Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Продовольственная проблема и продовольственная безопасность

Глобальные проблемы мировой экономике: продовольственная проблема

Продовольственная проблема и продовольственная безопасность.

Продовольственная проблема в мировой экономике заключается в нехватке продуктов питания для обеспечения нормальной жизнедеятельности большинства жителей земли.

Продовольственная безопасность определяется как постоянная доступность достаточного количества продовольствия для поддержания активной, здоровой жизни всех людей. В основе безопасности находится достаточность продовольствия и способность людей физически и экономически получить его. Продовольственная безопасность определяется на различных уровнях: мировом, региональном, национальном, местном и на уровне домашних хозяйств (на мегауровне, мезоуровне,макроуровне и микроуровне).

Продовольственная безопасность измеряется количеством дней, в течении которых потребление может быть обеспеченно за счет существующих запасов всех стран. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) минимальным уровнем для надежного обеспечения продовольственным товарами считает мировые запасы продовольствия от прошлого урожая в 17% от мирового потребления или достаточное удовлетворения потребностей в течении примерно 60 дней при условии отсутствия дополнительного производства продуктов питания.

Концепция продовольственной безопасности на национальном уровне не означает самообеспечением продовольствием. Она предполагает, что страна должна производить достаточно продуктов для собственных нужд, но если сравнительные преимущества не способствуют этому, она должна быть в состоянии импортировать необходимое количество продовольствия.

Несмотря на достигнутый в мире прогресс, в производстве продовольствия, проблема достаточного и устойчивого обеспечения им населения планеты до последнего времени не утратила своей актуальности. На конец 2000 г. в мире насчитывалось 210 государств с численностью населения 6,2 млрд. чел., что на 1 млрд. человек больше, чем в 1985 г, 2015 г. население планеты возросло до 7,1 млрд. чел. (к 2050 г. - до 9 млрд. чел.). Между тем уже около 800 млн. чел., или 14% населения мира, не получают необходимого минимального уровня питания и почти 500 млн. человек хронически недоедают, да них одна треть - дети.

За последние полвека площадь земельных угодий на душу населения в мире сократилась с 0,24 до 0,12 га. Все это выдвигает продовольственную проблему в число наиболее важных глобальных международных проблем. Ее значимость определяется тем, что решение этой проблемы в силу ряда объективных и субъективных причин невозможно осуществить изолированными усилиями отдельных государств: требуется хорошо налаженное сотрудничество государств с разными природно-климатическими условиями, общественно-политическими системами. К тому же продовольственная проблема существует не сама по себе, а в совокупности с другими глобальными проблемами планеты - демографической, экологической, энергетической, военной. На ее решение, как ни в какое другое время оказывает влияние международная обстановка.

Выделяют четыре группы факторов, которые воздействуют на глобальную продовольственную систему:

1) географические условия и размещение населения;

2) мировой транспорт и связь;

3) политическое положение в мире;

4) мировая экономика и торговля.

Основной причиной определяющей возможность решения мировой продовольственной проблемы усилиями всех государств является сложившееся несоответствие между размещением населения и производством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по странам мира. В конце XX века в США, например, где проживает лишь около 5% населения мира, производилось 12% зерна и 15% мяса и молока. В Европе, доля которой в населении составляет 11%, производилось пшеницы — 21%), молока - 32%, мяса - 19%. В то же время доля Африки с 10% - ным мировым населением составляет в производстве зерна лишь 5,4%, в том числе пшеницы - 2,6%, мяса -4,3%, молока - 3.6%). В США, Канаде и государствах Европейского союза сосредоточена и одна треть мировых запасов пшеницы - при 4% запасов в Африке. Прогнозы роста численности населения по группам стран позволяют утверждать, что это несоответствие в перспективе будет усиливаться

В решении продовольственной проблемы ведущая роль принадлежит сельскому хозяйству. Именно эта отрасль обеспечивает население Земли продуктами питания и сырьем растительного и животного происхождения. До середины XX века наращивание объемов производства продовольствия в мире и в первую очередь зерна обеспечивалось в основном экстенсивным путем за счет расширения пахотных земель и посевных площадей практически во всех странах. Такая тенденция сохранялась и в период 50-80-х годов прошлого века, однако она была характерна лишь для развивающихся стран, в то время как развитые страны наращивали объемы производства за счет интенсивных факторов.

Начиная с 80-х годов, в мире практически не наблюдалось прироста площадей продуктивных земель. При росте численности населения это означает уменьшение землеобеспеченности. При этом для стран с низкой землеобеспеченностью характерен процесс превышения вывода земель из сельскохозяйственного оборота над приростом пахотных земель. В США и странах Западной Европы возможности расширения пахотных земель и посевных площадей ограничены нарушением экологического равновесия, в постсоветских республиках -недостатками аграрных преобразований. Все это указывает на разные подходы к проблеме продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности каждой отдельной страны мира.

