Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Национальная специфика в организации пространства общения



Следует иметь в виду, что у разных народов дистанции заметно различаются. Американский исследователь Э. Холл провел интересный эксперимент. Он «сталкивал» в деловом разговоре незнакомых коренных граждан своей страны и типичных представителей стран Латинской Америки. По итогам разговора выяснялось представление собеседников друг о друге. Холл установил, что в ходе беседы латиноамериканцы непроизвольно стремились приблизиться к партнеру, а граждане США все время отодвигались. Впоследствии, разбираясь в своем первом впечатлении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он навязчивый, бесцеремонный, претендует на установление близких отношений. А представитель латиноамериканской страны также искренне полагал, что янки спесив, равнодушен, слишком официален. На самом деле сказывались различия в традиционных зональных нормах. Принятая в США дистанция делового общения кажется латиноамериканцам непомерно большой, так как они с детства усвоили принятую в их странах норму подходить к собеседнику почти вплотную.

Личное пространство зависит от особенностей культуры и характера отношений между людьми. Так, в азиатских культурах личное пространство может зависеть и от кастовой принадлежности участников коммуникаций. Обычно лица высшей касты находятся на принятой дистанции от лиц низшей касты. Исследования по вопросу коммуникационной проксемики, проведенные в семи странах Европы, показали, что для личного общения англичане используют больше пространства, чем французы и итальянцы. Французы и итальянцы в свою очередь используют больше личного пространства, чем ирландцы и шотландцы. Незнание границ личной зоны при межкультурном общении может привести к межкультурному конфликту, поскольку люди разных культур испытывают дискомфорт при общении из-за незнания правил личной дистанции своего собеседника.

В Японии такое расстояние — величина непостоянная, она все время изменяется в зависимости от степени знакомства, расположения, служебного положения, возраста, пола, степени уважения и общего контекста общения. Кстати, именно сложная система средств выражения вежливости в японском языке и служит для японцев своеобразным регулятором этого расстояния. Применение собеседником тех или иных категорий вежливости немедленно сигнализирует японцу о том, какое расстояние физически будет в этом случае оптимальным (не японцу, даже хорошо знающему японский язык, это, как правило, неизвестно).

Арабы, как и японцы, тоже стремятся быть как можно ближе друг к другу. Но если на людях арабы неизменно пребывают скученно, то внутри арабских домов слишком много пустоты, поскольку перегородок между комнатами обычно не бывает. Люди и внутри дома скучиваются на небольшом пространстве: они не любят быть в одиночестве. Но в отличие от японцев, которые умудряются притрагиваться друг к другу и в то же время сохранять жесткие границы вокруг себя, арабы любят дотрагиваться до своего собеседника, осязать и обонять его. Считается, что раз вы не хотите дышать на вашего друга, то вы стыдитесь его.

Если в культуре арабского мира много толкотни и совместного использования единого пространства, то для американцев существуют четкие границы в общественном месте. Когда американец стоит в очереди, то он считает, что его место нерушимо. Араб же не признает уединенности в общественном месте и считает себя вправе влезть в очередь, если может это сделать.

То же и в отношении к телу. Если для американца тело священно, то для араба агрессия против тела — не столь страшное преступление: он может запросто толкнуть человека на улице, ущипнуть женщину, очень близко стоять с иностранцем во время разговора и интенсивно жестикулировать. А вот оскорбление как насилие против своей личности араб не приемлет. Время от времени он стремится побыть один, поэтому уходит в себя, что выражается и языком тела; этот уход уважают его окружающие. Американец же такое поведение расценивает как оскорбление, ведь язык тела говорит ему о нежелании общаться или о разрыве отношений.

