю», – подумал я и вынужден был схватиться за центральный шест шатра».

В типи нет центрального шеста. Есть «западный», его иногда называют «вигвамным» шестом, на котором крепится покрышка типи. Следовательно, схватиться Сат-Ок мог за любой шест в типи отца.

 

В лагере полно мустангов но индейцы почему-то их не убивают, предпочитая самим умереть. Сат-Ок поясняет почему: «Мы старались сохранить их любой ценой, так как без коней наше преследуемое племя было почти беспомощным. И не только поэтому. Для моих соплеменников, шеванезов, мустанг – не просто конь. Это прежде всего друг и брат, с которым делишь тяготы дальних дорог в холод и зной, в дождь и снег. Поэтому, даже умирая голодной смертью, воин не тронет мустанга. Разве можно спасать свою жизнь ценой жизни друга? Нет, никто из красных воинов не способен на такой бесчестный проступок».

 

Откуда такой гуманизм? Лошадей индейцы любили, но при надобности лишали жизни без колебаний. В описанном Сат-Оком случае выходов было два: или всем вместе с мустангами сдохнуть от голода, или, зарезав часть стада, подкормиться и выступить из очага бедствия в любую сторону. Мустанги восполнятся через год-два, а вот умерших людей не вернёшь. Такие простые истины должны понимать не только дети, но и «красные воины».

К слову сказать, Сат-Ок приходит к правильному решению и убивает своего мустанга. Кониной кормят всё племя и в конце-концов покидают страшное место. Как поделили конину на 300 человек – не знаю. В лошади 150-200 кг веса. Если отбросить кости, копыта, кишки и прочую требуху останется чистый вес. Условно каждому досталось по 500 г конины. Можно сварить бульон и как-то подкормиться. Наверно так и поступили, т.к. больше никому в голову не пришло зарезать ослабевших мустангов.

 

Как же разрешилась проблема? Вот Прыгающая Сова передаёт: «Пока ты лежал без сознания, колдун рассказал нашим людям, какие два совета дали ему духи в горах. Во-первых, надо протанцевать Танец Солнца, во-вторых, уходить на восток, к озёрам и рекам – туда, куда переселились животные из этих мест. Вожди решили следовать второму совету».

То есть без духов никому в голову не пришло, что надо срочно покинуть регион катастрофы.

 

Дальше Сова говорит: «– Сейчас женщины сворачивают шатры и навьючивают лошадей. Уже сегодня ночью мы уходим на восток…».

Никогда мне не встречалось, чтобы племя перекочёвывало ночью. Но шеванезы кочуют именно по ночам. Редкие данные.

 

Пошли дальше. Вот лагерь сворачивается для выступления на восток: «Шесты мы тоже забирали, их верхние концы связывали крест-накрест над гривами коней. На нижних концах, упиравшихся в землю, укрепляли тюки, берёзовые каноэ – получались волокуши».

Прерийные племена каноэ не пользовались. Шеванезы ведут жизнь исключительно прерийных народов, как, например: сиу, дакота, кроу, черноногие. Откуда каноэ в племени ведущим образ жизни степняков? Ни разу не встречал, чтобы каноэ тащили с собой во время перекочёвки лагеря. Шеванезы стоят здесь особняком.

 

Вот описание колдуна: «Когда солнце со своими палящими лучами опустилось за горы и по тёмному небу разбежались серебристые звёзды, загремел бубен колдуна, а к нему вскоре присоединились другие бубны, рожки из орлиных перьев, свирели из тростника и трещотки из панцирей черепах».

Во-первых, рожков из орлиных перьев не бывает, из косточки орлиного крыла делают свисток. Свирели из тростника тоже не могу представить. Индейцы делали флейты – пимак, но не из тростника. Во-вторых: колдун не мог носить трещотки из панциря черепах, т.к. черепахи на Маккензи не водятся.

 

Мне всё время не давала покоя манера изъяснения индейцев между собой. Во-первых: от третьего лица, и во-вторых: словесные украшения переплетённые с явлениями природы и окружающей среды. Вот Прыгающая Сова обращается к Сат-Оку:

 

«– Почему мысли моего брата кружат среди тёмных туч, как испуганные лебеди? Пусть твоя душа откроется передо мной, Сат-Ок, а слова пусть потекут, как весенняя вода с горных перевалов. Я открою уши для твоих слов и твоей боли и разделю с тобой твою грусть, как разделяли мы зимой одну волчью шкуру, когда, заблудившись, ночевали в чаще».

 

Но индейцы так не изъясняются. Хроникёры и секретари немало сделали дословных записей вождей посещавших Вашингтон, или встречавшихся с президентами и с чиновниками из президентского окружения. До нас дошли речи Текумсе, Джеронимо, Джозефа, речи ирокезских ораторов. Самой живописной считается речь вождя Сиэтла, неоднократно переводимая и цитируемая как классическая речь изложенная устами коренного американца. Нигде и никто в третьем лице, не изъясняется. Только в романах Фенимора Купера можно встретить такие перлы. Шеванезы здесь стоят особняком.

