Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДАННЫЕ ЭНДОКРИНОЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ И ДРУГИХ



НАУК

Желание выявить все возможные источники агрессии заставляет нас

обратить внимание на данные, накопленные в этой сфере эндокринологией. Мы

обнаруживаем, что и здесь все выглядит достаточно просто до тех пор, пока мы

имеем дело с низшими животными. Кажется, никто уже не сомневается в том, что

половые гормоны, а также гормоны, вырабатываемые надпочечной железой и

гипофизом, определяют такие характеристики особи, как агрессивность, 108.

пассивность, доминантность. Картина несколько осложняется тем фактором, что

работа всех желез внутренней секреции тесно взаимосвязана. Это особенно

справедливо тогда, когда мы имеем дело с эндокринологией человека, - в

данном случае прямолинейная интерпретация данных становится просто

невозможной. Однако, несмотря на всю сложность вопроса, мы не имеем права

обходить его стороной. Эндокринология подтверждает наши предположения о том, что агрессия, готовность и способность к борьбе, к самоутверждению каким-то

образом связана с мужским началом, с мужскими гормонами. Обнаружено также, что у разных людей вырабатывается разное количество адреналина и

норадреналина, и что эти гормоны служат одной из детерминант наступательного

поведения. Мне думается, настало время объединить данные, накопленные

эндокринологией, с данными психологии, провести новые исследования на стыке

этих двух наук, - такие исследования, несомненно, расширят и углубят наше

понимание проблемы.

Совершенно особое значение имеют для лучшего понимания поднятой нами

проблемы данные генетики, знания, полученные благодаря непосредственному

изучению генов и хромосом. Например, не так давно совершенное открытие, согласно которому мужчины с двойной мужской хромосомой (то есть с двойной

дозой мужской наследственности) отличаются склонностью к бесконтрольной

ярости, со всей очевидностью демонстрирует нам, насколько бессмысленны

попытки некоторых ученых объяснить человеческое поведение только средовыми

влияниями. Даже самое мирное общество, общество, в котором созданы самые

благоприятные, совершенные социально-экономические условия, не застраховано

от насилия и жестокости, - просто некоторые люди устроены таким образом, что

не могут не проявлять агрессии. Это открытие заставляет нас вновь обратиться

к не раз обсуждавшемуся, но до сих пор не решенному вопросу: не является ли

агрессивность, жестокость неотъемлемой характеристикой мужчины, не

существует ли специфически мужской, или специфически юношеской потребности в

сопернике, с которым можно вступить в единоборство, потребности во враге?

Данные некоторых исследований, полученные как на взрослых людях, так и на

детях, как будто позволяют нам утвердительно ответить на этот вопрос. Но мы

не знаем пока, в какой степени эта потребность врожденная, насколько сильна

ее биологическая составляющая. Ответ на этот вопрос - дело будущего.

Я мог бы привести здесь данные, полученные представителями множества

наук - истории, социологии, семантики, науки управления, политики, мифологии, медицины, психофармакологии и других, но не вижу необходимости

перечислять их хотя бы потому, что вопросы, сформулированные мною в начале

этой главы, являются эмпирическими вопросами, а значит, рано или поздно мы

найдем ответы на них. Конечно, интеграция данных, полученных в самых разных

сферах человеческого знания, влечет за собой возможность, а быть может, и

необходимость междисциплинарных исследований. Во всяком случае, даже

поверхностное сопоставление имеющихся в нашем распоряжении данных заставляет

нас отказаться от упрощенного, дихотомичного, черно-белого способа мышления, при котором инстинкт, наследственность, биология, с одной стороны, и среда, социум, научение, с другой, понимались как две полярные, взаимоисключающие

силы. Несмотря на всю бесплодность этого противопоставления, до сих пор

можно услышать отголоски этой старой полемики, суть которой чрезвычайно

проста и выражается вопросом: "Наследственность или среда?" Но мы уже знаем, что деструктивность имеет множество источников. Мы уверенно можем заявить, что культура, среда и научение являются тремя источниками деструктивности.

Не столь уверенно, но в какой-то степени обоснованно мы можем также

предполагать, что существенную роль играют здесь и биологические факторы. По

крайней мере, нам придется принять как факт, что гнев и агрессия являются

неотъемлемой частью человеческой натуры, хотя бы по той причине, что человек

не всегда имеет возможность удовлетворить свои базовые потребности, что

фрустрация неизбежна и человеку природой предопределено реагировать на

фрустрацию гневом и агрессией.

Мы наконец-то освобождаемся от необходимости выбирать между всемогущим

инстинктом и всесильной средой. Позиция, представленная в данной главе, выше

этого противопоставления, оно становится ненужным, излишним. Мы можем иначе

посмотреть на наследственность и на другие биологические детерминанты, они

уже не требуют от нас "всего или ничего", мы уже не рассуждаем о том, обусловлена ли деструктивность биологическими факторами, нас тревожит другой

109.