Региональный аспект продовольственной проблемы. В мировой экономике существует ряд классификаций стран по уровню обеспеченности продовольствием и решению проблемы продовольственной безопасности. С точки зрения обеспеченности продовольствием в послевоенные десятилетия окончательно определились географические районы Земли, характеризующиеся определенными выраженными чертами.

Это, во-первых, индустриальные зоны мира, включая Западную и Северную Европу, Северную Америку, Австралию и Японию - регионы, которые сталкиваются не с дефицитом высококачественного продовольствия, а с его избытком. Однако, остается вне внимания исследователей то обстоятельство, что продовольственная безопасность развитых стран во многом покоится как раз на голоде развивающихся стран: собственных продовольственных ресурсов при высочайшей производительности аграрного сектора едва бы хватило развитым странам, если бы в PC не были созданы целые аграрные анклавы, контролируемые ТНК, продукция которых пред­назначена для рынков развитых стран.

Во-вторых, это районы Юга Европы и передней Азии, в том числе Греция, Португалия, Турция, а также большинство стран Латинской Америки, страны Магриба и АСЕАН, в которых продовольственное обеспечение на уровне, приближающемся к норме, с точки зрения требований ВОЗ ООН.

В-третьих, это страны Восточной Европы, СНГ и Прибалтийские страны, а также Индия, Египет, Индонезия, продовольственное обеспечение которых находится на «допустимом» уровне отклонения от нормы по стандартам ВОЗ ООН.

В-четвертых, это развивающиеся страны, подавляющая часть населения которых как раз и испытывает все тяжести продовольственного кризиса (яркий пример - страны южнее Сахары).

В течение последних 20-25 лет уровень развития агропромышленного производства и решение продовольственной проблемы в отдельных странах в той или иной степени связывают с уровнем экономического развития страны, проведением общей, аграрной, внешней политики и др. В связи с этим в мировой экономике, с точки зрения продовольственной безопасности, используют такие группировки: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны; страны с низким, средним и высоким уровнем дохода на душу населения; импортоориентированные, экспортоориентированные и страны с протекционистской политикой самообеспечения продовольствием.

Продовольственная безопасность как связь двух уровней – макро и мего. В современной мировой экономике продовольственная безопасность отдельной страны рассматривается в совокупности с развитием мировой торговли. С экономической точки зрения межгосударственная торговля сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием объясняется принципом сравнительного преимущества, который был сформулирован еще Давидом Рикардо в 1817 г. Его суть заключается в том, что каждая страна располагает определенной ресурсной базой - землей, рабочей силой, климатом, способностью и опытом хозяйственного управления, влияющей в той или иной степени на уровень производственных затрат. В условиях конкуренции и свободной торговли страна специализируется на производстве тех продуктов, которые наибольшим образом соответствуют этой базе, то есть производятся с наименьшими издержками, экспортирует их и импортирует те продукты, которые более эффективно производят другие страны. Такой торговый обмен называют «косвенным производством». При этом, безусловно, необходимо учитывать транспортные издержки, которые должны покрываться выгодой от такой торговли. Выигрыш от эффективности использования ресурсов обеспечивает выпуск большего количества продукции и снижение общих издержек на ее производство, способствуя в масштабах всего мира повышению уровня жизни его населения. Одновременно помимо выгоды межгосударственная торговля имеет и определенные недостатки. Один из них связан с вытеснением отечественных товаров импортом, что ведет к свертыванию производства последних, который усугубляется тем, что зачастую конкурентоспособность этих товаров определяется не столько истинными издержками и ценами, складывающимися в вывозящих странах, сколько субсидированием и другими мерами государственной поддержки их производства и сбыта. Это достаточно четко видно на примере процессов, происходивших в России в 90-е годы прошлого века.

Однако основным недостатком межгосударственной торговли и специализации стран является потеря автономии и рост зависимости ввозящей страны от других стран. Вывозящие страны через повышение цен на продукцию или угрозу эмбарго могут создать в ввозящей стране критическую ситуацию, которая повлечет за собой серьезные негативные не только эко­номические, но и политические последствия ( подтверждение этому конъюнктура сельскохозяйственного рынка России в условиях санкций). Ввиду этого многие государства предпочитают отказаться от выгод международной торговли, особенно стратегических видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и развивать отечественное производство.

