Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-психологические особенности создания семьи в юношеском возрасте

СОДЕРЖАНИЕ


Введение.

Молодость трудный период. Личность как бы находится на перепутье. Нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Старшие учат, дают советы, но вместе с тем часто ограничивают самостоятельность, личную инициативу, поиск. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения. А молодая семья? Необходимо приспособиться к привычкам своего партнера, но возникает желание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям. Мысль о том, что «перевоспитывать», «переделывать», «переламывать» придет позже - после размолвок с любимым человеком, после понимания того, что каждый человек имеет право на свою индивидуальность, самобытность. Правильные и гибкие взаимоотношения с другими людьми вырабатываются, к великому сожалению, после того, как мы наделаем немало ошибок и нам, в конце концов, придется признать, что поступали опрометчиво, нетактично. Такое осознание со временем приходит, но иногда слишком поздно, когда потерян любимый человек, брак разрушен.

Актуальность этой темы, на мой взгляд, очевидна. В моей недолгой жизни я стала свидетелем многих молодых неблагополучных молодых семей, конфликты в которых стали привычным делом. Поэтому предметом моей курсовой работы является- структура готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям. Объектом курсовой работы является- готовность к браку, как личностное образование.

 


 

1 Готовность молодых людей к браку

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 – для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского).

Важным моментом, обеспечивающим адаптацию супругов в семейной жизни, является соотношение их возрастов. Сексологи утверждают, что семьи, в которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве непрочны. При этом, чем старше возраст вступающих в брак, тем на большее число лет муж должен быть старше жены. Если, например, женщине, вступающей в брак 20-22 года, то мужчине может быть 24-26; если женщине 25 лет, то мужчине – около 30 и т.д. Однако, максимальный разрыв в возрасте супругов не должен превышать 8-12 лет.

Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними. Т.М. Афанасьева, например, приводит тот факт, что по данным социологических исследований современные невесты, прежде всего, ищут в будущем спутнике... интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте – отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье детям, затем – разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота.

Юноши ищут в своих избранницах, прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем. Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни. Молодые люди, создавая семью, конечно, думают о материальных и жилищных проблемах. По данным многочисленных исследований фактор материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи непосредственно не влияет. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало предостережений и вполне справедливых. И все же создание такой семьи имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов. Как правило, длительный период ухаживания может привести к спаду любовных отношений.

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.). Ученый считает, что супругам полезно в пору осложнений и охлаждений отправляться в командировку, в отпуск, отвлечься, наконец, каким-нибудь интересным занятием (т.е. отходить друг от друга на безопасное расстояние).

Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется. Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 100.

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь. Сексологи, которым приходится сталкиваться со случаями дисгармонии, считают, что многие проблемы супружеских отношений зарождаются именно в начальный период брака, а порой в самую первую ночь после свадьбы. Выходит, что не у всех оправдываются ожидания, не всем приносит радость физическая близость. Существуют семьи, в которых открытие этой страницы супружества приносит немало горестей, а то и конфликтов в отношения любящих.

Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.


 

1.1 Представление о семье в сознании современной молодежи

С давних времен считалось, что семья – это ячейка общества. Именно в семье закладывается фундамент будущего – дети, именно там мужчина и женщина решают, иметь ли детей, в каком количестве и каким образом их воспитывать.

Однако, сегодня мы можем заметить, что у молодых людей нет ценности семьи. Они предпочитают гражданский брак. Как показывают исследования, у молодых людей не сформирована ответственность за будущую семью, нет понимания процессов, происходящих в ней.

Каждый из молодых людей, хочет он или не хочет, строит свою семью исходя из своего опыта жизни в родительской семье.

В психологии есть понятие «социальная роль». И в каждой семье все ее члены выполняют определенные роли. Один и тот же человек может быть в семье сыном, внуком, братом и т.д. И роли надо выполнять в этом же соответствии.