Вот что мне написала активистка группы «Индейцы. Сат-Ок» Ольга Липовская:

«По поводу третьего лица. Во многих европейских языках используется третье лицо вместо второго для выражения вежливости. Например, в польском. Не забывайте, что книга переведена с польского! Так, к Вам я должна была бы обратиться так: "Пан Анатолий неправильно понимает, где находится Большое Медвежье озеро." или " Пан Анатолий сам это сделал?" вместо "Анатолий, Вы сами это сделали?" (это пример). Иначе поляки сочтут Вас грубияном, если Вы не будете использовать третье лицо. Надеюсь, мои примеры вежливого обращения у поляков понятны пану Анатолию?»

 

От места засухи и голода индейцы пять ночей шли на восток и добрались до реки называемой «Река с говорящей водой» притока реки Маккензи. Здесь мастер по изготовлению берестяных каноэ Чёрный Ворон предложил Сат-Оку и Прыгающей Сове обучить их изготовлению каноэ. Оба с радостью приняли это предложение. Втроём они выступили в поход. Но вместо берёзовой рощи, почему-то поднялись на скалы и тут встретились с рассерженной гремучей змеёй. «Верхняя часть тела змеи ритмично раскачивалась – вперёд-назад, а её гипнотизирующие глазки со злобой смотрели на Чёрного Ворона. Я понял, что ядовитый гад вот-вот прыгнет, подобно выпущенной из лука стреле».

 

Начнём с того, что гремучая змея оказалась днём на пути индейцев. Змеи днём не греются на скалах, как это себе многие представляют. Змеи хладнокровные существа. Во-вторых: всех своих врагов она предупреждает своей трещоткой расположенной на кончике хвоста, вернее мелким потрясыванием чешуйки на хвосте издают характерный звук погремушки. Отсюда и её название «гремучая» змея. В-третьих: змеи первыми не набрасываются на своих врагов. Любой змеелов скажет как надо себя вести: или медленно отступить, в случае описанном Сат-Оком отступать было некуда – за спиной скала, а слева и справа пропасть; или не шевелясь и не раздражая змею дождаться, когда она успокоится и сама покинет это место. Незнание психологии и повадок простительно северянам, которые никогда в местах проживания не видели змей и боятся их панически, не отличая ужа от гюрзы. Вполне понятна реакция Чёрного Ворона который всё-таки подвергся атаке гремучника и убил его. Непонятно как гремучая змея забралась на такие широты? Напомню, что Маккензи располагается на 68 градусе северной широты. Вот что даёт интернет:

«Обыкновенная гремучая змея широко распространена на материке Северная Америка от Мексиканского залива до 46° северной широты. В западной части Соединенных Штатов Америки находится наибольшее количество представителей этого вида пресмыкающихся. В восточной части материка гремучая змея практически не распространена на севере».

То есть встретить гремучую змею Чёрный Ворон и два индейских подростка не могли потому, что эта змея там не водится.

 

Вот Сат-Ок спускается с укушенным гремучником Чёрным Вороном со скал и «Посадил его поудобней, прислонив к берёзовому пню». Чёрный Ворон просит воды: «Я бросился в сторону берёзовой рощицы, где струился ручеёк. На ходу я снял набедренную кожаную повязку, чтобы набрать в неё воды».

Ну, во-первых, зачем троица забралась на скалы, если берёзовая роща располагалась внизу и совсем недалеко от скал?

Вот пояснения Ольги Липовской:

«Читайте внимательнее: "солнце застало нас среди каменных россыпей, где, казалось несколько гор рассыпались на куски мелкими камнями и скалами. Здесь росли зеленоватый мох и карликовые берёзы". Так проходила дорога к березовой роще, точнее рощице - вот и всё».

 

Спасибо, за пояснение. Я совсем упустил из виду: карликовые берёзы! Где они произрастают в Канаде? Вот что даёт интернет: «Зона тундры занимает северное побережье и острова Канадского Арктического архипелага. В оврагах растут карликовые ивы высотой до 90 см, карликовые березы высотой до 15 см». То есть это зона субарктики. Как можно прислонить к пню карликовой берёзы взрослого человека? Как до субарктики доползла гремучая змея? Зачем надо набирать воду в набедренную повязку? Это всё-равно, что воды набрать в трусы. По-видимому Сат-Ок воду набрал во что-то другое. В-третьих, симптомы действия яда не соответствуют описанному Сат-Оком. Ну здесь спорить не буду. Яды разные и действуют по-разному на разный человеческий организм. В конце концов колдун спасает Чёрного Ворона.