Таким образом, можно отметить, что к концу XX века в мире сложилась следующая ситуация: с одной стороны, сформировалась мировая продовольственная (или агропродовольственная) система (МАПС), с другой -обеспечение продовольственной безопасности является одной из важнейших задач любого государства независимо от его социально-экономического строя. Вместе с тем подходы к решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности на национальном уровне в каждой отдельной стране далеко не одинаковы.

Продовольственные комплексы как материальная основа мировой аграрной продовольственной системы (МАПС). Мировая продовольственная (или агропродовольственная) система сложилась в результате интенсификации международной кооперации и разделения труда, взаимодействия и глобализации национальных товарных систем в сфере производства и продажи сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Ее материальную основу составляют многоотраслевые продовольственные комплексы, включающие в себя три функциональные сферы: производство средств производства; сельское хозяйство; переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При этом основными элементами МАПС являются:

- международная торговля, охватывающая все сферы продовольственного комплекса, вывоз капитала и технологий, связанных с развитием агробизнеса;

- интернационализация научных исследований, образования и подготовки управленческих кадров;

- организация и деятельность меж - и национальных соглашений и ор­ганизационных структур, влияющих на все аспекты формирования и функционирования МАПС;

- глобальная информация, позволяющая быстро и эффективно принимать управленческие решения в сфере агробизнеса.

По ориентировочным оценкам, в каналы внешней торговли поступает около 12% мировой аграрной продукции, в том числе 27-29% производства сахара, 16-18 - пшеницы, 10-12 - кукурузы, 12-15 - сливочного масла, 8-8,5 - сыра, более 3% свинины и по 10-12%) остальных видов мяса. В количественных показателях это соответствует 100 млн. т пшеницы, 65 млн. т кукурузы, 34 млн.т сахара, 5,3 млн. т говядины, более 5 млн.т мяса птицы.

Регулирование мировой торговли осуществляет Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947г.

Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГААТ) и начавшая свою деятельность с 1 января 1995 г. Оно основывается на пакете Соглашений по либерализации торговли путем использования тарифных методов при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий.

Идеология продовольственной безопасности: региональный аспект.Доминирующее положение в мировой продовольственной системе занимают экономически развитые страны. В 90-е годы прошлого века они производили и потребляли свыше двух третей мирового продовольствия (в стоимостном выражении), хотя в них проживало менее 15% населения мира. Их удельный вес в мировом экспорте продовольствия составлял 64% (в том числе 65%) готовых продуктов и 61%) сельскохозяйственного сырья), а в импорте -67% (соответственно 69 и 64%). Следует иметь в виду, что импорт агропромышленной продукции для них носит не дополняющий, а главным образом замещающий характер. В число этих стран входят и 20 наиболее богатых стран мира, занимающих в мировом ВВП 86%), в мировом экспорте - 82, в прямых иностранных инвестициях - 68, в использовании Интернета-93,3% (таблица 1).

Таблица 1 - Разрыв между богатыми и бедными странами

 

Категории стран Доля (в %)
в мировом ВВП в мировом экспорте в прямых иностранных инвестициях в пользователях Интернет
Наиболее богатые (20%) 93,3
Промежуточные (60%) 6,5
Наиболее бедные (20%) 0,2

Однако в этой группе стран с традиционно высоким уровнем производства и потребления продовольствия к проблеме национальной продовольственной безопасности и участию в МАПС складывается различный подход. Если говорить о США, то в их позиции можно отметить три момента необходимости перехода к более стабильному и устойчивому сельскохозяйственному производству: за счет активного использования природоохранных систем ведения хозяйства; путем либерализации системы экономического регулирования, снижения государственных затрат по поддержке сельского хозяйства, форсирования экспорта и усиленного проникновения на зарубежные рынки; благодаря пересмотру политики по обеспечению продовольствием малоимущих слоев населения и оказанию зарубежной помощи в направлении сокращения предоставления этой помощи на льготных условиях и переходу на коммерческий экспорт.

Такие крупные страны-экспортеры, как Австралия, Канада и ряд других, которые в меньшей степени обременены обязательствами по продовольственной помощи, считают, что мировая продовольственная безопасность, в том числе и стран-импортеров, должна строиться на ускоренном развитии сельского хозяйства и увеличении экспорта из стран, имеющих лучшие природные и экономические условия. В то же время страны-импортеры продовольствия должны усиленно изыскивать ресурсы, в частности энергетическое и минеральное сырье, которым они смогли бы оплачивать этот возрастающий импорт продовольствия.

Проблема продовольственной безопасности и участия в МАПС в странах Европейского союза решается, исходя из позиции поддержания сельского хозяйства и защиты внутреннего продовольственного рынка за счет существующих механизмов, продолжения стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, осуществления политики по допуску на свой внутренний рынок на льготных условиях товаров тропического происхождения, не конкурирующих с продукцией местного сельского хозяйства.

