Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ УЧИТЬСЯ



К. В. Бардин

Как научить детей учиться

 


ББК 74.202.2

 

Рецензент — кандидат психологических наук Л. А. Радзиховский

Кирилл Васильевич Бардин

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ

Зав. редакцией И. П. Сеяыкин

Редактор М. Д. Соловьева

Младший редактор И, Г. Антонова

Художественный редактор Е. Л. Ссорина

Технический редактор Э. С. Соболевская

Корректор Е. В. Чамаева

ИГ, № 0312

Сдано в набор 12.02.87. Подписано к печати 18.04.87. Формат 84ХЮ8>/32.

Бум. типограф. № 2. Гарнит. Лнтерат. Печать высокая. Усл. печ. л. 5,88.

Усл. кр.-отт. 6,13. Уч-изд. л. 6,51. Тираж 100 000 экз. Заказ 7.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение»

Государствениоге комитета РСФСР по делам издательств, полиграфин и

 

книжно: торговли. Москва, 3-й, проезд Марьиной рощи, 41.

Типография № 2 Росглавполиграфпрома. 152901, г. Андропов, ул. Чкалова, 8.

Бардин К. В.

Б24 Как научить детей учиться: Кн. для учителя. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.; Просвещение, 1987. — 112 c.

В книге раскрыты основные средства обучения школьников умению учиться. Особое внимание автор уделяет развитию у школьников техники учебной деятельности. Книга может быть использована для педагогиче­ского всеобуча родителей с целью организации их помощи детям при вы­полнении домашней учебной работы.

 

4306010000—533

 

ББК 74.202.2

103(03)—87

© Издательство «Просвещение», 1969

© Издательство «Просвещение», 1987, с изменениями


 

СОДЕРЖАНИЕ

Что значит уметь учиться ................................. 5

Учебная задача.................................................................. 6

Что такое учебная задача ............................ —

Сензитивный период и ведущая деятельность 7

Когда учебную задачу не выделяет старшеклассник 9

Принимаемые меры ................................................. 14

Предмет усвоения................................................... 15

Формирование учебных действий................................. 18

Полезно или вредно дословное заучивание --

Приемы активной умственной работы.................. 19

Еще раз о заучивании, близком к тексту..... 25

Установка на запоминание ...................................... 26

Активность на уроке.................................................... 28

Работа с книгой . . . :........................................ —

Повторение................................................................... 29

Систематичность в работе......................................... 30

Организация учебной работы ........... , ................ 31

Как усадить школьника за уроки............................ —

Режим............................................................................ 35

Втягивание в работу ........................... ...... 36

Место для занятий................................................... 37

В каком порядке учить уроки ..... ..... 39

Когда целесообразны занятия с одноклассниками 40

Планирование домашних заданий............................ 40

Контроль и самооценка ............................................... 41

Педагогическая оценка и ее функции............... —

Формирование контроля и самооценки ............. 48

Самооценка и отметка............................................. 51

Подготовка к выпускным экзаменам.... ……………… 56


ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.

— Учить учиться?

— Разве школьник не умеет учиться? — эти и подобные
вопросы возникают у родителей, когда они слышат, что
учеников надо научить учиться.

Действительно, ходит ребенок в школу? Ходит. Учит уроки? Учит. Учитель им доволен? В общем, доволен. Разве все это вместе не свидетельствует о том, что школьник умеет учиться?

Представьте себе — совершенно необязательно. И да­же более того, тот факт, что ребенок получает неплохие отметки, еще не говорит о том, что он умеет учиться.

Вот что, например, пишет десятиклассница в редакцию журнала «Семья и школа»: «...мне очень трудно, хотя учусь я хорошо (учителя и родители довольны моими успеха­ми), но как мне тяжело все это достается. Я прекрасно понимаю, что ложиться спать нужно вовремя, что надо гу­лять. Но как это сделать? Я вожатая в IV классе. Очень люблю моих ребят, люблю заниматься с ними, но это в ущерб урокам.

Конечно, вы вспомните про режим. Он у меня есть. Эта беленькая бумажечка висит у меня над столом и постоянно напоминает мне о ребятах, которые живут не так, как я. У них все рассчитано, на все есть время. Я пробовала жить по режиму. И что же? Да, все получалось блестяще, а вот уроки не уложились в отведенные для них часы.

