Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы, влияющие на производственную структуру 10 страница



Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.

Рис. 8.1. Планирование и распределение прибыли на предприятии

Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукций, определяется по формуле:

(8.2)

где П – прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции.

Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как

(8.3)

где Пед – прибыль на единицу продукции; Сед - себестоимость единицы продукции.

Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как

Поп=Доп - Роп , (8.4)

где Доп – операционные доходы; Роп - операционные расходы.

Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других предприятий, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.

Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций, определяется как

Пвн = Двн – Рвн, (8.5)

где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.

Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков, суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.

Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных, санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:

- на формирование резервных фондов;

- выплату доходов учредителям (участникам);

- создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п. Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.

При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.

При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации предприятия. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.

Одним из путей повышения балансовой прибыли предприятия является налоговое планирование.

Налоговое планирование основано на праве каждого налогоплательщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств перед государственными и муниципальными органами управления. Процесс налогового планирования включает следующие этапы управленческой и финансовой деятельности экономистов-менеджеров:

1) принятие решения о создании нового предприятия соответствующей организационно-правовой формы;

2) выбор и обоснования наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия;

3) обеспечение текущего налогового планирования на основе имеющихся налоговых льгот и передовых методов хозяйствования и механизма финансирования;

4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия.

В процессе налогового планирования для каждого предприятия важно использовать различные источники покрытия установленных налогов. В зависимости от назначения действующих налогов предприятие может использовать следующие финансовые источники их покрытия:

- налоги, оплачиваемые за счет себестоимости продукции: земельный налог, транспортный налог;

- налоги, относимые на выручку от реализации продукции, налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;

- налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия;

- налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятия;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, лицензионные сборы и т. д.

Все планируемые доходы и расходы отражаются в годовых и квартальных финансовых отчетах, которые представляют совокупность форм отчетности, составленных на основании бухгалтерского учета с целью представления внутренним и внешним пользователям обобщенной информаций о результатах хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Баланс доходов и расходов – основной финансовый документ предприятия. Он представляет собой сводную характеристику его финансового состояния, раскрывающую источники формирования капитала предприятия и средства его размещения или использования в текущем или плановом периоде.

Баланс содержит доходы и расходы предприятия, которые должны иметь равновесное состояние своих значений на тот или иной конкретный срок. Бухгалтерский баланс дает наиболее широкий спектр данных для оценки финансового состояния предприятия. Средства предприятия по их составу характеризуют актив баланса, а источники их образования – пассив (рис. 8.2).


Рис.8.2. Схема баланса предприятия

Активы характеризуются ликвидностью. Ликвидность – это способность активов превращаться в денежные средства. Баланс российских предприятий строится по принципу возрастающей ликвидности. В I разделе отражаются внеоборотные активы, обладающие низкой ликвидностью. Это средства, которые используются более одного года, приобретены с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки, организационные расходы, деловая репутация предприятия, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, имущество для передачи в лизинг, по договору проката), долгосрочные финансовые вложения.

Во II разделе отражается мобильная часть имущества предприятия – оборотные активы. Это средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного года или операционного цикла, если он превышает год: запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов), дебиторская задолженность (покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, авансы выданные). Дебиторская задолженность подразделяется на долгосрочную (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и краткосрочную (в течение 12 месяцев). Далее следуют краткосрочные финансовые вложения. В конце II раздела помещаются денежные средства, т.е. наиболее ликвидная часть оборотных активов.

Статьи пассива баланса группируются по степени нарастания срочности погашения обязательств. Вначале идет III раздел «Капитал и резервы», отражающий данные о собственных средствах предприятия, постоянно находящихся в хозяйственном обороте и не подлежащих возврату; уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет и отчетного периода.

Далее идет IV раздел «Долгосрочные обязательства» и V раздел «Краткосрочные обязательства». В V разделе выделяют краткосрочные кредиты и займы и кредиторскую задолженность в разрезе, поставщики и подрядчики, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом, перед внебюджетными фондами и бюджетом, авансы полученные, прочие кредиторы. В конце раздела находятся статьи: задолженность учредителям по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства.

Следующей по важности и информативности формой отчетности является «Отчет о прибылях и убытках». Он включает данные о финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период, такие как прибыль от продаж, финансовый результат от прочей реализации и других финансовых операций, результат от внереализационной деятельности, чрезвычайные доходы и расходы, чистая прибыль (нераспределенная прибыль) отчетного периода. Показатели отчета позволяют оценить рентабельность деятельности предприятия. В конце отчета справочно приводятся данные о размере дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям, а также о предполагаемых дивидендах в следующем отчетном году.

В «Отчете об изменениях капитала» приводятся данные об использовании собственного капитала предприятия в разрезе статей: уставный капитал, добавочный, резервный капитал, целевое финансирование, непоступления. Отражены также сведения об оценочных резервах и, справочно, о величине чистых активов.

В «Отчете о движении денежных средств» дается информация о потоках денежных средств по источникам поступлений и направлениям использования.

В приложениях к бухгалтерскому балансу дается расшифровка основных статей бухгалтерского баланса.

Эффективным видом финансового планирования на предприятии является бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятия. Составление финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов.

Система финансового планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

- бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;

- бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;

- бюджет потребления энергий;

- бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;

- бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);

- бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;

- налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц. Примерная система бюджетов предприятия отражена в табл. 8.2.

Таблица 8.2

Система бюджетов предприятия

Бюджеты Производственные подразделения Функциональные службы Непромышленная группа Итого сводный бюджет
1 Фонд оплаты труда                    
2. Материальные затраты                    
3. Энергопотребление                    
4, Амортизация                    
5. Прочие расходы                    
6. Итого (стр. 1 + стр. 2 +стр. 3 + стр. 4 + стр. 5)*                    
7. Кредитный бюджет                    
8. Налоговый бюджет                    
9. Итого сводный бюджет (стр. 6 + стр.7+ стр. 8)**                    

* Суммирование идет по каждому подразделению.

** Суммирование идет по графе 10 «Итого сводный бюджет»

Структура сводного бюджета, обобщающего работу по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Структура сводного бюджета предприятия

Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности – центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.

В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа. Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений.

Первый метод заключается в непосредственном определении денежных поступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т.п.). При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств.

Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком – любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части.

Доходная часть включает источники поступления средств: выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, ссуды, прочие поступления.

Расходная часть объединяет следующие направления использования средств: покупка товаров, заработная плата, платные услуги, ремонт и содержание оборудования, реклама, погашение ссуд, прочие платежи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.