Политика обеспечения продовольственной безопасности Японии, характеризующейся низкой землеобеспеченностью, но высоким уровнем экономического развития, благодаря которому ей удается импортировать продовольствие в необходимом объеме, основывается на сочетании либерализации импорта недостающей продукции животноводства, фуражного зерна и сои, а также высокого уровня поддержки отечественного сельского хозяйства и защиты внутреннего рынка, особенно по такому жизненно важному для страны продукту, как рис. За счет высокой интенсификации и научно обоснованного уровня использования удобрений, гербицидов и различного рода добавок сельское хозяйство Японии обеспечивает почти 70% потребностей страны в продуктах питания и перерабатывающих предприятий в сельскохозяйственном сырье.

Богатейшие нефтедобывающие страны Ближнего Востока, также имеющие средства для ввоза продовольствия для удовлетворения полной потребности своего ограниченного населения, во второй половине XX века путем вложения огромных средств в орошаемое земледелие и организацию высокотехнологичного и высокопродуктивного животноводства создали систему национальной продовольственной безопасности и не только добились самообеспечения продовольствием, но по некоторым продуктам стали и их экспортерами.

Несколько иная идеологий продовольственной безопасности сложилась в ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии, особенно в Индии и Индонезии. Перед ними так же, как и перед Китаем, стоит задача добиться равновесия .между растущим населением и темпами роста сельскохозяйственного производства через использование результатов «зеленой революции», основанной на трех компонентах: орошении, более широком применении удобрений и использовании высокоурожайных сортов и гибридов. Иными словами, их позиция предусматривает самообеспечение продовольствием и стимулирование его производства.

Развивающиеся страны, в которых проживает 80% населения планеты, производят и потребляют около одной трети всего продовольствия.

Примерно такой же их удельный вес в его мировом экспорте и несколько ниже (26%) - в импорте. Такое положение характеризуется прежде всего их низким уровнем экономического развитая и, как следствие этого, низкими левыми доходами населения. Хронический дефицит финансовых ресурсов, нужность природных условий для ведения сельскохозяйственного производства, ухудшение экологической ситуации указывают на недостаточность использования ими ресурсного потенциала сельского хозяйства и достижений научно-технического прогресса, освоения передовых технологий. На этом фоне ускоренный рост населения в развивающихся странах в предстоящие 50 лет определяет сохранение в них сложного положения с продовольственным обеспечением. Достижение продовольственной безопасности в них должно быть ориентировано на обеспечение роста сельскохозяйственного производства, его экономической эффективности и устойчивости, поддержание нормального состояния окружающей среды. Однако и в ближайшей, и в более отдаленной перспективе реально просматривается усиление их зависимости от мирового рынка продовольствия и главным образом рынка зерна из экономически развитых стран. Именно последние и в современных условиях, и в будущем будут определять развитие мировой продовольственной системы.

В то же время следует отметить, если в 50-60 годы прошлого века экономически развитые страны стремились в основном к расширению экспорта продовольствия в развивающиеся страны, то в последующий период их основная внешнеторговая стратегия была направлена на максимально возможное ускорение роста собственного общеэкономического и продовольственного потенциала. Это связано, с одной стороны, с появившимися в развитых странах экологическими проблемами наращивания производства продукции для экспорта, с другой - в заинтересованности в смягчении вызываемых недоеданием и голодом социальных, политических и военных конфликтов, дестабилизирующих ситуацию во всем мире.

Странам с переходной экономикой принадлежит довольно скромное место в мировой продовольственной системе, хотя их роль в отдельных регионах довольно существенная. Во взаимоотношениях с мировой продовольственной системой они сталкиваются с теми же проблемами, что и развивающиеся страны, а именно, с высокой зависимостью от импорта продовольствия, ресурсов для его производства, иностранного капитала и кредитов; с отсутствием протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителям; с несовершенством или отсутствием элементов рыночного механизма; с недостатками государственных методов регулирования продовольственного рынка и др.

