Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПАТОЛОГИЯ, ВЫЗВАННАЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ



Опыт последних лет со всей наглядностью продемонстрировал нам, что

материальное изобилие (то есть удовлетворение потребностей низших уровней) может послужить предпосылкой возникновения таких патологических явлений как

скука, эгоизм, чувство элитарности, чувство "заслуженного" превосходства, приостановка личностного роста. Очевидно, что пребывание на низших уровнях

мотивационной жизни, жизнь, посвященная удовлетворению потребностей

материального плана, не может надолго удовлетворить человека.

Однако в настоящее время мы сталкиваемся с проявлениями еще одного

класса патологических феноменов, также, по всей видимости, вызванных

изобилием, только на этот раз изобилием психологическим. Речь идет об

изобилии любви и уважения. Неиссякаемая преданность, обожание, восхищение, беспрекословное выполнение всех желаний человека приводят его к тому, что он

начинает воспринимать любовь и уважение как должное, чувствует себя центром

вселенной, а всех окружающих - своими слугами, обязанными восхвалять каждый

его поступок, прислушиваться к каждому его слову, удовлетворять малейшую его

прихоть, жертвовать собой во имя его интересов и целей.

Этот феномен пока еще нов для нас. Мы мало что знаем о нем, во всяком

случае он еще не стал предметом научного рассмотрения. Пока мы можем лишь

строить догадки и предположения касательно его, и эти догадки базируются на

наших клинических наблюдениях и на постепенно распространяющемся среди

68.

педагогов и детских психологов мнении о том, что сбалансированный подход к

воспитанию ребенка предполагает не только удовлетворение всех его

потребностей, но и разумную долю твердости, жесткости, фрустрации, дисциплины и ограничений. Иначе говоря, имеет смысл уточнить нашу концепцию

базового удовлетворения, потому что существует опасность отождествления

базового удовлетворения с разнузданной, неограниченной свободой, чрезмерной

опекой, протекционизмом, политикой потакания и вседозволенности. Любовь и

уважение к ребенку должны сочетаться, по меньшей мере-с любовью и уважением

родителя к самому себе как к представителю взрослой части человечества. Мы

не должны забывать, что ребенок - это человек, но важно также, что это

маленький, незрелый человек. Он неразумен в отношении очень многих вещей, а

в отношении некоторых просто бестолков.

Можно также предположить, что базовое удовлетворение лежит в основе

особой разновидности патологии, которую я называю метапатологией (314) и

которая проявляется в таких феноменах как утрата ценностей, утрата смысла

жизни, утрата желания и воли к самореализации. Многие психологи

гуманистического и экзистенциального направлений придерживаются мнения -

хотя и не подкрепленного пока убедительными эмпирическими данными, - что

полное удовлетворение базовых потребностей не может автоматически разрешить

проблемы идентичности, построения ценностной системы, жизненного

предназначения, смысла жизни. По меньшей мере, для некоторых людей и

особенно для людей молодых, разрешение этих проблем становится серьезной

жизненной задачей, никак не связанной с проблемой удовлетворения базовых

потребностей.

И наконец, я снова хочу обратить ваше внимание на те явления, которые

пока не получили должного научного объяснения, но которые со всей

очевидностью свидетельствуют о том, что человек никогда не бывает всецело

удовлетворен (291). Мне хочется напомнить о существовании тенденции, внутренне связанной с этими явлениями, выражающейся в том, что человек

склонен слишком быстро привыкать к хорошему, склонен воспринимать его как

нечто само собой разумеющееся, недооценивать его или даже пренебрежительно

относиться к нему. Даже высшие наслаждения для очень большой части населения

- я, к сожалению, не могу привести точного процентного соотношения -

становятся чем-то обыденным и скучным (483); в таких случаях лишь депривация

потребности, лишь фрустрация, угроза или даже трагедия смогут помочь

человеку по достоинству оценить эти блага. Таким людям, особенно если они

отличаются слабой энергетикой, пониженной способностью к высшим

переживаниям, если они не умеют наслаждаться жизнью, радоваться

предоставляемым ею благам, порой просто необходимо получить тяжелый урок

утраты, чтобы в полной мере оценить то, чего они лишились.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.