2. Политическая, экономическая, религиозная открытость; готовность к
обучению;
3. Уважение к женщинам, детям, наемным работникам, к меньшинствам и
"слабым" слоям общества;
4. Больший демократизм и меньший авторитаризм (303);
5. Меньшая вероятность неоправданной враждебности, большее дружелюбие, заинтересованность в ближнем, идентификация со своим окружением и
человечеством;
6. Умение выбирать друзей, спутника жизни и т.п., более верная оценка
людей; разборчивость;
7. Более привлекательная, симпатичная, красивая личность;
8. Хороший психотерапевт.
Е. Смешанные
1. Изменение представлений о рае, аде, хорошем обществе, хорошей жизни, успехе, провале и т.п.;
2 Движение к высшим ценностям, к более "высокой", более духовной жизни; 3. Изменения в экспрессивном поведении (улыбка, смех, мимика, манеры, походка, почерк); поведение становится более экспрессивным и менее
функциональным;
4. Изменения в энергетике: большая расслабленность и одновременно бодрость, хороший сон, спокойствие;
5. Интерес к будущему, надежда (в противоположность аморальности, апатии, агедонии);
6. Изменение содержания снов, фантазий, детских воспоминаний;
7. Изменение моральных установок, ценностей;
8. Отказ от философии "все или ничего", "победа или смерть".
ГЛАВА 6
ИНСТИНКТОПОДОБНАЯ ПРИРОДА БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ
Необходимость пересмотра теории инстинктов
Теория базовых потребностей, о которой мы говорили в предыдущих главах, настоятельно требует пересмотра теории инстинктов. Это необходимо хотя бы
для того, чтобы иметь возможность дифференцировать инстинкты на более
базовые и менее базовые, более здоровые и менее здоровые, более естественные
и менее естественные. Более того, наша теория базовых потребностей, как и
другие аналогичные теории (353, 160), неизбежно поднимает ряд проблем и
вопросов, которые требуют Немедленного рассмотрения и уточнения. В их ряду, например, необходимость отказа от принципа культурной относительности, решение вопроса о конституциональной обусловленности ценностей, необходимость ограничения юрисдикции ассоциативно-инструментального научения
и т.п.
Имеются и другие соображения, теоретические, клинические и
экспериментальные, которые подталкивают нас к переоценке отдельных положений
теории инстинктов, а, быть может , даже к ее полному пересмотру. Эти же
соображения заставляют меня скептически отнестись ко мнению, особенно широко
распространившемуся в последнее время в среде психологов, социологов и
антропологов. Я говорю здесь о незаслуженно высокой оценке таких личностных
черт, как пластичность, гибкость и адаптивность, о преувеличенном внимании к
способности к научению. Мне представляется, что человек гораздо более
автономен, гораздо более самоуправляем, нежели предполагает за ним
современная психология, и это мое мнение базируется на следующих
теоретических и экспериментальных соображениях:
1. Концепция гомеостаза Кэннона (78), инстинкт смерти Фрейда (138) и
т.п.;
2. Эксперименты по изучению аппетита, пищевых предпочтений и
гастрономических вкусов (492, 491);
3. Эксперименты Леви по изучению инстинктов (264-269), а также его
исследование материнской сверх-опеки (263) и аффективного голода; 4. Обнаруженные психоаналитиками пагубные последствия раннего отлучения
ребенка от груди и настойчивого привития навыков туалета;
5. Наблюдения, заставившие многих педагогов, воспитателей и детских
психологов-практиков признать необходимость предоставления ребенку большей
свободы выбора;
6. Концепция, лежащая в основе роджерсовской терапии;
7. Многочисленные неврологические и биологические данные, приводимые
сторонниками теорий витализма (112) и эмерджентной эволюции (46), современными эмбриологами (435) и такими холистами как Гольдштейн (160), -
данные о случаях спонтанного восстановления организма после полученной
травмы.
Эти и ряд других исследований, которые я буду цитировать далее, укрепляют мое мнение о том, что организм обладает гораздо большим запасом
прочности, гораздо большей способностью к самозащите, саморазвитию и
самоуправлению, чем нам казалось до сих пор. Кроме того, результаты
72.
