Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности хозяйственных связей

Испано-российские торгово-экономические связи регулируются несколькими десятками договоров, соглашений, протоколов и других документов, подписанных как в советский период, так и после декабря 1991 г. В последнее десятилетие отмечался устойчивый интерес российских и испанских организаций, компаний и деловых кругов к развитию двустороннего сотрудничества. Широкий спектр экономических взаимоотношений включил в себя торговлю товарами и услугами, предпринимательское, инвестиционное и научно-техническое партнерство [12]. Пакет значимых межправительственных соглашений и межведомственных документов был подписан в 2006 г. во время официального визита в Испанию президента Российской Федерации В.В. Путина. Заключенные соглашения определили условия взаимодействия в сфере туризма, в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, в судостроении, в отношениях между финансовыми учреждениями.

Наиболее заметной сферой экономических отношений России и Испании является двусторонняя торговля. В предкризисные годы наблюдался поступательный рост товарооборота при значительном преобладании российского экспорта над импортом из Испании (см. таблицу).

В частности, Испания проявляет повышенный интерес к развитию сотрудничества с Россией в энергетической сфере. Это объясняется не только объемами импорта углеводородного сырья из России. За счет российских поставок обогащенного урана Испания покрывает 30% потребностей своих АЭС, вырабатывающих свыше 11% потребляемой местным рынком энергии [25]. Испанские компании-лидеры энергетической отрасли – Repsol, Ibedrola, Técnicas Reunidas и другие – способны участвовать (и в ряде случаев уже участвуют) в реализации масштабных проектов на территории России, таких как разработка новых месторождений углеводородов, строительство электростанций комбинированного цикла и заводов по сжижению природного газа, создание объектов ветряной энергетики, модернизация АЭС и т.д.

Одной из ключевых областей инвестиционного сотрудничества могло бы стать строительство объектов инфраструктурыв России. Уже отмечалось, что испанские строительные компании активно действуют за рубежом и располагают мощным промышленным и финансовым потенциалом. Инвестиции, международный опыт и конкурентные преимущества испанских девелоперов могут быть взаимовыгодно использованы в различных регионах России при проектировании, строительстве, модернизации и комплексном оснащении объектов транспортной инфраструктуры (автодорог, аэропортов, вокзалов, железных дорог, подземных парковок), а также центров логистики, промышленных полигонов, технопарков и других объектов туристического и общественного назначения.

90-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог, как тогда, так и сейчас, основан на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ, на основе которого выстраиваются отношения между Россией и Францией, – Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась и продолжает обогащаться все новыми соглашениями в различных сферах двустороннего взаимодействия.

В 2010 г. в России прошел Год Франции, во Франции – Год России. Обмен национальными годами – крупнейшее, знаковое событие для всего комплекса двусторонних российско-французских отношений. Оно призвано придать более динамичный характер связям между нашими странами абсолютно во всех областях – политики, экономики, образования, науки и культуры, творческой деятельности и инноваций, туризма, массовых коммуникаций, спорта и т.д. Патронат и политическое руководство "Перекрестных годов"осуществлялось непосредственно на самом высоком уровне – президентами России и Франции. Официальное открытие Года России во Франции состоялось в Париже в присутствии Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в марте 2010 г. Одно из крупнейших мероприятий Года – Российская национальная выставка – была торжественно открыта в Париже Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 11 июня 2010 г.

Российско-французские политические контакты отличаются насыщенностью и атмосферой взаимного доверия. Проводимые в последние годы на регулярной основе контакты глав государств и правительств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений.

Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый импульс в результате государственного визита во Францию Президента Российской Федерации Д.А.Медведева 1-2 марта 2010 г. и его встречи с Президентом Н.Саркози. Президент Франции встречался также с Д.А.Медведевым на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2010 г., куда Франция была приглашена в качестве почетного гостя. Контакты между главами государств были продолжены в ходе трехсторонней российско-франко-германской встречи на высшем уровне в Довиле (во Франции) 18-19 октября 2010 г. Дальнейшему обогащению политического диалога и наращиванию сотрудничества в экономической сфере способствовал рабочий визит в Париж Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина 10-11 июня 2010 г.

С 1996 г. действует Российско-французская межправительственная комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и Премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. В течение последних десяти лет заседания Комиссии проводятся в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые регулярно встречаются поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Так, в июне 2010 г. состоялся рабочий визит во Францию Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по широкому спектру внешнеполитических проблем.

Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества – противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 г. успешно действует созданный по решению тогдашних президентов В.В.Путина и Ж.Ширака российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В сентябре 2010 г. в Париже состоялось его девятое заседание.Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Французское руководство выступает за наращивание партнерства между Россией и Евросоюзом, поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Осуществляется сотрудничество в проведении государственных, административных реформ.