А теперь о том, как я учу. В два прихожу из школы. Обедаю и сажусь за уроки: сначала — устные, потом — письменные (без перерыва до позднего вечера). Утром ме­ня будит звонок будильника: пора повторять. А ведь я хо­чу спать. Моя бабушка начинает браниться: встает, мол, в 6, а ложится в 12. В школе первые два урока я мало по­нимаю, что рассказывает учитель, хотя изо всех сил ста­раюсь не пропустить ни одного его слова. К третьему уро­ку все входит в свое обычное русло. Я легко понимаю учителя, спать уже не хочется. А потом иду домой. И все сначала...

Правда, разнообразят мою жизнь занятия с пионерами да рисование, которое я очень люблю.

Но, согласитесь, так жить нельзя.

Что же сделать, чтобы оставалось свободное время? А как уроки к понедельнику: в субботу или в воскресенье? Прошу вас помочь. Жду вашего ответа. И не одна я. У мо­ей подруги Веры тоже не остается свободного времени. Я очень прошу вас помочь нам».

Неумение учиться, как видите, не обязательно приво­дит к неуспеваемости ученика и поэтому не всегда обра­щает на себя внимание учителя. Гораздо чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возмож­ностей либо достигают успеха ценой очень тяжелого тру­да. Такие ученики часто не привлекают внимания педаго­га и, будучи предоставлены самим себе, не приобретают рациональных учебных навыков вплоть до старших клас­сов, а подчас и до окончания средней школы.

Но неумение учиться может привести и к неуспеваемо­сти, хотя причины неуспеваемости детей могут быть самые различные: запущенность материала, пробелы в знаниях, отсутствие привычки трудиться, интереса к учению, интел­лектуальная пассивность, которую часто принимают за ту­пость и неспособность. Таким образом, неумение учиться— это лишь одна из многих возможных причин неуспеваемо­сти. Но именно она ставит наибольшие трудности перед педагогами и родителями

Во-первых, неумение учиться легко спутать с другими причинами неуспеваемости. Родители порой замечают, что ребенок хочет выучить уроки, подолгу просиживает над учебниками и все же домашнее задание приготавливает плохо. И вот взрослые спешат с приговором: «Неспособ­ный!» Рано или поздно это мнение станет известно ребен­ку, и бывает, что он, потеряв веру в себя, забрасывает уче­бу. И тогда приговор дополняется словами: «Он еще и ле­нивый».

Во-вторых, далеко не всегда неумение учиться приводит к хронической неуспеваемости и вообще обращает на себя внимание учителей и родителей.

Возникает естественный вопрос: почему же нередко на протяжении ряда лет неумение учиться остается необнару­женным?

Дело в том, что учителя имеют довольно ясное пред­ставление о результатах усвоения учениками пройденного материала. А вот процесс самостоятельной работы над материалом скрыт от учителя и протекает вне его наблю­дения. Учитель может посоветовать ученику, как нужно готовить уроки. Но проследить за тем, как он следует по­лученным советам, насколько рационален учебный труд школьника дома, учитель, как правило, не может, ведь го­товит-то уроки школьник почти всегда дома.

Да и сами учителя, готовые остаться лишний раз после уроков и лишний раз устроить дополнительные занятия, нередко сводят свою помощь к тому, что заново объясняют трудную тему, повторяют доказательство сложной теоре­мы, многократно прорабатывают решение задач, вызыва­ющих затруднения. Убедившись, что ученики усвоили со­ответствующий материал и у них нет пробелов в знаниях, учителя считают свою задачу выполненной. Но при изуче­нии следующего раздела те же ученики вновь встретят серьезные трудности, справиться с которыми самостоятель­но они не могут, и, следовательно, снова образуются про­белы в знаниях. Поэтому учитель просто не всегда знает, что ученик нуждается в помощи. Ведь до тех пор, пока не­умение учиться не приводит к явно заметным пробелам в знаниях, такие ученики, как правило, не привлекают к себе внимания учителя. Вспомните, что и старшеклассни­ца, написавшая приведенное выше письмо, считается бла­гополучной ученицей — учителя довольны ее успехами. И никто не подозревает, какой ценой это достигается.

Таким образом, перед нами вырисовывается линия раз­деления труда, а с другой стороны, взаимодействия меж­ду учителем и родителями при решении важной задачи — научить школьника учиться. Да, учитель не в состоянии сделать то, что могут сделать родители. Но он может разъ­яснить им, что от них требуется, научить их, как вести со­ответствующую работу, постоянно поправлять и корректи­ровать их действия, если это необходимо. Но для этого он сам должен быть вооружен определенными психологиче­скими знаниями об учебной деятельности, об ее структуре, формировании, последствиях нарушения. Обо всем этом и пойдет речь ниже.

 

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.