 

Далее Сат-Ок и Прыгающая Сова решили наловить в реке рыбы. Вот они угоняют каноэ: «Мы спихнули каноэ на воду, вскочили в него на ходу, течение подхватило наш берёзовый челн, и мы несколькими ударами лопатообразных вёсел направили его в середину реки».

Но в каноэ не вскакивают на ходу. В него аккуратно усаживаются и медленно отталкиваются от берега. Каноэ изготовлено из бересты. Это хрупкий материал. Вскочить в каноэ не поломав его невозможно. Это простительно прерийникам, которые никогда каноэ не видели и пользоваться им не умеют. Шеванезы каноэ пользуются, т.к. воины до этого наловили в озере осетров и накормили весь лагерь.

 

Вот каноэ затянуло на стремнину: «Мы напрягали все силы, стремясь направить наш утлый челн на спокойную воду, но нам это никак не удавалось». Судя по времени пацаны в лодке не более получаса: «Ладони, судорожно сжимавшие вёсла, опухли, пальцы покрылись пузырями. Пузыри лопались, обнажая кровоточащее живое мясо». Какие нежные ручки у пацанов 12 лет!

 

Но вот сидящие в каноэ поняли: «Перед нами низвергался водопад, и его вечный шум дал реке это название».

Как называется водопад на притоке, впадающем в Маккензи? Откуда он там взялся?

Маккензи имеет следующие притоки: Пил, Лиард, Большая Медвежья, Арктик-Ред-Ривер, Каркаджу, Рут, Маунтин, Хер-Индиан. Ни на одном из этих притоков нет водопадов.

Вот пояснение Ольги Липовской:

«Есть там водопады. Посмотрите фотографии Маккензи. В нашей группе есть в альбоме. Да можно было бы даже и так догадаться. Описываемая местность гористая, прилегающая к подножию Скалистых скал - достаточно посмотреть на рельеф на карте. А в такой местности всегда перепады, отсюда и пороги и водопады. Водопад необязательно должен быть высотой Ниагарского водопада».

 

Я посмотрел фотографии Маккензи. Действительно имеются пороги. Ещё я заметил, что Маккензи не глубокая река и парни могли просто выпрыгнуть из каноэ и пешком дойти до берега. А на снимках, где Маккензи величественно течёт и она глубока, там нет порогов и водопадов. Одно с другим как-то не стыкуется.

 

Парни решили с разгону спрыгнуть в каноэ с водопада. Странный приём и вот что из этого получилось: «Я почувствовал ещё, что мы вместе с нашим каноэ стали невесомыми и летим куда-то в пропасть, потом – страшный толчок, и моё сознание погрузилось во тьму. Когда я открыл глаза, я лежал на прибрежном песке, а надо мной склонился мой отец, вблизи стояло несколько воинов. Я повернул голову направо: рядом лежал Сова, ему делали искусственное дыхание».

 

Если предположить, что водопад находится в 10-15 км от лагеря и уход пацанов обнаружили сразу же, то можно удивляться скорости с какой отец и воины бросились на мустангах, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время.

Отец наказывает ослушников: запрещает им носить перья в волосах, появляться лагере. Им на выбор два варианта: первый - делать женскую работу (плести корзины и плести циновки); второй – совершить какой-либо подвиг и только после искупления вины они смогут вернуться в лагерь. Их оставляют на берегу. Пацаны 11 дней кружат вокруг лагеря без типи, без оружия, не считая ножей, без шкур. Вообще мужественные пацаны. По ночам пацаны попеременно дежурили у костра, а при приближении волков спасались на деревьях.

 

По ночам их преследовали кошмары. «У воды нас не преследовали ночные кошмары, но зато докучало иное бедствие – комары. Они грызли нас настолько безжалостно, что мы иногда выглядели так, словно искупались в собственной крови. В конце концов, не в силах больше терпеть укусы комаров, мы уходили в глубь чащи на поиски растения квес-туа-тав. Его листьями мы натирали тело, и этот запах отгонял кровожадных насекомых».

Странны рассуждения и сетования на комаров лесных аборигенов. Комары набрасываются на горожан, так как те пользуются всевозможной парфюмерией и косметикой. Стоит тщательно смыть с себя все мази и кремы и пожить 2-3 дня в лесу, и комаров будет гораздо меньше. Комары летят на запахи и на тепло. Что за растение «квес-туа-тав»?

 

Вот пацаны услышали грохот огнестрельного оружия и бросились выслеживать бледнолицых. Дальше их мысли: «Радость распирала мне грудь. Наконец-то мы сами выслеживаем белых. Может быть, убьём их в открытом бою, и тогда мы, презираемые юноши, споём в нашем селении победную песнь! Ровесники станут нам завидовать, а воины – удивляться, и мы снова воткнём в волосы перья, но уже не совиные, а только орлиные».