Различия в обращении с пространством существуют не только между Западом и Востоком, но и среди западных стран. Например, если для американца нужно не менее полуметра личного пространства (когда же друг захочет поговорить с ним по поводу интимных дел, то он должен подойти к нему достаточно близко, чтобы их личные пространства слились вместе), то для немца вся комната в его доме может быть личным пространством, нарушение которого без спроса он считает оскорблением. Показательно, что когда во время Второй мировой войны немецких военнопленных помещали по нескольку человек в хижину, то они тут же начинали делить имеющееся пространство на свои личные территории, на открытых же площадках немцы сразу принимались сооружать личные жилища. Конструкции немецких домов обеспечивают максимум уединения: дворы и балконы огорожены, двери всегда заперты. Если араб уединяется в себе, то немец — за закрытой дверью. Это желание немцев к уединению, к личной зоне, которая не нарушает чужих рубежей, особенно проявляется в их поведении в очередях. Попытка влезть вне очереди (как правило, иностранцами) быстро пресекается силами очереди или полицейскими. Порядок есть порядок.

Если немец уединяется в своей комнате, американец куда-нибудь уходит, то англичанин, которому хочется побыть одному, уходит в себя, как и араб. В Америке разговаривают со своими ближайшими соседями просто потому, что находятся в физической близости к ним, в Англии — это не повод для знакомства или разговора.

В Англии отношения строятся не на основе физической близости, а в соответствии с социальным положением. Если ваше социальное положение не является равным, то вы можете и не быть другом вашего соседа. Это явление английской культуры — следствие не только английской истории, но и перенаселенности страны.

Французы тоже живут в перенаселенной стране, но иная история культуры выработала и иное поведение. Если скученность заставила англичан чрезвычайно ценить уединение, то во Франции она привела к тому, что люди гораздо больше участвуют в жизни друг друга. Французы привыкли общаться друг с другом на улице, в кафе и ресторане, так как дома у них часто тесно. Спецификой пространственных ощущений, по-видимому, объясняется и план французского города (звездой): он центробежен не только в архитектурном, но и в социальном плане, в то время как план американского города (решеткой) центростремителен.

Во Франции больше улыбок, больше объятий и поцелуев. Особенно поражает иностранцев страсть французов к поцелуям. Любят французы целоваться когда здороваются, когда прощаются, всегда ритуально целуются при встрече на вечеринках и тусовках, даже с незнакомыми людьми.

Что же касается американцев, особенно живущих в крупных городах (таких как Нью-Йорк), то из-за чрезвычайной скученности, а потому и уважения к уединению своего соседа, они славятся своей “недружелюбностью”. Американцы не вмешиваются в уединение друг друга, а поэтому игнорируют друг друга в лифтах, вагонах метро, на переполненных улицах.

Если обстоятельства сталкивают американцев, то язык их тел сразу сообщает: “Мне пришлось дотронуться до вас, но я не имел намерения вторгнуться в вашу зону”. Вторжение в чужую зону — это худший грех. Попробуйте заговорить с незнакомым человеком в Нью-Йорке, и ответной реакцией будет испуг или тревога. Только в минуты острого кризиса (аварий, терактов, стихийных бедствий) все барьеры исчезают, люди стремятся помочь друг другу, приободрить, утешить. И тогда выясняется, что американцы отнюдь не являются недружелюбными — скорее застенчивыми и запуганными.

Отличается и отношение к интимному расстоянию у разных народов. Когда вы находитесь на максимально близком расстоянии к своему собеседнику, то он невольно начинает ощущать неловкость и неудобство. Расстояние интимной близости между мужчиной и женщиной или между двумя женщинами — вполне естественно, однако “интимная” близость расстояния между двумя мужчинами или между мужчиной и женщиной, которые не находятся друг с другом в интимных отношениях, по правилам европейской и американской культур недопустима. А вот в арабском мире такое расстояние допустимо и между двумя мужчинами.

В арабских странах и в странах Средиземноморья мужчины часто ходят по улице, взявшись за руки. Например, в Греции друзья прогуливаются по улицам трогательной парой, держась за руки. Не только молодые люди, но и мужчины зрелого возраста, почтенные усатые люди, важно шествуют по тротуарам, сплетя свои пальцы с пальцами друга.