Все вышеуказанное определяет большие разногласия между странами-участниками ВТО по мерам регулирования мировой торговли и мерам поддержки сельскохозяйственного производства в каждой отдельной стране. Эти разногласия особенно заметно усилились в последнее время вследствие возросшего для экономически развитых стран значения рынков сбыта продовольственной продукции, а также и ее импорта, что заставило правительства этих стран и прежде всего основных экспортеров продовольствия (США, Канада, Европейский союз и др.) активизировать свою деятельность в переговорах о либерализации международной торговли. В рамках заключения Уругвайского раунда ГААТ Соглашения под их давлением в нем впервые был выделен специальный раздел о либерализации международной торговли сельскохозяйственными товарами, в котором предусматривается: снижение ставок импортных пошлин для развитых стран в течение 6 лет (начиная со среднегодового уровня 1986-1990 гг.) на 36% и развивающихся стран в течение 10 лет - на 24%; введение новых нетарифных мер; снижение экспортных субсидий для развитых стран на 34% и сокращение субсидируемого экспорта на 21% в течение 6 лет, а для развивающихся стран соответственно - на 24% и 10% в течение 10 лет; сокращение внутренней поддержки национальных производителей сельскохозяйственной продукции примерно на 20%. При этом странам предоставлялась свобода выбора тех мер, которые подлежат сокращению. Позиция развитых стран заключается в том, что прямая поддержка сельскохозяйственного производства стимулирует его рост и искажает торговые процессы: продовольственная безопасность является совместным продуктом сельскохозяйственной торговли, а не сельскохозяйственного производства, поскольку она подразумевает способность купить продовольствие, а не только произвести его; стремление к продовольственной самообеспеченности негативно отражается на эффективных производителях в других странах, что потенциально может снизить выбор альтернативных источников продовольствия и отрицательно сказаться на продовольственной безопасности в мире в целом. Эти страны выступают против прямых мер поддержки сельскохозяйственного производства, считая, что его социальные и экологические проблемы могут быть решены другими мерами (поддержкой доходов сельских жителей или поддержкой природоохранных мероприятий). Однако с такой позицией не согласны такие страны, как Япония, Южная Корея, Швейцария, Норвегия, государства ЕС, Они считают, что сельское хозяйство следует рассматривать не только с позиции производства продукции растениеводства и животноводства, но в более широком смысле, учитывая социальные и экономические аспекты. Поскольку решение этих вопросов требует больших инвестиций, возникает постоянная необходимость оказания сельскому хозяйству прямых мер поддержки, или другими словами, предоставление ему субсидий «желтой корзины». Поэтому для обеспечения национальной продовольственной безопасности необходимо способствовать росту собственного сельскохозяйственного производства, которое должно быть основным источником поступления продовольствия и, кроме этого, следует иметь его государственные резервы.

Отсутствие единого подхода к проблеме продовольственной безопасности в мире и в каждой отдельной стране во многом явилось причиной регионализации процессов развития международной торговли. Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности предполагает согласование элементов торговой, а затем и элементов производственно-инвестиционной политики развития национальных продовольственных комплексов, вплоть до совместного определения квот производства основных видов продовольствия в странах, исходя из потребностей региона в целом, единых стандартов на продукты питания и сельскохозяйственного сырья для их производства, сближенных моделей потребления (физическая и экономическая доступность продовольствия, устойчивость и равномерность снабжения им населения, доля затрат на продовольствие в расходах домашних хозяйств, основные количественные и качественные параметры структуры потребления продовольствия). В наиболее развитом виде такие процессы наблюдаются в североамериканском и западноевропейском регионах: Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Европейский союз. В государствах ЕС эти процессы в значительной степени институализированы в рамках общей сельскохозяйственной политики (ОСП) и связанных с ней согласованных мер структурной и социальной политики стран Европейского союза. Помимо этих региональных интегрированных формирований, координирующих свою торговую деятельность, сложились и такие, как МЕРКОСУР, объединяющая страны Латинской Америки, АТЭС - в Азиатско-Тихоокеанском регионе, АСЕАН -сотрудничество государств Персидского залива. Создание таких крупных межгосударственных торговых объединений дает возможность входящим в них странам успешнее решать внутренние продовольственные проблемы, а также активно влиять на мировой рынок продовольствия.

Торговые межгосударственные формирования создаются и на базе бывших республик Советского Союза. Одной из наиболее значимых форм их торгово-экономического взаимодействия является Европейско-Азиатское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное в 2001 году на основе Таможенного Союза пяти государств СНГ - Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Первоочередными задачами этого Сообщества являлось согласование позиций при вступлении в ВТО, гармонизация законодательства, переход к применению единых транспортных тарифов и др. На начало 2003 г. в ЕврАзЭС было унифицировано уже порядка 60% таможенных тарифов и к 2005 г. завершилось формирования единого таможенного пространства на его территории. К деятельности ЕврАзЭС непосредственный интерес проявили другие государства Содружества - Молдова, Армения, Азербайджан, Узбекистан, рассматривая для себя в перспективе возможность вступления в эту организацию. В 20014 году организация была ликвидирована в связи с началом функционирования с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕЭС).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.