 

Моему удивлению нет границ. В США давно уже окончились «индейские войны», все племена замирены и поселены в резервации. В Канаде вообще не было таких масштабных стычек аборигенов с армейскими подразделениями. Вообще индейский вопрос давно и благополучно разрешён и в Канаде. Все племена были прикреплены к определённым территориям. Никто никуда не кочевал. Сат-Ок родился в 1920 году. Пацанам лет 12. Значит описываемые события развивались в 1932 году. Кто-нибудь в 1932 году из канадских граждан осознавал опасность, зайдя в лес получить стрелу в грудь? Всё канадское население было уверено, что индейцы пусть не все довольны, но никто не схватится за оружие и не начнёт отстреливать всех белых без разбору. Как они ошибались!!! Любой энтомолог, грибник, собиратель ягод, турист, рыболов, егерь, охотник жизнью рисковали, даже не подозревая, какая опасность скрывается в лесу в районе реки Маккензи.

 

Вот парни подкрадываются: «К условленному месту первым добрался я. Совы ещё не было. Я немного обождал, а затем дважды издал крик разбуженного филина. С южной стороны поляны послышался такой же крик, и, прежде чем я успел загнуть поочередно пальцы на руках, крик раздался снова. Это был наш условный знак».

То есть Сат-Ок не умеет считать. Он считает по пальцам!

 

Но белые скрылись на лодке, но парни решают сообщить о том, что поблизости от лагеря обнаружены бледнолицые. Они решили уведомить костром. На противоположном берегу реки, напротив лагеря, решили развести костёр и дымовыми сигналами передать сообщение. «Костёр был готов. С помощью кремня, куска твёрдого дерева и трута Сова высек огонь».

Зачем кремень, трут и твёрдое дерево при разжигании костра? Огонь добывается дощечкой, в которой ножом сделаны небольшие углубления и палочкой-сверлом или при помощи вращения между ладонями или при помощи лука.

 

При помощи костра парни начали подавать дымовые сигналы: «Теперь я и Сова по очереди бросали наши вязки в огонь и снова вынимали их из огня – в разные промежутки времени. Таким образом возникали слова, предложения:

– Мы, Сат-Ок и Прыгающая Сова, обнаружили в чаще белых людей. Следы ведут к реке, которая течёт на юге на расстоянии одного конного перехода от селения. Бледнолицые имеют одно большое каноэ. Остерегайтесь, остерегайтесь, белые в чаще, белые в чаще, белые в чаще!».

То есть из дымовых сигналов создавались слова и предложения. Это что за азбука Морзе? Как это? Никогда не встречалось подобной информации. У Сетона-Томпсона описывается, когда индейцы подавали дымовые сигналы. Но эти сигналы были общими. Никаких слов и тем более предложений. У шеванезов всё по-другому.

 

После сообщения на следующий день племя снялось с места: «Там, где вчера стояли яркие типи, сегодня было пусто. Следы селения были старательно уничтожены».

 

Что же решили предпринять парни?: «– Нам надо как можно быстрее переправиться на другую сторону реки, – ответил Сова. – Возможно, мы найдём следы, и они укажут нам, куда ушло наше племя.

– Жаль терять время на поиски. Вряд ли мы найдём такие следы. Я считаю, надо немедля направить свои шаги на юго-восток, туда, где кочуют капоты, род нашего племени. Вождь этого рода Медвежий Клык – мой дядя. Он поможет нам отыскать племя моего отца».

 

То есть подростки, прошедшие школу подготовки молодых воинов, или школу «Молодых Волков», где их обучал опытный наставник Овасес всему, что должен знать и уметь индеец в лесу: читать следы птиц, зверей и людей, строить шалаши, охотиться, находить воду, ориентироваться в любую погоду и т.д. и т.п. Теперь эти парни расписываются в полной беспомощности, т.к. уверены, что следов ушедшего в неизвестную сторону лагеря не найти и решают добраться до своего дяди, который вернётся и отыщет им следы пропавшего племени. То есть Овасеса надо было уволить за профнепригодность. Он так ничему и не научил своих воспитанников.

Но попробуем самостоятельно разобраться с исчезнувшим племенем. Итак: имеется 300 человек. Всё племя перемещается на лошадях при помощи волокуш. Допустим, можно скрыть место стоянки, даже можно сделать так, чтобы на кострищах зеленела трава. Но куда бесследно могло уйти племя? Если в племени 300 человек, а в типи живёт по 6 человек: два старика, два родителя и два ребёнка, то получается 50 типи. Если по 4 человека – то 75 типи. По лесу веером племя перемещаться не может. Они идут один за другим. (Здесь вообще на стоит вопрос как может лошадь с волокушей перемещаться по лесу). То есть после перекочёвки 50-75 типи на земле останется взрыхлённая полоса шириной 1,5-2 метра. Эту колею найдёт даже ребёнок. Но и это ещё не всё. В прериях в таких случаях оставляли груду камней и камнями же указывали куда откочевало племя. И любой отставший воин, или группа воинов возвращающаяся из военного похода по камням находит своё племя. Неужели Овасес этому не научил? Это же азы!

