Интервью с проректором по безотрывным формам обучения СПбГТУРП, директором Института «КРОНА», директором Института безотрывных форм обучения, проф., к.т.н. Александром Николаевичем Ивановым.
Совсем недавно Министерство образования и науки России опубликовало приказ об объединении Санкт-Петербургского государственного университета растительных полимеров и Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Как отразится это решение на образовательной деятельности и на направлении дополнительного профессионального образования?
Ответ: Да, в соответствии с планами реформы системы высшего образования России в Минобрнауки разработана новая концепция – создание в мегаполисах страны сети опорных вузов, которые станут центрами «кристаллизации» при решении задачи укрупнения российских вузов. До сих пор объединение вузов происходило спонтанно и не на добровольной основе, что создавало негативные эффекты. Сейчас складывается такая ситуация, когда добровольное слияние вузов может стать сильнейшим стимулом для дальнейшего развития системы высшего профессионального образования в России. Пример объединения наших вузов основан как раз на принципах добровольности, которая гарантирует спокойную психологическую обстановку в обоих университетах и создаёт хорошие предпосылки для эффективного развития объединённого вуза. При этом процесс объединения предусматривает и новое название вуза: СПбГУПТиД (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна).
Задача процесса объединения направлена только на улучшение качества образовательного процесса и поддержание взаимного обмена опытом. Речь идёт, как о подготовке студентов, так и о повышении квалификации работающих специалистах. Здесь должен сработать синергетический эффект. То есть не 2+2 = 4, а другая формула, когда при сложении отдельных слагаемых, суммарный эффект гораздо больше, чем от каждой составляющей. У нас есть ряд родственных направлений подготовки. И в то же время у каждого из объединяемых вузов есть свой уникальный опыт, свои уникальные специальности, методическая и лабораторная база, которые обогатят новый объединённый университет.
Вы возглавляете подразделение университета – Институт комплексного развития и обучения «КРОНА». Откуда родилась идея создать это подразделение. Неужели в вузе не было системы повышения квалификации?
Ответ: система была, конечно. Но вот эффективность уже не отвечала требованиям быстро меняющейся экономической системы в стране. Предприятия в какой-то момент оживились. Появилась реальная потребность в повышении уровня квалификации ИТР. Тем более наша отрасль ЦБП работала всегда и продолжает успешно работать и развиваться. Сейчас выделились два сравнительно молодых направления – это санитарно-гигиеничное (проще говоря, туалетная бумага и салфетки) и гофронаправление (гофрокартон и упаковка). В связи с этим появляются новые предприятия, небольшие, средние, крупные. Им тоже нужны кадры, квалифицированные кадры, подчёркиваю. Так вот настало время, когда потребовались глубокие преобразования в системе повышения квалификации. Я бывал в разных вузах, в разных образовательных центрах. В том числе в ведущем вузе стране – СПБГУ на факультете Высшая школа менеджмента. Могу сказать, что качество наших образовательных продуктов, продуманная инфраструктура самого Института «КРОНА», уровень профессиональных компетенций персонала и экспертов не уступает, а может быть, и превышает другие образовательные школы и центры по всем перечисленным позициям. Наш успех отчасти заключается в том, что мы смогли найти гармонию между достаточно консервативной вузовской системой и прогрессивной природой бизнеса, для того чтобы быть в рынке и предлагать качественный образовательный продукт заказчикам и при этом не выходить за предусмотренные законом об образовании рамки. Мы постоянно работаем над сервисом и качеством программ. У нас функционируют полноценные механизмы для этого. Все недочёты и ошибки, которые мы допускаем, мы тщательно анализируем и учимся на них же. Одним словом, это непрерывный процесс совершенствования (как в концепции бережливого производства; кстати, про которую мы тоже рассказываем производственникам). Да, а идея создания Института «КРОНА» возникла у одной и ведущих лесопромышленных компаний России, которая в 2006 году поняла, что нужно инвестировать в знания и заниматься подготовкой кадров вплотную и поддерживать высшее учебное заведение, которое и поставляет кадры для отрасли. Но кадры должны постоянно пополнять свои знания. Вот так постепенно благодаря одному из профильных предприятий, грамотному решению руководства университета и планомерной работе с отраслью и возникла система, которая стала всеобъемлющей для Росси и стран СНГ.
А какие направления сейчас больше всего востребованы на предприятия отрасли? Какую категорию стараются обучить в первую очередь?
На самом деле у нас есть несколько направлений деятельности. Есть наши очные краткосрочные программы, которые мы реализуем в Петербурге в Институте «КРОНА» в определённые даты по нашему плану. Есть другие форматы – выезд и дистанционный вариант обучения. Мы со своей стороны охватываем все направления: технология, энергетика, механика, автоматизация, метрология, контроль качества и так далее. Но сердцем, пожалуй, является технология. Именно от неё исходят веером все другие направления и одновременно поддерживают и решают задачи технологического процесса. Технологию можно было поставить условно на первое место. Но условно. В целом, все направления требуют постоянного обновления знаний и информации.