Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

С. Характерологические



1. Спокойствие, уравновешенность, умиротворенность, мир в душе (в

противоположность напряженности, нервозности, хандре, недовольству); 2. Доброта, доброжелательность, симпатия к людям, альтруизм (в

противоположность жестокости);

3. Великодушие, щедрость;

4. Широта и величие (в противоположность ограниченности и мелочности); 5. Самоуважение, высокая самооценка, уверенность в себе, в своих

|силах, независимость;

6. Чувство безопасности, защищенности, отсутствия угрозы;

7. Дружелюбие (в противоположность враждебности);

8. Все большая фрустрационная толерантность;

9. Терпимость к индивидуальным различиям, интерес к ним, их поощрение

и, как следствие, отсутствие предубеждений, вызываемых нетерпимостью (это ни

в коем случае не означает отказа от собственной точки зрения); чувство

братства, товарищества, братская любовь и уважение к людям;

10. Смелость; бесстрашие;

11. Психологическое здоровье и все связанные с ним феномены; снижение

вероятности развития невроза, психопатии и, возможно даже, психоза; 12. Искренняя демократичность (безбоязненное и уважительное отношение

ко всем, кто заслуживает уважения);

13. Расслабленность; отсутствие напряженности;

14. Воля; радостное принятие ответственности.

 

D. Межличностные

1. Хороший гражданин, сосед, родитель, друг, любовник;

2. Политическая, экономическая, религиозная открытость; готовность к

обучению;

3. Уважение к женщинам, детям, наемным работникам, к меньшинствам и

"слабым" слоям общества;

4. Больший демократизм и меньший авторитаризм (303);

5. Меньшая вероятность неоправданной враждебности, большее дружелюбие, заинтересованность в ближнем, идентификация со своим окружением и

человечеством;

6. Умение выбирать друзей, спутника жизни и т.п., более верная оценка

людей; разборчивость;

7. Более привлекательная, симпатичная, красивая личность;

8. Хороший психотерапевт.

 

Е. Смешанные

1. Изменение представлений о рае, аде, хорошем обществе, хорошей жизни, успехе, провале и т.п.;

2 Движение к высшим ценностям, к более "высокой", более духовной жизни; 3. Изменения в экспрессивном поведении (улыбка, смех, мимика, манеры, походка, почерк); поведение становится более экспрессивным и менее

функциональным;

4. Изменения в энергетике: большая расслабленность и одновременно бодрость, хороший сон, спокойствие;

5. Интерес к будущему, надежда (в противоположность аморальности, апатии, агедонии);

6. Изменение содержания снов, фантазий, детских воспоминаний;

7. Изменение моральных установок, ценностей;

8. Отказ от философии "все или ничего", "победа или смерть".

 

ГЛАВА 6

ИНСТИНКТОПОДОБНАЯ ПРИРОДА БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ

Необходимость пересмотра теории инстинктов

Теория базовых потребностей, о которой мы говорили в предыдущих главах, настоятельно требует пересмотра теории инстинктов. Это необходимо хотя бы

для того, чтобы иметь возможность дифференцировать инстинкты на более

базовые и менее базовые, более здоровые и менее здоровые, более естественные

и менее естественные. Более того, наша теория базовых потребностей, как и

другие аналогичные теории (353, 160), неизбежно поднимает ряд проблем и

вопросов, которые требуют Немедленного рассмотрения и уточнения. В их ряду, например, необходимость отказа от принципа культурной относительности, решение вопроса о конституциональной обусловленности ценностей, необходимость ограничения юрисдикции ассоциативно-инструментального научения

и т.п.

Имеются и другие соображения, теоретические, клинические и

экспериментальные, которые подталкивают нас к переоценке отдельных положений

теории инстинктов, а, быть может , даже к ее полному пересмотру. Эти же

соображения заставляют меня скептически отнестись ко мнению, особенно широко

распространившемуся в последнее время в среде психологов, социологов и

антропологов. Я говорю здесь о незаслуженно высокой оценке таких личностных

черт, как пластичность, гибкость и адаптивность, о преувеличенном внимании к

способности к научению. Мне представляется, что человек гораздо более

автономен, гораздо более самоуправляем, нежели предполагает за ним

современная психология, и это мое мнение базируется на следующих

теоретических и экспериментальных соображениях:

1. Концепция гомеостаза Кэннона (78), инстинкт смерти Фрейда (138) и

т.п.;

2. Эксперименты по изучению аппетита, пищевых предпочтений и

гастрономических вкусов (492, 491);

3. Эксперименты Леви по изучению инстинктов (264-269), а также его

исследование материнской сверх-опеки (263) и аффективного голода; 4. Обнаруженные психоаналитиками пагубные последствия раннего отлучения

ребенка от груди и настойчивого привития навыков туалета;

5. Наблюдения, заставившие многих педагогов, воспитателей и детских

психологов-практиков признать необходимость предоставления ребенку большей

свободы выбора;

6. Концепция, лежащая в основе роджерсовской терапии;

7. Многочисленные неврологические и биологические данные, приводимые

сторонниками теорий витализма (112) и эмерджентной эволюции (46), современными эмбриологами (435) и такими холистами как Гольдштейн (160), -

данные о случаях спонтанного восстановления организма после полученной

травмы.