 

Но парни пять дней идут на юго-восток в поисках племени капотов. Вдруг обнаруживают свой лагерь, который пять суток назад покинул стоянку у реки. И тут: «Через минуту на скале показался воин с копьём в руке, посмотрел на нас и приветственно поднял руку».

То есть лагерь охранялся по всему периметру скрытым дозором. Никогда не встречал такой информации. Все степные племена тем и страдали, что никогда не выставляли дозоров. Потому у них и они сами воровали друг у друга лошадей.

 

Стража звали Храбрый Змей. Это вообще странно, что человек носит имя неведомого северным племенам существа, а именно змеи. Не может же индеец носить имя животного, которого не существует? Например, Быстроногая Зебра, Красивый Жираф, Неустрашимый Аллигатор и т.п. Но у шеванезов всё по-иному.

 

И это не просто охранник: «Шрамы после Посвящения ещё не зажили на его груди».

Это человек прошедший висения на шестах или на столбе, когда в коже на груди (или на спине) делаются надрезы и пропускаются палочки, к которым тянутся кожаные шнуры. Чтобы освободиться, надо простоять несколько часов и кожа, подсохнув на груди, рвётся. На теле остаются видимые шрамы. Таким испытаниям подвергались манданы, что можно увидеть на картинах Джорджа Кетлина и черноногие, прекрасно описанные Джеймсом Шульцем. Но к описываемому времени манданы уже исчезли, а о черноногих шеванезы слыхом не слыхивали. Однако такой обычай у шеванезов имеется.

 

Немного отойдя от лагеря пацанов догнала мать Сат-Ока и передала стрелы и «…силки на птиц, сплетённые девушками племени». Интересно, а что парни сами не умеют плести силки?

 

Убив рысь, парни искупают вину и возвращаются в племя.

Девушка Тинглит приносит дар Сат-Оку от его брата Танто: лук. И это не простой лук: «Он был изготовлен из прутьев, сорванных с деревьев разной породы, и обшит мокрой волчьей кожей. Высохнув, она сжала прутья, как в железных ножнах».

Я не нашёл аналогов такого сборного лука. Но таких луков никто в Северной Америке не делал. Только у шеванезов имелись такие луки.

 

Вот проявились первые признаки зимы: «– Кей-вей-кеен приближается, – повторяли воины и начинали доставать из укромных мест лыжи и снегоступы».

Как это стали доставать из укромных мест лыжи и снегоступы? Ведь племя от места засухи кочевало 5 ночей сначала на восток, потом 5 дней на юго-восток и достигло притока реки Маккензи. Это для племени незнакомые места, иначе бы пацанов предупредили, что на реке имеется водопад. Непонятно. Странно. Загадочно.

 

Наступила зима и Сат-Ок с другом надев лыжи, подбитые мехом ежедневно отправлялись охотиться на лис: «Лыжню мы прокладывали поочерёдно: сперва шёл впереди Неистовая Рысь, а когда он уставал, я заменял его – только бы скорее, как можно скорее догнать убегающую от нас лису».

Смею уверить, но на лыжах лису никому догнать не удастся, тем более на подбитых мехом. Это лыжи охотничьи, а не слаломные. Мех крепится для того, чтобы охотник мог взобраться на склон не «лесенкой» или «ёлочкой», а просто прямо, т.к. шерсть не даёт лыжам скатиться вниз.

 

Но, юные охотники всё-таки догнали лису: «– Смотри, брат, – воскликнул я, показывая рукой, – там, возле скал, серебристая лиса – видишь, как переливается её мех?».

Я в интернете не нашёл серебристой лисы. Такая водится только в южной Африке. В Северной Америке, возможно, так называется

«Серая лисица, или древесная лисица (Urocyon cinereoargenteus). Встречается серая лисица на большей части территории Северной Америки от южных областей Канады до Панамского перешейка; также на севере Южной Америки (Венесуэла и Колумбия). Не найдена серая лисица в Скалистых горах на дальнем северо-западе Соединённых Штатов. Серая лиса исчезла из Канады в конце 17 столетия, но недавно они были найдены в южном Онтарио, Манитобе и Квебеке. В ряде мест она исчезла после акклиматизации там бурой лисицы из Европы».

То есть парни не могли охотиться ни за серебристой, ни за серой, т.к. они там не водятся. Возможно это была обыкновенная лисица, а мех сверкнул на солнце и её приняли за серебристую.