Межпарламентское сотрудничество выражается в активном делегационном обмене на уровне парламентских комитетов и комиссий, в контактах между руководителями палат. Действенным инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая Председателями нижних палат парламентов России и Франции. Юбилейное (пятнадцатое) заседание Комиссии под председательством Первого заместителя Председателя Госдумы О.В.Морозова и руководителя Национального Собрания Франции Б.Аккуайе состоялось в Москве в июне 2010 г. Председатель Совета Федерации С.М.Миронов встречался с Председателем Сената Франции Ж.Ларше в 2010 г. дважды – на очередном заседании Ассоциации европейских сенатов в Риме в апреле, а также в октябре в Бремене в рамках мероприятий по случаю 20-летия объединения Германии.

Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в обеих палатах Федерального Собрания России, в Сенате и Национальном собрании Франции. В июне 2010 г. в Париже и Бордо с визитом побывала делегация группы дружбы Совета Федерации во главе с ее руководителем Л.Б.Нарусовой, а в сентябре 2010 г. Москву и ряд других российских городов посетила делегация группы дружбы Сената Франции во главе с ее председателем П.Желяром.

Важная составляющая экономических и культурных связей – сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 договоренностей о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей – сотрудничество между Парижем и Москвой, Бордо и Санкт-Петербургом, Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Нижегородской областью и регионом Юг-Пиренеи, Новгородской областью и Эльзасом. Эльзас и Татарстан имеют свои представительства соответственно в Москве и Париже. Под эгидой и при участии верхних палат парламентов проводятся двусторонние встречи, семинары, в ходе которых определяются наиболее эффективные направления децентрализованного сотрудничества.

Расширилось участие гражданских обществ в развитии российско-французских отношений. Активную роль на этом важном направлении играет созданная в 2004 г. по инициативе Президентов наших стран Ассоциация "Российско-французский диалог". Во Франции и России действуют общественные ассоциации дружбы и взаимопонимания между народами наших стран.

Российско-французские отношения – важный фактор европейской и мировой политики, который способствует стабильности в Европе и во всем мире. В основе отношений между Россией и Францией – общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, приверженность многосторонности, согласованные действия в интересах укрепления международной безопасности при центральной роли ООН. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях двустороннего сотрудничества. Сходство интересов, накопленный опыт полезного взаимодействия в международных делах, вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции – все это предопределяет широкие перспективы развития российско-французского партнерства.