Было проведено исследование представлений юношей и девушек о ролевой структуре родительской семьи, а также представлений о ролевой структуре своей будущей семьи. Исследователи обнаружили много совпадений. Так, и юноши и девушки считают, что от мужа в большей степени зависят интересы и увлечения семьи, чем от жены; он чаще, приглашает в дом гостей; чаще первым целует и обнимает жену; от него в большей степени зависит взаимная удовлетворенность ин­тимными отношениями, трудности в интимных отношениях также возника­ют от него; муж первым должен заняться поисками дополнительного зара­ботка в случае возникновения денежных потребностей в семье. Выявлено, что жену больше, чем мужа, заботит уют и удобства в квартире, она гораздо чаще ходит по магазинам, выбирает мебель, шторы; она чаще играет с маленькими детьми; ее жизненные принципы и правила являются определяющими в семье; жена чаще, чем муж планирует, как и где провести отпуск; она больше обращает внимание на самочувствие мужа; она имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность мужа; она чаще вызыва­ет представителей ремонтных служб и ведет с ними переговоры. Оба супруга часто согласны в оценке большинства своих друзей и им достаточно редко хочется уехать куда-нибудь одному (одной) на какое-то время.

В представлении молодежи об исполнении ролей в семье более выраженными являются следующие роли: за воспитание детей в основном отвечает жена, будущий муж должен ходить с детьми на прогулки, в кино и т.д.; за материальное обеспечение семьи и роль сексуального партнера должен отвечать будущий супруг, а у жены должна доминировать роль «хозяйки». Муж в семье является ответственным за материальное обеспечение семьи, интимные отношения, а женщина отвечает за воспитание детей, культурные и хозяйственные вопро­сы .

Было выявлено, чтопочти 40% студентов намерены вступить в брак, лишь достигнув экономической самостоятельности. Каждый пятый также считает, что семью можно создавать только после получения специальности, профессии. Примерно столько же студентов собираются создать семью лишь на почве настоящей любви, которую еще не встретили. Только 12,5% студентов самым подходящим временем для брака назвали студенчество. 1/3 студентов считают, что официальный брак необходим для полноценного воспитания детей. Некоторые студенты рассматривают брак как средство для профессиональных достижений, повышения социального статуса человека.

Молодые люди достаточно лояльно относятся к гражданскому браку: около 30% полностью поддерживают свободный союз мужчины и женщины, положительно к таким бракам относятся более 40% респондентов.

Преимущества гражданского союза перед официальным браком они объясняют тем, что так можно лучше узнать человека (33,3%), разрыв отношений будет более спокойным (26,7%), такой «брак» позволяет сохранить свою независимость (22,2%) .

Таким образом, можно сказать, что у современной молодежи отношение к семье неоднозначно. И как она будет формироваться и развиваться во многом зависит от политики государства в отношении семьи.

 


 

1.2 Обоснование актуальности подготовки молодых людей к брачно-семейным отношениям

В современном российском обществе институт семьи и брака претерпевает кризис. Резко выросло количество разводов и юридически незарегистрированных браков, что сильно дестабилизирует социальную ситуацию и ставит под угрозу воспитание духовной культуры следующих поколений.

Снижение роли семьи в формировании личности - это факт, имеющий место в нашей действительности. В современном обществе усиливается расслоение семей по уровню доходов; растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи (увеличивается количество неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

Современная тенденция такова, что всевозрастающую долю семей составляют неполные семьи. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей и разведенных женщин. Одной из социальных проблем современного общества является развод. Неутешительна статистика и по Омской области. (За период с 2005 по 2008 год количество расторгнутых браков выросло с 8236 до 10524). Обозначилась тенденция к увеличению количества разводов в молодых семьях и семьях со стажем более 20 лет. В период развода семья практически перестает выполнять свои функции, особенно страдают дети.

Молодежь, вступающая в брачный возраст, в большинстве своем не готова к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям.

Для формирования позитивного опыта в этой области отношений усилий семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни, активном участии в этой деятельности учреждений, которые оказывают социальные и образовательные услуги, а также в участии общественности. Подростковый и юношеский возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации человека, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Поэтому важно информировать молодых людей и подростков о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представлений о ней как социально-значимой ценности.