 

Убив лису: «В тот же день мы вернулись в наш лагерь. Мать моя очень обрадовалась подарку и угостила нас только что зажаренной лосятиной. Когда мать вышла и мы остались одни, Неистовая Рысь бросил обглоданную кость в огонь и обратился ко мне:…».

Настоящий индеец никогда не бросит обглоданную кость в огонь по многим причинам. Во-первых: в костёр вообще ничего нельзя бросать кроме дров, но иногда во время грозы бросают пучки трав, чтобы молнии не ударили в типи. Во-вторых: костёр – это живое существо; в-третьих, в лагере полно собак и все бросают обглоданные кости им. То, что Рысь бросил кость в огонь простительно европейцу, но не простительно индейцу.

 

Через несколько дней Сат-Ок и Неистовая Рысь отправились на охоту за кроликами, но неожиданно встретились с волками: «Несколько худых теней бросилось по нашему следу, за ними побежала и остальная стая, наверное, десять раз по десять волков».

Стаю в сотню волков вообще представить трудно. Обычно пара волков для прокорма имеет территорию в 50 кв км. Как собралась такая орава недалеко от индейского лагеря? Обычно стаи бывают по 12-15, максимум 25 волков. Но в ту зиму случилось что-то невероятное.

Мало того, волки бросились на людей вдогонку. Отстреливаясь Сат-Ок подвернул ногу и Рысь на себе бегом донёс его до дерева.

Вообще с грузом на плечах или на спине никто не бегает. Но шеванезские пацаны, это круче, чем «челябинские мужики»!

 

Вот парни с дерева отстреливают волков: «Но стрелы кончились, руки болели от натягивания тетивы и к тому же наступали сумерки».

После того, как волки убежали прочь, Рысь метнулся в лагерь за подмогой и санями: «За какой-нибудь час Неистовая Рысь вернулся вместе с моим братом и собачьей упряжкой».

То есть шеванезы используют собак в собачьей упряжке, как эскимосы! Никогда не слыхал.

 

Пока колдун оказывал первую медицинскую помощь Сат-Оку: «За это время Неистовая Рысь с моей сестрой сняли шкуры с убитых волков и принесли их мне вместе с ожерельем из волчих клыков и когтей».

Были сумерки, пока снимали шкуры и выбивали клыки уже должна была наступить непроглядная темнота. Зимой световой день короткий. Снять шкуры с убитых волков тоже надо время. Но сестра и друг даже в кромешной темноте сделали всё, что просил Сат-Ок.

 

Но пришла весна и: «Пришёл день, когда совет старейших решил: возвращаемся в горы, на наши старые охотничьи угодья».

Но неожиданное событие прервало планы племени: «– Твой отец обнаружил свежие следы белых и вместе с Меткой Стрелой пошёл по следам!»

Это очень опрометчивое решение вождя племени пойти по следам. Неужели опытный вождь не понимает, что если его убьют, племя останется обезглавленным? И это не входит в обязанности вождя, для этого в племени имеются настоящие следопыты.

 

Вот старший брат Танто женится и что по этому поводу думает Сат-Ок: «Я не мог заснуть ночью: итак, настало время, когда Танто уйдёт из моей жизни. Отныне он будет жить в общем типи с Тинглит, будет охотиться для неё, а я и дальше останусь маленьким ненужным ути. Это не значит, что я не любил невесту брата: я любил её так же, как и родную сестру. Но сейчас мне было досадно: она отнимает у меня Танто».

Здесь рассуждения 12-летнего парня можно сравнить с пониманием 5-летнего ребёнка. Что за скачки в понимании окружающего: то 10-летний мальчик мыслит категориями взрослого человека, то 12-летний парень рассуждает как ребёнок 5 лет?

 

Вот на общеплеменной праздник съехались все роды шеванезов, идут соревнования: «Вон, немного в стороне, мчится какой-то воин на чёрном, как воронье крыло, коне. Вдруг он изо всей силы бросает томагавк вверх и, не изменяя галопа коня, подхватывает падающий топорик за древко и снова швыряет его в воздух. Теперь томагавк с урчаньем падает прямо на голову мустанга – казалось, вот-вот вонзится между ушами коня, но в последний миг воин протягивает руку, и топорик, словно заколдованный, падает древком ему в ладонь».

Что за джигитовка? Откуда такие виртуозы в племенах? Ничего подобного не встречал!

 

Но это не всё: «Один из воинов отводит руку назад и изо всех сил бросает копьё в направлении приближающегося противника. А тот швыряет на землю щит и копьё, сам же молниеносно прячется под животом коня. Копьё противника со свистом проносится над конским хребтом. Воин под животом своего мустанга минует соперника и мчится в конец площади».

Индейцы прерий под животом коня не прячутся, они свешиваются на бок коня.