  Франция долгое время была одним из важнейших европейских партнёров России. Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г., дипломатические отношения между СССР и Францией были установлены 28 октября 1924 г. В 1990х гг. начался новый этап в российско-французских отношениях. Изменения на мировой арене в тот период и становление новой России стали причиной развития активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог, как тогда, так и сейчас, основан на широком совпадении подходов двух стран к формированию нового миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями. Франция традиционно является одним из важнейших деловых партнеров России. Сегодня, когда российская экономика находится на подъеме, нам как никогда выгодно расширять более тесное сотрудничество. Французские инвестиции, технологии, умение работать в конкурентной экономике вкупе с российскими трудовыми и природными ресурсами, научным и промышленным потенциалом, могут послужить толчком для более интенсивного развития экономик обоих стран. Сотрудничество происходит на всех уровнях: в области политики, экономики, в военно-оборонной сфере, а также в области культуры. Сотрудничество в политической сфере Современные отношения между Россией и Францией основываются на межгосударственном договоре от 7 февраля 1992 года, в котором было подтверждено стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве» Брегадзе А. Россия - Франция. Старый друг лучше новых двух//Международная жизнь. - 2002. - №12. - С.53.. С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась, было заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия. В октябре-ноябре 2000 года состоялся первый официальный визит президента Владимира Путина во Францию. Соглашения, заключенные во время этого визита, подтвердили важность сотрудничества России и Франции в мировой политике. Президент Жак Ширак совершил официальный визит в Россию в период с 1 по 3 июля 2001 года, во время которого побывал в Петербурге, в Москве и Самаре. Беседы между президентами России и Франции способствовали принятию совместной декларации о стратегической стабильности. Было подписано новое соглашение о воздушном сообщении и дополнительное соглашение о сотрудничестве в помощи предприятиям Россия-Франция: 10 веков вместе. История отношений [Электронный документ]//Российская газета. - 2010. - 2 марта. - URL: http://www.rg.ru/2010/03/02/veka.html. Двусторонний политический диалог в последние годы носит достаточно интенсивный характер. Новый импульс российско-французские отношения получили в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Их первая встреча состоялась в ходе саммита «Группы восьми» в г. Тояко (Япония) 7 июля 2008 года. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози побывал в Москве с краткими рабочими визитами в рамках усилий по урегулированию кризиса на Кавказе. В свою очередь Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в г. Эвиан и в саммите Россия - ЕС, состоявшемся 14 ноября в Ницце. В 2009 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози встречались в рамках «двадцатки» в Лондоне и Питтсбурге (2 апреля и 25 сентября), саммита «восьмерки» в Аквиле (8-10 июля), на сессии генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке (23-24 сентября), а также «на полях» мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября). С 1996 года действует Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, в Москве и Париже поочередно, проходят встречи председателя правительства России и премьер-министра Франции, на которых определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 года заседания Комиссии проводятся в форме «межправительственного семинара» с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств. Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 года РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rian.ru/spravka/20100301/211008734.html встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества - противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 года успешно действует созданный по решению тогдашних президентов Владимира Путина и Жака Ширака российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В октябре 2009 года в Москве состоялось его восьмое заседание. Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций). Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В 1995 году была создана возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции Большая российско-французская межпарламентская комиссия Доминик Давид, Тома Гомар. Россия и Франция//Международная жизнь. - 2002. - №3. - С.28.. Она является эффективным инструментом развития межпарламентского сотрудничества, которое проявляется в активном обмене делегациями на уровне парламентских комитетов и комиссий, а также в контактах между руководителями палат. Экономическое и энергетическое сотрудничество Франция традиционно является одним из приоритетных торгово-экономических партнёров России. По данным российской статистики, она занимает среди стран Европы - основных торговых партнёров России - 7 место по объёму товарооборота, уступая таким странам, как Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия, Польша, Великобритания и Швейцария Межгосударственные отношения России и Франции [Электронный ресурс]. - URL: http://www.france-russia2010.ru/dossier/20100120/187804138.html. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Францией имеет обширную правовую базу. К числу основных межправительственных соглашений в данной отрасли сотрудничества можно отнести следующие: о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений (04.07.1989), о научном и технологическом сотрудничестве (07.02.1992), о сотрудничестве в области топлива и энергии (15.02.1996), о сотрудничестве в области информатизации (15.02.1996), Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество (26.11.1996), о воздушном сообщении, о сотрудничестве в области туризма (11.02.2003). Основными органами межправительственного взаимодействия являются Российско-Французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав Правительств (создана 15 февраля 1996 г.), и Российско-Французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК) (создан 6 февраля 1992 г) Рубинский Ю. Диалог Москва - Париж продолжается//Международная жизнь. - 2007. - №12. - С. 108-109.. Структура российского экспорта во Францию является традиционной для торговли с развитыми странами и сохраняет сырьевую направленность. Его основу - более 84,5% - составили в 2004 году товары топливно-энергетического комплекса. Выделялись поставки продукции химической промышленности - 6,5 % всей стоимости экспорта, черных металлов - 2,4 %, древесины и изделий из нее - 1,2 %. Доля машинно-технических товаров в российском экспорте остаётся незначительной - около 1 %. В структуре импорта из Франции основную долю составляли машины и оборудование - 27%, парфюмерная и фармацевтическая продукция - 14%, продовольственные товары - 12,3%. товары химической промышленности, пластмассы, каучук - 12%, продукция автомобильной промышленности - 9%, летательные аппараты -7,5%, бытовые приборы - 6% Российско-французские торгово-экономические