вопрос: в какой мере она определяется ими? Эмпирические данные указывают на

то, что биологические детерминанты человеческого поведения, несомненно, существуют, но у большинства индивидуумов проявляются слабо и легко могут

быть подавлены, заглушены в процессе научения, под воздействием других

факторов, связанных с социализацией. Биологические детерминанты

человеческого поведения настолько фрагментарны, что их сложно сопоставить с

инстинктами, обнаруживаемыми у низших животных, скорее, имеет смысл говорить

о рудиментах животных инстинктов. Мы склонны однозначно заявить, что у

человека нет инстинктов, а есть лишь остатки инстинктов, "инстинктоидные"

потребности, врожденные способности и потенции. Более того, клинический опыт

и наблюдение за конкретными людьми показывают, что эти слабые инстинктоидные

тенденции ни в коем случае не являются дурными, злыми или порочными, напротив, они хороши, полезны и желательны, их можно и нужно поощрять, поддерживать, развивать, и именно в этом заключается главная функция

общества и культуры.

 

ГЛАВА 10

ЭКСПРЕССИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОВЕДЕНИЯ

Несмотря на то, что мы уже имеем возможность провести различия между

экспрессивным (неинструментальным) и функциональным (инструментальным, адаптивным, целенаправленным) компонентами поведения (главным образом

благодаря работам Олпорта, Вернера, Арнхейма и Волффа), мы до сих пор не

удосужились отразить двойственную природу поведения в психологии

ценностей.28

Современная психология слишком прагматична, и потому некоторые области

человеческой деятельности, которыми ей следовало бы заинтересоваться, остаются без должного внимания. Психологи так озабочены результатами, технологией, средствами, что почти ничего не могут сказать нам о красоте, искусстве, забаве, игре, восторге удивления, благоговейном трепете, радости, любви, счастье и прочих, "бесполезных" с их точки зрения, реакциях и высших

переживаниях. Психология почти ничего не может дать человеку, стремящемуся к

познанию высшей истины, человеку, превыше всего ценящему радость

самовыражения, будь то музыкант, художник, писатель, аксиолог, теолог, гуманист. Психология виновата в том, что ничего не предлагает человеку, который отчаянно жаждет познания естественных основ своей человечности, человеку, который нуждается в четкой и ясной системе ценностей.

Исследуя и должным образом используя разграничение между экспрессивным

и функциональным поведением, между экспрессией и преодолением (coping) или, говоря иначе, между "полезным" и "бесполезным" поведением, мы сможем

существенно расширить юрисдикцию психологии, включить в нее те области

знания, которые до сих пор не попадали в сферу ее внимания. В этой главе я

попытаюсь убедить вас в некоторых вещах, в которых нужно быть уверенным, прежде чем предпринять попытку исследовать и опровергнуть широко

распространенное представление о том, что всякое поведение является

мотивированным. Такую попытку мы предпримем в главе 14. Пока же я

сформулирую основные различия между экспрессивным и функциональным

поведением, а затем попытаюсь показать их возможное применение к некоторым

проблемам психопатологии.

1. Функциональное поведение по определению целенаправлено и

мотивировано; экспрессивное поведение часто бывает немотивированным.

2. Функциональное поведение в большей степени детерминировано внешними

- средовыми и/или культуральными - переменными; экспрессивное же поведение

детерминировано главным образом состоянием организма. Таким образом, экспрессия тесно взаимосвязана с глубинной структурой характера. Так

называемые проективные тесты вернее было бы называть "экспрессивными

тестами".

3. Функциональное поведение легко понять как результат научения, в то

время как экспрессивное поведение скорее антагонистично научению, оно

110.

представляет собой результат высвобождения, раскрепощения подавленных

внутренних тенденций.

4. Функциональное поведение достаточно хорошо поддается контролю

(подавлению, аккультурации); экспрессивное поведение обычно неконтролируемо, а порой даже принципиально неподконтрольно.

5. Функциональное поведение обычно устремлено к изменению текущей

внешней ситуации и, как правило, оно достигает этой цели. Экспрессивное же

поведение не направлено на внешний объект; если оно и вызывает какие-то

внешние изменения, то делает это непредумышленно.

6. Функциональное поведение - это поведение-средство, оно нацелено на

удовлетворение тех или иных потребностей организма или на устранение

возникшей угрозы. Экспрессивное поведение чаще всего самоцельно.

7. Функциональный компонент поведения, как правило, осознается

индивидуумом (хотя может быть и неосознанным); экспрессивный же компонент

обычно неосознаваем.

8. Функциональное поведение предполагает некоторые усилия со стороны

индивидуума; экспрессия в большинстве случаев не требует усилий. Разумеется, творческое самовыражение - это особый случай, так как индивидуум научается

спонтанному самовыражению (если он способен к этому). Человек может

стараться быть расслабленным и выразительным.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.