 

И ещё эпизод: «Теперь в руках воинов появились томагавки. Всё быстрее сближаются галопирующие кони, внезапно воздух пронизывает свист брошенных томагавков. На мгновение кажется, будто уже ничто не спасёт мужественных удальцов, что слетят они с разбитыми головами со своих коней. Но им достаточно едва заметно отклониться, резко выбросить руку – и томагавки уже подхвачены на лету!».

Какие виртуозы! А кто-нибудь отдаёт себе отчёт, что такие показательные выступления с метанием томагавков и копий не по мишеням, а по живым людям могут закончиться смертью?

 

Но вот два кандидата на руку девушки: «Тем временем Тинглит распустила длинный кнут, на ремне которого были прикреплены маленькие костяные крючки. Танто и Рогатый Олень поснимали с себя одежды до пояса, оставшись только в легинах и набедренных повязках».

Никогда не встречалось такого обряда сватанья. Только у шеванезов Сат-Ока.

 

Ради развлечения брат Сат-Ока объявляет: «– Пусть мои братья приготовят луки и томагавки. Завтра, перед восходом солнца, мы направимся к подножию Красных Скал охотиться на серого медведя».

 

Но вот троица услышала выстрелы, шум борьбы и их глазам предстала такая картина: «Двое белых людей, юношей, как Танто, из последних сил защищались прикладами карабинов от когтей огромного медведя. Рядом, на большой глыбе, лежало, странно изогнувшись, тело третьего человека».

Но прикладами от гризли отбиться невозможно! Через пару минут оба чужака были бы мертвы!

 

Танто, когда конь оступился, неудачным ударом сносит медведю ухо и вот очередь Сат-Ока: «Медведь поднялся на дыбы и тут под переднюю лапу ему вонзилось моё копьё. Гризли взмахнул лапой, и древко сломалось, как сухая веточка под мокасином мужчины». «…в этот миг Неистовая Рысь вогнал остриё своего копья в шею зверя. Короткий взмах тяжёлой лапы – и копьё друга сломалось, как и моё».

Но откуда у пацанов взялись копья? Ведь они брали с собой только луки и томагавки.

Верхом на медведей не охотятся – это нонсенс. Верхом можно охотиться на зайцев, лис, волков, кабанов, бизонов. Медведь бегать не будет.

По гризли вся троица нанесла три удара томагавками и добили стрелой. Потом померили длину убитого зверя: «…в убитом гиганте от носа до хвоста было полторы длины наших копий».

То есть около 3 метров. А что нам говорит интернет?:

 

«Страшный» гризли.

Один из обитателей канадских лесов медведь гризли получил имя, которое в переводе с латыни означает «страшный медведь». Гризли весит около полутонны, а, встав на задние лапы, достигает 3 м.

В давнее время эти медведи являлись полноправными хозяевами почти всех лесов Северной Америки.

Практически не имея естественных врагов, гризли отличались наглым и самоуверенным поведением и нередко нападали на людей, если считали, что они представляют хоть какую-то угрозу.

Индейцам с луками и белым поселенцам с кремниевыми ружьями справиться с гризли было чрезвычайно тяжело. Даже раненный несколькими пулями медведь мог продолжать сопротивление и наносить страшные увечья. Спастись от него можно было, только прыгнув в лодку. Шло время. Ружья стали казённо-зарядными, стволы – нарезными, а пули из круглых стали заостренными. И гризли из хозяина постепенно превратился в беглеца. Поголовье неумолимо сокращалось, а ареал обитания становился все уже и сосредоточился в основном в самых глухих и отдалённых лесах Канады и недоступных горных долинах. Но и там их становилось всё меньше. Когда медведей гризли начали серьёзно изучать, выяснилось, что большинство из них вегетарианцы, лишь изредка употребляющие в пищу мелкую дичь. Однако встречаются и плотоядные гризли, охотящиеся на крупную дичь. Такие особи представляют очень серьезную опасность для людей.

Характер гризли крайне противоречив и его поведение непредсказуемо. Даже опытные и знающие охотники и егеря не всегда могут определить, что может напугать медведя или, наоборот, разозлить и спровоцировать нападение. В настоящее время медведи гризли в Канаде водятся в основном в национальных парках, например, парке Глейшер».

 

По гризли белые произвели выстрелы. Но куда попали – неизвестно. Потом на медведя набросились индейцы. То есть убить пусть раненного, трёхметрового гиганта-гризли двумя уколами копьев, тремя ударами томагавком и стрелой – я считаю неправдоподобным.

 

Вот действия Танто: «Пока мы пытались завязать разговор с юношами, Танто снял шкуру с медведя, вырезал окорока и отрезал лапы. Всё это он завязал в шкуру, а череп гризли повесил на дереве, всыпав внутрь немного табаку, чтобы умилостивить духа зверя».