В 1973 году под руководством А.А. Леонтьева было выполнено специальное исследование проксемических зон в русскоязычном коллективе. Оно дало следующие результаты. Личная дистанция (непринужденный разговор в домашней обстановке) для сидящих — в среднем 120 см. Это расстояние заметно уменьшается в общении между молодыми женщинами (интервал 55-100 см) и увеличивается между молодыми и пожилыми женщинами (125-230 см), а между мужчинами всех возрастов одинаково, приблизительно 70-156 см.

Попытка определить социальную дистанцию не привела ни к какому убедительному результату, так как обнаружился огромный разброс (от 30 до 840 см). Было лишь зафиксировано, что раз принятое расстояние между общающимися в дальнейшем не меняется. В целом похоже, что в русской общности сама система зон не столь стабильна и больше зависит от различных не пространственных, а ситуативных факторов.

Для дистанции общения не менее значимы и такие факторы, как социальный престиж или социальное положение собеседника, интравертность — экстравертность, общий объем беседы и, что особенно важно, — ее содержание. Существенно, что дистанция меняется и от внешних ситуативных факторов, например, от величины помещения или от организации рабочего пространства. Есть различия у народов различных культур и в восприятии пространства. Так, американцы привыкли работать либо в больших помещениях, л ибо — если помещений несколько —только при открытых дверях, поскольку они считают, что «американец на службе обязан быть в распоряжении окружающих». Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и, главное, что ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком построены из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все — от директора фирмы до посыльного — постоянно на виду. Это создает у служащих вполне определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что «все вместе делают одно общее дело».

У немцев подобное рабочее помещение вызывает лишь недоумение. Традиционные формы организации рабочего пространства в Германии принципиально иные. Каждое помещение там должно быть снабжено надежными (часто двойными) дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует для немца крайнюю степень беспорядка.

Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило.

Американец, когда желает побыть один, уходит в комнату и закрывает за собой дверь. Англичанин же с детства привык не пользоваться пространством для того, чтобы отгородиться от других. Несовпадение взглядов на использование пространства приводит к тому, что чем больше американец замыкается в пространстве в присутствии англичанина, чем настойчивее тот пытается выяснить, все ли в порядке.

В Англии американцев считают говорящими несносно громко, отмечая их интонационную агрессию. Все дело в том, что американцев заставляет так высказываться их полное расположение к собеседнику, а также тот факт, что им нечего скрывать. Англичане же, наоборот, регулируют звук своего голоса ровно настолько, чтобы их слышал в помещении только один собеседник. В Америке подобная манера ведения делового разговора считается «шептанием» и не вызывает ничего, кроме подозрения.

Таким образом, не зная различий невербального общения у разных народов, можно легко попасть впросак, обидев или хуже того, оскорбив вашего собеседника. Во избежание этого каждый предприниматель (особенно тот, кто имеет дело с зарубежными партнерами) должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений у представителей делового мира в различных странах.

Все это демонстрирует значение и силу дистанции и пространства и доказывает, что, как и в отношении других аспектов языка тела, всем нам полезно научиться более тонко чувствовать все нюансы положения, занимаемого нами по отношению к собеседнику.

 

Заключение

В ходе работы были выяснены различия дистанций между представителями разных национальностей, также были рассмотрены типы дистанций существующих в обществе. Были отслежены различные способы организации пространства у разных народов, а также были освещены наиболее выгодные расположения партнеров при деловых переговорах. Таким образом, организация пространства играет не последнюю роль в процессе общения как при деловом, так и при личном контакте. Важно знать и соблюдать дистанцию с разными людьми.

 

Список используемой литературы

1. Браим М. Н. Этика делового общения. – Минск, 1996

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

3. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций.-Д.:Сталкер,1997.-400 с.: ил. (Серия «Психология»)

4. Материалы сайтов:

http://psychologiya.ucoz.ru/publ/17-1-0-93

http://ru.wikipedia.org/wiki/Проксемика

http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/21888/21920/

http://www.elitarium.ru/2005/08/17/proksemika_i_prostranstvennye_uslovija_obshhenija.html

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.