последних исследований еще раз убеждают нас в теоретической необходимости
постулирования некой позитивной тенденции к росту или к самоактуализации, заложенной в самом организме, тенденции, в корне отличной от
уравновешивающих, консервационных процессов гомеостаза и от реакций на
внешние воздействия. Многие мыслители и философы, в числе которых столь
разные, как Аристотель и Бергсон, в той или иной форме, с большей или
меньшей прямотой уже предпринимали попытки постулировать эту тенденцию, тенденцию к росту или к самоактуализации. О ней говорили и психиатры, и
психоаналитики, и психологи. О ней рассуждали Гольдштейн и Бюлер, Юнг и
Хорни, Фромм, Роджерс и многие другие ученые.
Однако самым весомым аргументом в пользу необходимости обращения к
теории инстинктов служит, наверное, опыт психотерапии и особенно опыт
психоанализа. Факты, которые предстают перед психоаналитиком, неумолимы, хотя и не всегда очевидны; перед психоаналитиком всегда стоит задача
дифференциации желаний (потребностей, импульсов) пациента, проблема
отнесения их к разряду более базовых или менее базовых. Он постоянно
сталкивается с одним очевидным фактом: фрустрация одних потребностей
приводит к патологии, тогда как фрустрация других не вызывает патологических
индивидуума, а удовлетворение других не вызывает такого эффекта.
Психоаналитик знает, что есть потребности ужасно упрямые и своевольные. С
ними не удастся сладить уговорами, задабриваниями, наказаниями, ограничениями; они не допускают альтернативы, каждую из них может
удовлетворить только один-единственный, внутренне соответствующий ей
"удовлетворитель". Эти потребности крайне требовательны, они заставляют
индивидуума осознанно и неосознано искать возможности для их удовлетворения.
Каждая из таких потребностей предстает перед человеком как упрямый, непреодолимый, не поддающийся логическому объяснению факт; факт, который
нужно вопринимать как данность, как точку отсчета. Весьма показательно, что
практически все существующие течения психиатрии, психоанализа, клинической
психологии, социальной и детской терапии, несмотря на принципиальные
расхождения по многим вопросам, вынуждены сформулировать ту или иную
концепцию инстинктоподобия потребностей.
Опыт психотерапии заставляет нас обратиться к видовым характеристикам
человека, к его конституции и наследственности, вынуждает отказаться от
рассмотрения его внешних, поверхностных, инструментальных привычек и
навыков. Всякий раз, когда терапевт сталкивается с этой дилеммой, он отдает
предпочтение анализу инстинктивных, а не условных, реакций индивидуума, и
именно этот выбор является базовой платформой психотерапии. Столь насущная
необходимость в выборе вызывает сожаление, потому что, и мы еще вернемся к
обсуждению этого вопроса, существуют иные, промежуточные и более важные, альтернативы, предоставляющие нам большую свободу выбора, - одним словом, дилемма, упомянутая здесь, не является единственно возможной дилеммой.
И все же сегодня уже очевидно, что теория инстинктов, особенно в тех
формах, в каких она представлена Мак-Даугаллом и Фрейдом, нуждается в
пересмотре в соответствии с новыми требованиями, выдвигаемыми динамическим
подходом. Теория инстинктов, бесспорно, содержит ряд важных положений, пока
не оцененных должным образом, но в то же время явная ошибочность ее основных
положений затмевает достоинства других. Теория инстинктов видит в человеке
самодвижущуюся систему, она основывается на том, что человеческое поведение
детерминировано не только внешними, средовыми факторами, но и собственной
природой человека; она утверждает, что в человеческой природе заложена
готовая система конечных целей и ценностей и что при наличии благоприятных
средовых воздействий человек стремится избежать болезни, а следовательно
желает именно того, в чем действительно нуждается (что хорошо для него).
Теория инстинктов опирается на то, что все люди составляют единый
биологический вид, и утверждает, что поведение человека обусловлено теми или
иными мотивами и целями, присущими виду в целом; она обращает наше внимание
на тот факт, что в экстремальных условиях, когда организм всецело
предоставлен самому себе, своим внутренним резервам, он проявляет чудеса
биологической эффективности и мудрости, и факты эти еще ждут своих