С целью повышения значимости семьи, пропаганды "просемейного" образа жизни, профилактики семейного неблагополучия специалисты бюджетного учреждения Омской области "Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)" организовали профилактическую работу с поколением будущих супругов по их психологической подготовке к будущей семейной жизни. Учитывая актуальность вышеизложенного, специалисты отделения помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, разработали программу "Подготовка молодежи к семейной жизни".

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов.

Готовность к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов, на формирование которых направлены мероприятия программы:

–​ Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству.

–​ Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

–​ Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству заключается в соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

–​ Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, в чувствованию в эмоциональный мир партнера.

–​ Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

–​ Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов.

Ученые подчеркивают, что, наряду с формированием нравственного мира личности и представлений о семейной жизни, необходимо обеспечить и формирование особой системы представлений молодых людей о себе как человеке определенного пола, включающих в себя специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта чрезвычайно актуальная необходимость, соответствующая основным задачам полового воспитания, сравнительно недавно стала предметом специального внимания исследователей.


 

 

2. Характеристика структурных компонентов готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям

В современном мире всё чаще мы наблюдаем, как меняется отношение к семье. На сегодняшний день заметно падает популярность законного брака. Популярным стало жить не в традиционном браке, например, в «гражданском». Сегодня в Европе лишь каждая четвертая семейная пара регистрирует свой брак. В России около трети всех пар ―или трех миллионов семей ―живут в гражданском браке, и таких браков становится все больше. Интерес к изучению темы семьи до сих пор не ослабевает.

По мнению С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, готовность ― это «состояние, при котором всё сделано, всё готово для чего–нибудь». В психологическом словаре понятие готовность рассматривают как «…активно ― действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия».

Что же такое «психологическая готовность к браку». Многие авторы пытаются определить сущность этого понятия, так, например, И.В. Гребенников включает в это понятие различные виды готовности, такие как физическая и социальная зрелость, этико–психологическая и сексуальная готовность. Под физической зрелостью понимается половая зрелость. Социальная зрелость наиболее убедительное свидетельство вступления молодых людей в пору взрослости. Этическая и психологическая готовность вступающих в брак включает в себя большое количество факторов, которые между собой взаимосвязаны. Молодых людей не считают подготовленными к браку, если у них нет четкого представления, что такое семья, зачем они вступают в брак, какие взаимоотношения они будут строить, какие обязанности на них налагаются и т. д. Важным показателем этой готовности является осознанность мотивов вступления в брак. Например, сексуальная подготовленность подразумевает наличие соответствующих знаний.

Существуют и другие представления о готовности к браку, например, Н.В. Маляров под готовностью молодежи к браку понимает систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку ―это целостная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. формирование определенного нравственного комплекса;

2. подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

3. способность к самоотверженности по отношению к партнеру;

4. наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, ―эмпатийный комплекс;

5. высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

6. умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения»

И.В. Гребенников говорил, что психологическая готовность к браку ―это определенная степень личностной зрелости, что помогает мобилизовать ресурсы, при семейной проблематике. Сходным с мнением И.В. Гребенникова также понятие готовности к браку у С.М. Питилина. Он включает в него следующие критерии: физическая готовность, личностная готовность, мотивационная готовность, эмоционально–волевая готовность, социально–психологическая готовность, биологическая и сексуальная готовность.

Также в литературе можно выделить два подхода к определению готовности к браку и семейной жизни. Представители первого подхода([Борлакова Б.М., Галимова Н.М., Ковалева О.Ф., Питилин С.М., Зритнева Е.И. и др.) настаивают на определении готовности молодежи к семейной жизни до их вступления в брак. Представители второго подхода (Решетов П.А. и др.) ориентируются только по установлению конечного результата ― успешности брака, гармонии межличностных отношений в семье, правильному воспитанию детей, но при таком подходе сложность заключается в отсутствии возможности оценить результаты подготовки, т. к. они отодвинуты во времени.