Эти и ряд других исследований, которые я буду цитировать далее, укрепляют мое мнение о том, что организм обладает гораздо большим запасом

прочности, гораздо большей способностью к самозащите, саморазвитию и

самоуправлению, чем нам казалось до сих пор. Кроме того, результаты

72.

последних исследований еще раз убеждают нас в теоретической необходимости

постулирования некой позитивной тенденции к росту или к самоактуализации, заложенной в самом организме, тенденции, в корне отличной от

уравновешивающих, консервационных процессов гомеостаза и от реакций на

внешние воздействия. Многие мыслители и философы, в числе которых столь

разные, как Аристотель и Бергсон, в той или иной форме, с большей или

меньшей прямотой уже предпринимали попытки постулировать эту тенденцию, тенденцию к росту или к самоактуализации. О ней говорили и психиатры, и

психоаналитики, и психологи. О ней рассуждали Гольдштейн и Бюлер, Юнг и

Хорни, Фромм, Роджерс и многие другие ученые.

Однако самым весомым аргументом в пользу необходимости обращения к

теории инстинктов служит, наверное, опыт психотерапии и особенно опыт

психоанализа. Факты, которые предстают перед психоаналитиком, неумолимы, хотя и не всегда очевидны; перед психоаналитиком всегда стоит задача

дифференциации желаний (потребностей, импульсов) пациента, проблема

отнесения их к разряду более базовых или менее базовых. Он постоянно

сталкивается с одним очевидным фактом: фрустрация одних потребностей

приводит к патологии, тогда как фрустрация других не вызывает патологических

последствий. Или: удовлетворение одних потребностей повышает здоровье

индивидуума, а удовлетворение других не вызывает такого эффекта.

Психоаналитик знает, что есть потребности ужасно упрямые и своевольные. С

ними не удастся сладить уговорами, задабриваниями, наказаниями, ограничениями; они не допускают альтернативы, каждую из них может

удовлетворить только один-единственный, внутренне соответствующий ей

"удовлетворитель". Эти потребности крайне требовательны, они заставляют

индивидуума осознанно и неосознано искать возможности для их удовлетворения.

Каждая из таких потребностей предстает перед человеком как упрямый, непреодолимый, не поддающийся логическому объяснению факт; факт, который

нужно вопринимать как данность, как точку отсчета. Весьма показательно, что

практически все существующие течения психиатрии, психоанализа, клинической

психологии, социальной и детской терапии, несмотря на принципиальные

расхождения по многим вопросам, вынуждены сформулировать ту или иную

концепцию инстинктоподобия потребностей.

Опыт психотерапии заставляет нас обратиться к видовым характеристикам

человека, к его конституции и наследственности, вынуждает отказаться от

рассмотрения его внешних, поверхностных, инструментальных привычек и

навыков. Всякий раз, когда терапевт сталкивается с этой дилеммой, он отдает

предпочтение анализу инстинктивных, а не условных, реакций индивидуума, и

именно этот выбор является базовой платформой психотерапии. Столь насущная

необходимость в выборе вызывает сожаление, потому что, и мы еще вернемся к

обсуждению этого вопроса, существуют иные, промежуточные и более важные, альтернативы, предоставляющие нам большую свободу выбора, - одним словом, дилемма, упомянутая здесь, не является единственно возможной дилеммой.

И все же сегодня уже очевидно, что теория инстинктов, особенно в тех

формах, в каких она представлена Мак-Даугаллом и Фрейдом, нуждается в

пересмотре в соответствии с новыми требованиями, выдвигаемыми динамическим

подходом. Теория инстинктов, бесспорно, содержит ряд важных положений, пока

не оцененных должным образом, но в то же время явная ошибочность ее основных

положений затмевает достоинства других. Теория инстинктов видит в человеке

самодвижущуюся систему, она основывается на том, что человеческое поведение

детерминировано не только внешними, средовыми факторами, но и собственной

природой человека; она утверждает, что в человеческой природе заложена

готовая система конечных целей и ценностей и что при наличии благоприятных

средовых воздействий человек стремится избежать болезни, а следовательно

желает именно того, в чем действительно нуждается (что хорошо для него).

Теория инстинктов опирается на то, что все люди составляют единый

биологический вид, и утверждает, что поведение человека обусловлено теми или

иными мотивами и целями, присущими виду в целом; она обращает наше внимание

на тот факт, что в экстремальных условиях, когда организм всецело

предоставлен самому себе, своим внутренним резервам, он проявляет чудеса

биологической эффективности и мудрости, и факты эти еще ждут своих

исследователей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.