Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФИЛОСОФСКОЕ ЧУВСТВО ЮМОРА



Своеобразное чувство юмора - одна из первых характеристик

самоактуализированных людей, которую мне удалось обнаружить, оно было

присуще абсолютно всем моим испытуемым. Вам не удастся заставить этих людей

улыбнуться в ответ на плоскую шутку, на то, что кажется смешным обычному

человеку. Злобные, обидные или пошлые шутки нисколько не позабавят их. Им по

нраву юмор мягкий, философичный, юмор, который можно назвать сущностным

юмором. В их шутках всегда заметен легкий оттенок грусти, их юмор нацелен на

глупость, недостатки, претенциозность, их забавляет высокомерие человека, возомнившего себя венцом творения и "пупом Земли", забывшего, сколь ничтожно

малое место отведено ему в универсуме. Самоактуализированный человек

способен к самоиронии, однако, она никогда не перерастает в мазохизм или в

шутовство. За образец такого чувства юмора можно принять чувство юмора

Линкольна. Я уверен, что Линкольн ни разу не позволил себе оскорбительной

или унизительной шутки. На мой взгляд в большинстве его шутливых

высказываний, дошедших до нас, обязательно содержится некий подтекст, некое

иносказание, его шутки не просто смешны, но и назидательны, как назидательны

притчи и басни.

Если взяться за труд количественного измерения чувства юмора, то мне

придется признать, что мои испытуемые шутят гораздо реже, чем

среднестатистический человек. При всем желании я бы не решился назвать их

весельчаками или балагурами, они не блещут остроумием в компаниях, не травят

анекдоты, не устраивают веселых розыгрышей. Философичный юмор

самоактуализированного человека может вызвать улыбку, но не гомерический

хохот, он порожден ситуацией и вплетен в ее канву, он неотделим от нее, он

естествен и спонтанен, его нельзя запланировать или повторить.

Неудивительно, что среднестатистический человек, чье чувство юмора не столь

утонченно, привыкший хохотать до упаду, до колик в животе, воспринимает этих

людей как чересчур серьезных.

Чувство юмора этих людей объемлет собой самые разные аспекты

человеческого бытия и проявляет себя в самых разных формах. Можно сказать, что юмор пронизывает само восприятие жизни этих людей. Тщеславие, гордыня, стремление к успеху, суета, амбиции, борьба, - все человеческие недостатки

могут показаться им забавными и комичными. В полной мере я осознал их

отношение к жизни, когда однажды волей судеб оказался в студии так

называемого "кинетического искусства". В небольшом помещении я обнаружил

массу разнообразнейших предметов, которые беспорядочно, с дребезжанием и

грохотом перемещались в разных направлениях. В этом безумном, хаотичном, грохочущем круговращении я увидел замечательную пародию на нашу жизнь. Так

же легко, с юмором эти люди воспринимают и свою профессиональную

деятельность. Работа, сколь бы ответственно они ни относились к ней, одновременно является для них и развлечением, и игрой.

139.

КРЕАТИВНОСТЬ

Креативность - универсальная характеристика всех самоактуализированных

людей. У каждого из моих испытуемых я обнаруживал ту или иную форму

креативности, которую можно назвать оригинальностью, изобретательностью или

творческой жилкой. Креативность самоактуа-лизированных людей имеет ряд

специфических особенностей. В полной мере оценить все своеобразие творческих

способностей этих людей можно только в контексте других их особенностей, о

которых речь пойдет ниже. Креативность этих людей - это не креативность

Моцарта, это не гениальность, не специфический дар. Гениальность практически

не связана с личностными качествами гения, она непостижима. Глядя на гения, нам остается только констатировать, что он наделен гениальностью, что она

свойственна ему от рождения. Способности такого качества не нуждаются в

поддержке психического здоровья, и потому мы не станем их рассматривать.

Креативность самоактуализированного человека сродни креативности ребенка, еще не испорченного влиянием культуры. Креативность - фундаментальнейшая

характеристика человеческой природы, это потенциал, данный каждому человеку

от рождения. По мере социализации большинство из нас утрачивает способность

к невинному и наивному восприятию жизни, очень немногие люди выносят ее из

детства или, уже повзрослев, вновь обретают ее. Сантайана называл эту

способность "вторичной наивностью".

Креативность не ищет себе подтверждений, она не обязательно проявляется

в музицировании, стихосложении или занятиях живописью. Это скорее особый

способ мировосприятия, особый способ взаимодействия с реальностью.

Креативность помогает здоровой личности выразить себя вовне, ее следы можно

обнаружить в любой деятельности самоактуализированного человека, даже в

самой обыденной, в самой далекой от творчества в обычном понимании этого

слова. Чем бы ни занимался креативный человек, что бы он ни делал, во все он

привносит присущее только ему отношение к происходящему, каждый его акт

становится актом творчества. В этом смысле звания творца может заслужить

любой самоактуализированный сапожник, портной или кондитер. Даже отдельный

акт зрительного восприятия, акт видения может быть креативным.

Я выделил креативность в отдельную характеристику только в

демонстрационных целях, понимая, что она неотделима от прочих характеристик

самоактуализированного человека. Очень может статься, что креативность в

данном случае - лишь одно из проявлений или одно из следствий особой

эффективности восприятия, о которой мы говорили выше. Мы вправе сказать, что

самоактуализированные люди отличаются более точным и правдивым видением мира

и именно потому они креативны.

Кроме того, как мы уже говорили, эти люди в гораздо меньшей степени

подвержены влиянию культуры, ее запреты не становятся для них абсолютными, не переходят в разряд внутренних запретов и ограничений, они гораздо менее

"окультурены" по сравнению со среднестатистическим человеком. Понятно, что

эта "некультурность" позитивна, и я склонен называть ее спонтанностью.

Самоактуализированный человек искренен и естествен, и возможно, отчасти в

этом причина того, что обычные люди часто склонны счесть его одаренным, талантливым человеком. Наблюдения за детьми дают нам основания предполагать, что каждый из нас когда-то обладал этой спонтанностью и, быть может, в

глубине души по-прежнему искренен и естествен, но не может проявить этого, скованный тяжелыми цепями запретов и ограничений, налагаемых на нас

культурой. Но если все обстоит именно таким образом, то не вправе ли мы

предположить, что, сбросив оковы культуры, мы окажемся в царстве всеобщей

креативности (10, 307)?

 

СОПРОТИВЛЕНИЕ КУЛЬТУРАЛЬНЫМ ВЛИЯНИЯМ;

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.