На разных возрастных этапах готовность различная, но особую роль в плане формирования психологической готовности к брачным отношениям играет юношеский возраст. Границами которого в являются 17―21 год (Выгоцкий Л.С).

Следует помнить, что человек биосоциальное существо, поведение которого предопределяют природные и внеприродные (культурные) «программы поведения». И чтобы успешно справиться со всеми семейными ролями, он должен достигнуть определенной стадии зрелости в каждом из этих состояний.

Например, начало физиологической зрелости (возможность рождения ребёнка) за последние годы не снижается и держится на уровне тринадцати―четырнадцати лет. Другим показателем является зрелость социальная. Если наши предки в этом возрасте уже были социально адаптированы, то в настоящее время картина изменилась. Социальной зрелости предшествует довольно таки длительный период детства, получение образoвания общего и профессионального, служба в армии молодого человека и т. д. Так что в настоящее время человек способен стать самостоятельным лет с 22, а может и с 25. Исходя из этого, и выстраивается брачно-семейное поведение современных людей.

Если же взять современных юношей и девушек в возрасте от 18 лет, то это совершенно не готовые к самостоятельной жизни молодые люди. В их жизнь только приходит период социальной зрелости, у них высокий пик потребности в общении. Очевидно, что возникновение семьи затруднит профессиональное становление молодых супругов, весьма ограничит круг и формы общения, потребует от личности переориентации на семейные потребности. А появление малыша дополнительно обостряет все семейные напряжения.

Если взять тот факт, что физиологически наиболее благоприятным возрастом для рождения первого ребенка является 18―25 лет, а к 30 годам женщина стремится закончить репродуктивную функцию, то природные рамки благоприятного для женщины периода образования семьи и рождения ребенка не так уж и широки.

В настоящее время продолжительность жизни увеличилась, вместе с тем верхняя граница детства и, следовательно, социального взросления, отодвинулась. Существует даже точка зрения, что затянувшееся детство и возникающая в связи с ним инфантильность молодых людей ― необходимые условия приспособления современного человека к долгой жизни, по принципу «всё ещё успеется в своё время».

Если брать общество, то это так, но природа не стремится менять свои установки вслед за людьми. У природы всё также детство заканчивается физиологическим созреванием, подростковый возраст ― это период расцвета, созревания и тренировки чувств, а юность ― наилучшее время для вступления в брак и создания гармоничной семьи. Таким образом, юность характеризуется высоким показателем физической готовности к браку и семейной жизни.

В современном обществе принято считать, что с окончанием физического развития человека у него наступает возраст, подходящий для брачных отношений. У молодых людей в юношеском возрасте заканчивается пубертатный период, и современные исследователи считают его очень важным и ответственным в жизни человека. Это означает способность молодых людей к рождению ребёнка без ущерба для его здоровья, да и собственного здоровья тоже. Половая зрелость, несомненно, является одной из самых важных основ супружеской жизни, но она совсем не означает, что молодые люди готовы к гармонической, сексуальной жизни в браке и также не является показателем психологической и социальной готовности к браку. Ещё не менее важными являются этическая и экономическая готовности к браку и семейной жизни, не обойтись и без овладения навыками воспитания детей и в том числе самовоспитания. Поэтому зачастую сложно определить в каком возрасте молодой человек социально и морально готов к брачным отношениям, а в каком ещё смотрит на жизнь и на брак глазами ребенка.

Многие авторы к социальной готовности относят следующие показатели: получение образования, устройство на работу или получение высшего образования, жизнь отдельно от родителей и начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим очень тесно связана социально-экономическая готовность к браку, которая включает в себя самостоятельное зарабатывание денег, чтобы обеспечить членов семьи и себя в том числе. Но часто молодые люди не стремятся быть финансово–независимыми. Это является препятствием на пути к созданию семьи. Социальная готовность к браку предполагает осознание девушками и юношами ответственности за семью, за супруга, за детей. Таким образом, можно сказать о несформированности это компонента у юношей и девушек.