 

Танто не мог повесить череп гризли на дерево. Куда-то надо было вытряхнуть мозги медведя. Чтобы освободить череп от мякоти голову медведя ставят в большой чугунный котёл. Потом вываривают в течение нескольких часов и только потом очищают от мяса. Есть и второй способ: голову оставляют на муравейнике и через год приходят и забирают тщательно обглоданный череп. Ничего подобного Танто не делает. Неужели медведь был безмозглый?

 

После борьбы с гризли индейцы знакомятся с двумя спасёнными ими белыми людьми. И, странное дело, один француз, а второй поляк вдруг также заговорили красочным и живописным языком: «– Ваши сердца чисты и благородны, наши же до сих пор были покрыты илом и грязью ненависти. Но вы своим поступком отмыли их в чистой воде дружбы. Будь моим другом, лесной брат, и дай мне свою руку в знак дружбы!».

Это невероятно!

 

По пути к лагерю Сат-Ок рассказывает, что шеванезы не охотятся на бобров, т.к. это их маленькие братья. Но по тексту несколько раз попадалось, что шеванезы пользуются жиром бобров и медведей. Откуда бобровый жир, если на них охота в племени запрещена?

 

Дальше Сат-Ок хвастается обычаями своего племени: «С самых ранних лет наши мальчики подвергаются суровым испытаниям. Потом юноши проходят Посвящение, которое иногда оканчивается даже смертью. Но это не значит, что мы жестоки. Посвящение у нас – это священный обряд, ему сотни, а может быть, и много сотен лет. Юноши, как большой чести, ждут этого дня, когда они смогут пройти испытание кровью. Посмотри на грудь моего брата: видишь эти шрамы? Это знаки Посвящения. Как я завидовал брату в тот день, когда он плясал танец мужчины! Как мне хотелось вместе с братом под грохот бубнов пройти испытание! То, что белым кажется кровавым обычаем, для нас – естественно».

Странно! Неужели Сат-Ок забыл свои нежные ручки, когда он и Сова не смогли направить берестяное каноэ к берегу? Пока они гребли у них появились пузыри и к тому же полопались до крови. Как они собираются пройти Посвящение с такими изнеженными телами?

 

В лагере белые видят тотемный столб. Но тотемные столбы прерийные племена не ставили. Их ставили индейцы тлинкиты и хайда. Откуда это странное заимствование?

 

Вот гостей знакомит с обычаями племени жена брата: «– Когда друзья моего мужа почувствуют голод, – обратилась Тинглит к белым на языке кенаев, – они могут утолить его в любую минуту в любом шатре. У нас едят тогда, когда чувствуют голод. Специального времени для приёма пищи, как у белых, нет. Еда в каждом шатре доступна всем, и можно, не спрашивая владельца, распоряжаться его запасами».

Это что-то новое! Как это не спрашивая? Ни в одном племени таких диких обычаев не существует! Я представляю себе это так: ночью, в моём типи кто-то шарит за пологом и забирает все продукты. Любой хозяин выстрелом прекратит мародёрство и воровство в своём типи. Такая дичь только у шеванезов!

 

Кое-что о «языке пальцев»: «Танто первый заметил странное поведение отца. Он положил мне руку на плечо и «языком пальцев» обратил моё внимание на отца. Затем я положил руку брата на бедро и, нажимая и проводя пальцами соответствующим образом, ответил: «Отец что-то заметил у нашего белого друга, но, наверное, ничего важного, иначе он сказал бы нам». Я снова ощутил на плече нажим пальцев брата: «Будем терпеливо ожидать и всё узнаем». И мы как ни в чём не бывало продолжали разговаривать с белыми, но время от времени посматривали на отца».

Пальцами разговаривают слепо-глухо-немые. Индейцы пользуются языком жестов. Ничего подобно описанному не встречал.

 

Вот один из гостей рассказывает о себе: «Мой отец – поляк. Он приехал в Канаду в тысяча девятьсот двадцать четвёртом году в поисках работы. Я тогда был отроком».

А зачем он объясняет людям, которые вообще не представляют в какое время живут? У дакота время фиксировалось по какому-то событию, общему для всего племени. Например, «Год, когда Красное Облако и Маклафлин пожали руки» и это рисовалось на бизоньей шкуре. Ничего подобного у шеванезов не существует. Они живут в каменном веке. Расстояние измеряют дистанциями полёта стрелы, конным переходом; время исчисляют луной, малым солнцем, большим солнцем. О том, что вокруг существуют другие народы смутно догадываются, например, рассказ об эскимосах, живущих в иглу из снега с трудом усваивается Сат-Оком. Всех белых жителей заочно ненавидят и в любой момент готовы воевать и убивать всех, кто появится вблизи лагеря.

Неужели мать Сат-Ока не рассказывала сыну и всем в племени, что есть иная жизнь, иные народы, иные языки, иные обычаи?

 

Подготовил Дикий Кот (г. Санкт-Петербург)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.