необходимость. Однако такие феномены, как психологическое созревание, самовыражение, личностный рост или самоактуализация, по моему глубокому
убеждению, не подчиняются общему правилу универсальности мотивации, и потому
обсуждать их нужно не в терминах преодоления, а в терминах экспрессии. Мы
еще вернемся к анализу этих феноменов по ходу этой книги, особенно детально
39.
они будут рассмотрены в главах 10 и 14.
Норман Майер (284) обратил внимание на удивительный критерий. которым
часто пользуются теоретики фрейдизма, никогда, впрочем, не формулируя его
явно. В основе большей части невротических симптомов, или невротических
тенденций, лежат импульсы к удовлетворению базовых потребностей, импульсы, подавленные в силу каких-то причин, или получившие неверное направление, или
перепутанные с другими потребностями, или избравшие для своей реализации
неверные средства. Вся остальная симптоматика не связана с поиском
удовлетворения, а носит чисто защитный характер. Симптомы этой категории не
имеют иной цели, кроме предотвращения ситуаций, угрожающих индивидууму
фрустрацией. Разница же между названными категориями симптомов подобна
различию между двумя борцами: первый еще надеется победить, тогда как второй
уже оставил все надежды и все свои усилия направил на то, чтобы избежать
травм и позора.
Феномен психологической капитуляции, утраты надежд непосредственно
связан с проблемой прогноза успешности психотерапии и обучения, и даже имеет
некоторое отношение к вопросу долголетия, и потому критерию, обнаруженному
Майером и позднее детально исследованному Клием (233), обязательно должно
найтись место в теории мотивации.
ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Дьюи (108) и Торндайк (449) подчеркнули один важный аспект мотивации, который совершенно не учитывался большинством психологов, а именно, возможность осуществления мотива. Обычно человек не желает неосуществимого
(я говорю об осознанном стремлении). Мы гораздо более реалистичны в своих
претензиях, чем допускают за нами психоаналитики, с головой ушедшие в
проблему бессознательных желаний.
Получив прибавку к жалованию, вы тут же ловите себя на желании
приобрести нечто такое, о чем до этого даже и не мечтали. Средний
американец, как правило, мечтает о новом автомобиле, холодильнике, телевизоре и мечтает о приобретении этих вещей потому, что у него есть
возможность их приобрести; он не мечтает о яхте или о самолете, потому что
яхта и самолет ему не по карману. Скорее всего, даже в своих бессознательных
желаниях он не испытывает потребности приобрести яхту и самолет.
Фактор осуществимости мотивации имеет чрезвычайно важное значение для
понимания межклассовых, межгрупповых и межкультуральных различий в
мотивации.
ВЛИЯНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Выше обозначенная проблема напрямую связана с вопросом о том, какое
влияние оказывает реальность на бессознательные импульсы человека. По
Фрейду, импульсы, идущие из Ид, являются совершенно самостоятельной
реальностью, не пересекающейся не только с внешним миром, но и с прочими
импульсами. Постичь Ид можно только при помощи сравнения, и мы называем его
хаосом, называем котлом, полным бурлящего возбуждения. Энергия Ид - это
инстинкты, но это энергия не организованная, не имеющая воли, управляемая
одним лишь стремлением удовлетворить инстинктивные потребности в
соответствии с принципом удовольствия. Для процессов Ид не существует
логики, они не подчиняются закону взаимного уничтожения противоположностей.
Противоречивые импульсы существуют друг подле друга, не уничтожая друг друга
и не уклоняясь от взаимодействия, а порой ради сиюминутной выгоды, ради
разрядки энергии даже идут на компромисс, объединяют свою энергию воедино.
Ид не содержит в себе отрицания, его пример убеждает нас в том, что все-таки
существует исключение из философского принципа, гласящего, что всякий
психический акт протекает в пространстве и времени...
40.
Ид не знает, что такое ценности, не умеет различать добро и зло, ему
неведома мораль. Критерий выгоды или, если угодно, количественный фактор, тесно связанный с принципом удовольствия, - вот что управляет процессами Ид.
Катексис инстинктов, рвущихся вовне, - это все. что содержит в себе Ид".
(Фрейд 3. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, W. W. Norton, 1933, pp. 103-105.)
Импульсы, попавшие под контроль, модифицированные или подавленные, перестают быть Ид и становятся частью Эго.
"Мы имеем все основания считать, что Это является той частью Ид, которая модифицировалась благодаря близости и влияниям внешнего мира, которая приспособлена к восприятию раздражений и защите от них. - ее можно
сравнить с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Эта
связь с внешним миром - решающая характеристика Эго. Эго взяло на себя
задачу представлять его Ид для блага Ид, которое без посредничества Эго в
своем слепом стремлении к удовлетворению инстинктов было бы неизбежно
уничтожено мощными внешними силами. Выполняя эту функцию, Эго наблюдает за
внешним миром, сохраняет в следах своей памяти его образ и, сопоставляя этот
образ с реальностью, удаляет из картины внешнего мира все неточности, искажения, которые привносятся в нее внутренними силами возбуждения. По
поручению Ид Эго контролирует все выходы к моторике, но между желанием и
действием оно делает отсрочку для мыслительных процессов и во время этой
отсрочки вновь обращается к остаточным следам опыта, сохранившимся в памяти.
Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом
процессов в Ид, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом
реальности, который сулит большую безопасность и больший успех" (там же, р.
106).
Джон Дьюи, однако, придерживается противоположной точки зрения. Он
утверждает, что у взрослого человека все, или, по крайней мере, наиболее
характерные импульсы интегрированы с реальностью и обусловлены ею. На первый
взгляд, такое утверждение равносильно отрицанию самого факта существования
импульсов Ид, но, внимательно вчитавшись в работу Джона Дьюи, мы понимаем, что автор, если и допускает существование этих импульсов, то почему-то
заведомо считает их патологическими.
Разрешить это противоречие с помощью эмпирических методов не
представляется возможным, нам остается лишь указать на его существование и
заявить, что возникло оно в результате двух совершенно противоположных
подходов к рассматриваемой проблеме.
Вопрос, как мне кажется, не в том. существуют или не существуют
бессознательные импульсы или Ид, о котором так много говорил Фрейд. Любой
психоаналитик, настаивая на существовании Ид, сошлется на фантазии своих
клиентов и на импульсы, представленные в этих фантазиях, на желания, которые
не только не имеют никакого отношения к реальности, здравому смыслу и
логике, но и не предполагают за собой никакой выгоды для человека, охваченного ими. В данном случае важно то, как относиться к этим импульсам -
как к свидетельству болезни, регресса или как к проявлению сущности, сердцевины нормального, здорового человека. В какой момент, на каком этапе
человеческой жизни инфантильные фантазии начинают испытывать на себе влияние
реальности? Протекает ли этот процесс одинаково у всех людей или у невротика
это происходит иначе, чем у здорового человека? Может быть, эффективно
функционирующая личность свободна от импульсов? Если все же мы придем к
выводу, что эти импульсы присущи самому организму, что все люди без
исключения подвластны им, то перед нами со всей остротой встанут следующие
вопросы: в каком возрасте они появляются? При каких условиях? Обязательно ли
импульс влечет за собой конфликт, как считал Фрейд? Так ли уж неизбежен