Ключевым моментом в гармонизации отношений молодых людей является этико–психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Молодые люди должны быть подготовлены к браку, у них должен быть сформирован некий идеал семьи, они должны знать чего ждут они от брака и семейной жизни в целом. Также оба супруга должны пытаться создать благоприятные условия для жизни в семье каждого его члена. Зачастую мы с семьей связываем своё стремление быть счастливыми, и очень важным является с раннего возраста прививать детям правильное представление о личном счастье и семье. На отношения партнеров, на семейную жизнь оказывает преимущественное влияние мотивы вступления в брак. Осознaние этих мотивов является важным компонентом этико–психологической готовности к семейной жизни.

Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться» и т. п.); по материальным соображениям. Мотивационная готовность предполагает самостоятельность (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопросы) и ответственность за свою семью, готовность к рождению и воспитанию малыша. Также можно говорить о неготовности современной молодежи к браку по показателям данного компонента.

 


2.1 А2.1 Анализ подходов к определению понятия и структуры готовности к браку

Анализ психологической готовности к браку как системы взаимосвязанных компонентов позволяет нам сделать вывод, что психологическая готовность к браку - это личностное образование, представляющее собой систему, основными компонентами которой являются супружеские ценности, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях.

Различия, полученные в соотношении корреляционных связей, свидетельствуют о том, психологическая готовность к браку как личностное образование может иметь разный уровень сформированности и структурную организацию ее компонентов. Таким образом, наше теоретическое предположение о том, что психологическая готовность к браку может быть сформировано на высоком, среднем и низком уровне, получило эмпирическое подтверждение.

Высокий уровень психологической готовности к браку характеризуется высокой степенью сформированности всех компонентов. Ведущими компонентами являются представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях. На данном уровне иерархия компонентов следующая: представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях, ценностные ориентации, брачная мотивация, супружеские установки и ожидания.

Средний уровень психологической готовности к браку характеризуется высокой степенью сформированности таких компонентов как брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, средней степенью сформированности ценностных ориентаций и низкой степенью сформированности таких компонентов как представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях. На данном уровне иерархия компонентов следующая: брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях, ценностные ориентации.

Низкий уровень психологической готовности к браку характеризуется средней степенью сформированности ценностных ориентаций и низкой степенью сформированности таких компонентов как брачная мотивация, представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях, супружеские установки и ожидания. На данном уровне иерархия компонентов следующая: брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, ценностные ориентации, представления о супружеских отношениях и супружеской иерархии.

В результате сравнительного анализа полученных данных я выявила параметры, по которым имеются, значимые различия во всех компонентах системы психологической готовности к браку в трех возрастных группах: от 17 до 21 г.г.; от 21 до 40 лет и от 41 до 60 лет. Таким образом, сравнительное исследование показателей компонентов системы психологической готовности к браку подтвердило предположение, что на психологическую готовность к браку влияет возраст человека.

Выявленные различия в психологической готовности к браку между людьми на разных этапах периода взрослости позволяют нам сделать вывод о том, что психологическая готовность к браку не повышается с возрастом, а наблюдается следующая тенденция:

В поздней юности (17-21 год) только начинают дифференцироваться понятие брака, образ брачного партнера и себя как будущего мужа (жены). Этот возраст характеризуется смешанными установками, что касается вопросов брака, построения отношений с партнером (распределение ролей, главенства и т.д.) и воспитания детей. Нет четкой доминирующей мотивации к заключению брака. Партнер рассматривается, прежде всего, как партнер для общения.

Молодость (21-40 лет) характеризуется высоким уровнем психологической готовности к браку. В этот период формируются представления о супружеских отношениях, о партнере не только для общения, но и для построения семьи. Большое внимание уделяется отношениям между супругами и их эмоционально-психотерапевтическим связям. Доминирующей мотивацией является мотивация на определенного человека. Этот период молено охарактеризовать как лояльный по отношению к партнеру, т.к. партнер для общения превращается в партнера для брака и с ним строятся брачные отношения.

Зрелость (41-60 лет) характеризуется незначительным снижением готовности к браку по сравнению с молодостью. В этот период утверждается предпочитаемая модель семьи и выстраивается необходимая структура отношений между супругами. Доминирующей мотивацией является мотивация на определенный тип брака, т.е. под существующую модель подбирается партнер.

Таким образом, можно сказать, что пик психологической готовности к браку приходится на молодость.

Был также проведен сравнительный анализ различий в компонентах и уровне сформированности психологической готовности к браку у мужчин и у женщин. Пол влияет на уровень психологической готовности к браку, и имеются качественные отличия в структурной организации компонентов системы психологической готовности к браку. У мужчин в целом формируется психологическая готовность к браку, жену они оценивают как партнера по общению, важные жизненные ценности и сферы жизнедеятельности семьи у них связаны с обеспечением семьи и социальной активностью. У женщин формируется психологическая готовность к заключению брака с определенным человеком, партнера они оценивают качествами необходимыми для брака. Они более ориентированы на долг перед семьей, семейный быт, и на близкие эмоциональные отношения с мужем. Такие различия мы объясняем традиционной установкой на роль мужчины и женщины в семье.

Наличие постоянного партнера для общения не влияет на уровень психологической готовности к браку, но имеются качественные отличия структурной организации внутри компонентов системы психологической готовности к браку. Люди, имеющие постоянного партнера для общения, ориентированы на интересную работу, но при этом важной часть их жизни являются интимно-сексуальные отношения, которые они считают очень важными в семейной жизни. У них выражена ориентация на тип брака и выражено проявление ревности. Люди, не имеющие постоянного партнера для общения, ориентированы на самореализацию, их привлекает творчество, и сексуальные отношения для них не представляют значимости в семейной жизни. Ориентированы они на определенного человека при заключении брака и реализации себя в сфере социальной активности.

Опыт совместного проживания (до 3 лет) положительно влияет на развитие компонентов психологической готовности к браку. Так у людей, имеющих такой опыт уровень психологической готовности к браку выше. Важные жизненные ценности связаны с благоприятным психологическим климатом в семье и сферами жизнедеятельности семьи, отражающие совместную деятельность супругов и воспитание детей, долг выражен сильнее, чем удовольствие. У них происходит конкретизация качеств необходимых для брака и поэтому как партнера, так и себя они описывают преимущественно брачными качествами. Они ориентированы на заключение самого брака, т.к. партнер и совместный быт у них уже есть. У людей, не имеющих опыт совместного проживания, важные жизненные ценности связаны со свободой, независимостью, уверенностью в себе и с внешней привлекательностью. Они ориентированы на конкретного человека при заключении брака, но он воспринимается как партнер для общения. подходов к определению понятия и структуры готовности к браку


2.2 Рекомендации по проведению добрачного консультирования молодых людей

Для создания успешной семьи необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями противоположного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от генетической семьи. Важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности, которые «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности связаны с проблемой подготовки к браку, рассмотрим виды психологического консультирования молодых людей, тем более что в последнее время они все чаще обращаются за психологической помощью.

Человек, пришедший в психологическую консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни. Психолог, проводящий индивидуальное психологическое консультирование, должен определиться, о чем он будет говорить с клиентом. Целесообразно поставить перед ним следующие вопросы.

§ Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?

§ Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек?

§ В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?

§ Есть ли какие-либо психологические качества

§ Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь?

§ Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось?

§ Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?

§ Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток?

§ Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни?

§ Как ко всему этому относится ваш реальный избранник?

Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент. Возможно, это личная проблема и ее причины — в индивидуально-психологических особенностях клиента, его жизненном опыте, не вполне удачных добрачных или семейных отношениях в прошлом и т.д., а может быть, она заключается в партнере, других референтных личностях. Определив это, можно приступать к поиску решения проблемы, выбору эффективных методов консультирования.

В индивидуальном психологическом консультировании применение диагностических методов не всегда эффективно и справедливо, практические психологи отказываются от их использования во время ведения консультативной сессии. В добрачном консультировании также не рекомендуется во время беседы с клиентом (клиентами) использовать тесты, однако их можно предложить в качестве домашнего задания, а также в том случае, если клиент выразил пожелание провести психодиагностику отношений в настоящем и дать прогноз на будущее. Н. Пезешкиан предлагает тест-опросник[6,с.162].

1. Мог ли я представить в прошлом, что моей женой (мужем) будет этот человек?

2. Могу ли я представить этого человека дома?

3. Могу ли я представить, что у меня будут дети от этого человека?

4. Могу ли я представить, что мои дети будут копией моего партнера?

5. Если бы я влюбился в этого человека, мог бы он быть моим другом?

6. Чувствую ли я себя комфортно в ее (его) присутствии?

Если даже на один вопрос клиент ответил отрицательно, ему необходимо насторожиться, глубже проанализировать взаимоотношения с партнером и свои чувства к нему, «поэкспериментировать» с собственным поведением в непосредственном общении со своим избранником.

В психологическую консультацию могут обращаться клиенты с проблемами личностного характера: трудности в общении, неуверенность и т.д. В работе с такими проблемами можно использовать методы системной, поведенческой психотерапии, краткосрочного консультирования А. Адлера. А. Адлер считает, что большинство проблем человека связаны с преобладающей у него «частной логикой» и сформированном на ее основе жизненном стиле. Психолог, практикующий в рамках консультирования по А.Адлеру, помогает клиенту осознать деструктивность частной логики, увидеть, какую цену он за нее платит, а затем либо сформулировать новую, либо внести конструктивные элементы в старую частную логику[7,с.143].

Очень часто оказывается полезным групповое психологическое консультирование клиента.

Иногда этот вид консультирования оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачной паре, чем, к примеру, индивидуальное консультирование, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, другими значимыми людьми, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др. Пребывание человека в специально организованных группах может помочь молодым людям в решении проблем, возникающих при межличностных взаимодействиях в добрачный период. В психокоррекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение личности, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.

Преимущество групповой психотерапии, по мнению К. Рудестама, состоит в том, что реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в решении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми типами поведения. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного психолога, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, они чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть у других.

Практическая психология и психотерапия накопили большой опыт работы с психокоррекционной группой. Это социально-психологический тренинг коммуникативных способностей, тренинг личностного роста, психодрама, гешталътгруппа, танцедвигательная терапия, группы тренинга и умений и др.

Главная задача информирования, или психологического просвещения, – устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с партнером. Организацией психолого-просветительской работы занимаются практические психологи и социальные педагоги. Они знакомят молодых людей со спецификой добрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими добрачными факторами «риска», анализируют психологические условия оптимизации добрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.[7,с.161].

Формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни. Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр.

Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования – в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить посетить лекции, групповые занятия.

Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия. Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей часто беспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком, взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудности общения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание и др.[3,с.29].

Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую поддержку, которая позволяет человеку, обратившемуся к практическому психологу, избежать роли «пациента». Среди других условий, делающих консультирование по телефону привлекательным, выделяются: анонимность и связанная с этим особая доверительность; пространственно-временные особенности (человек может позвонить из любого места, где есть телефон, и в удобное для него время); право клиента на прерывание контакта; ограничение коммуникации аудиальным каналом.

При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что несмотря на расстояние абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, это создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Поэтому молодые люди часто выбирают телефон доверия, так им легче обсуждать личные проблемы.

При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеет ограничения. Психолог чаще всего может только выслушать клиента, задавая ему вопросы, касающиеся проблемы, и рекомендовать, к примеру, в какой психологический центр обратиться за помощью. Однако оно исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование[8,с.103].


Список использованной литературы

1. Выготский, Л.С. Возрастная и педагогическая психология / Л.С. Выготский.

2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М. : Просвещение, 2001.

3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 193 с.

4. Ожегов С.И."Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).

Социально-психологические особенности создания семьи в юношеском возрасте

 

6. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. - М., 1993.-237с.

7. Румянцева Т. В. Трансформация идентичности студентовмедицинского вуза в меняющихся социальных условиях.Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 185 с.

8. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре.Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.