отношения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.torgpredstvo.ru/torg_pred.php?id_land=75&contl=1. Франция относится к числу стран, инвестиционная активность которых в отношении Российской Федерации является недостаточно высокой, несмотря на то, что имеющийся у нее в этой области потенциал представляется весьма значительным. В первом полугодии 2008 г. товарооборот между Россией и Францией увеличился на 59,7% до 10,9 млрд. долл. За последние пять лет объем двусторонней внешней торговли вырос почти в три раза. При этом активный рост российской экономики способствовал значительному расширению импорта французских товаров и дополнял традиционно высокие показатели роста экспорта продукции российского ТЭК, металлургии, химической и нефтехимической промышленности Россия и Франция: торгово-экономические связи [Электронный ресурс]. - URL: http://www.france.mid.ru/rus/rufr2.html. Объем накопленных французских инвестиций в экономике России в 2008 г. составил порядка 6,1 млрд. долл., из которых 1,5 млрд. долл. - прямые инвестиции. Франция по данному показателю занимает восьмое место среди основных стран-инвесторов, работающих на российском рынке, где ее опережают такие страны, как Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, Виргинские острова, Швейцария. По данным французской стороны прямые инвестиции Франции в России составляют более 1,5 млрд. евро. Особое внимание уделяется поддержке усилий бизнеса со стороны государственных структур двух стран. Активно работают Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств и Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам. В рамках Совета действуют десять специализированных рабочих групп, ведущих работу по основным направлениям двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, поочередно в России и во Франции Российско-французские торгово-экономические отношения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.torgpredstvo.ru/torg_pred.php?id_land=75&contl=1. Вопросы экономического сотрудничества между двумя странами обсуждаются практически на всех встречах высшего руководства России и Франции. Так 19 июня 2010 года Дмитрий Медведев и Президент Франции Николя Саркози обсудили вопросы инвестиционного сотрудничества в сфере энергоэффективности и энергосбережения, авиастроительной и автомобильной промышленности, ядерной энергетики, медицины, нано- и биотехнологийРоссийско-французские переговоры [Электронный ресурс]. - URL: http://news.kremlin.ru/news/8113. По итогам переговоров в присутствии президентов двух стран подписан ряд документов о сотрудничестве в нефтегазовой, аэрокосмической и транспортной сферах (Декларация о создании российско-французского центра энергоэффективности, Меморандум о взаимопонимании по проекту «Южный поток» между Открытым акционерным обществом «Газпром», «ЭНИ» и «Электрисите де Франс», Меморандум о сотрудничестве между Администрацией Томской области и французской компанией «Веолия Вода», Протокол строительства мультифункционального комплекса «ЭрмитажПлаза» в Париже, Договор о создании совместного производства грузовых и пассажирских электровозов в Республике Казахстан Документы, подписанные по итогам российско-французских переговоров 19 июня 2010 года [Электронный ресурс]. - URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/599). В этот же день Дмитрий Медведев и Николя Саркози встретились с представителями российских и французских деловых кругов. Речь шла о ходе реализации наиболее значимых совместных проектов и перспективах дальнейшего сотрудничества ведущих компаний России и Франции. Особое внимание было уделено вопросам преодоления трудностей, которые тормозят экономическое сотрудничество, осложняют работу бизнеса. Плодотворно развивается двустороннее энергетическое сотрудничество. Французский «Тоталь» ведет активное освоение Харьягинского нефтяного месторождения, в 2007 г. компания была выбрана в качестве стратегического партнера ОАО «Газпром» по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения. Более 30 лет тесное сотрудничество связывает компании «Газпром» и «Газ де Франс - Сюэц». Активизируется взаимодействие в области ядерной энергетики - с участием российских и французских компаний в 2007 г. были созданы СП по производству высокотехнологичных турбин и топлива для АЭС, совместными усилиями возводятся новые АЭС в третьих странах. Особое внимание уделяется развитию сотрудничества в сфере энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии. При активном участии компании «Далькья» и французского правительства в 2007 г. запущен пилотный проект модернизации теплосистемы в Калуге Россия и Франция: торгово-экономические связи [Электронный ресурс]. - URL: http://www.france.mid.ru/rus/rufr2.html. Основой энергетического сотрудничества является Совместное российско-французское заявление о сотрудничестве в сфере энергетики, принятое Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Франции Жаком Шираком 10 февраля 2003 года в Париже. В нём говорится, что «Россия и Франция желают способствовать укреплению сотрудничества между предприятиями топливно-энергетического комплекса обеих стран для достижения реального партнерства <…> Россия и Франция выражают удовлетворение своим сотрудничеством как в России, так и за ее пределами в области освоения углеводородных ресурсов с участием российских и французских предприятий» Совместное российско-французское заявление о сотрудничестве в области энергетики [Электронный ресурс]. - URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2003/02/39964/153945.shtml. Таким образом было достигнуто соглашение по вопросам взаимодействия России и Франции при разработке углеводородов на территории России (на шельфах Каспийского и Чёрного морей). Во время рабочего визита в Москву 9-10 октября 2007 года президент Саркози высказался за расширение как французских капиталовложений в России, так и российских во Франции. Речь шла не только об энергетике, но и в таких отраслях как космос, авто- и авиастроение, транспорт. Франция менее зависит от поставок энергоносителей из России, чем, например, Германия, и поэтому меньше опасается их перебоев. Поэтому особой нервозности в связи с возможностью зависимости от Москвы в Париже не ощущается Рубинский Ю. Диалог Москва - Париж продолжается//Международная жизнь. - 2007. - №12. - С. 110-111.. Экономические точки соприкосновения Франции и РФ, как и Средиземноморья с Черноморским бассейном, особенно проявляются в сферах газоснабжения. Так, в 2011-2015 годах намечено построить новый мощный газопровод из Северной Африки в Южную Европу. Этот проект - фактический партнер нового российско-южноевропейского газопровода «Южный поток», который, во-первых, сперва пройдет в Черноморско-Балканском регионе, то есть в восточном секторе «Средиземноморского союза». А во-вторых, эта артерия к 2020 году покроет до трети спроса ЕС на природный газ. А новый алжирско-южноевропейский маршрут дополнит газоснабжение той же Южной Европы по «Южному потоку» Чичкин А. Стратегический интерес. Россия и Франция развивают евроазиатское экономическое партнерство [Электронный документ]//Российская газета. - 2010. - 22 июня. - URL: http://www.rg.ru/2010/06/22/ros-fr.html. Также осуществляется научно-техническое сотрудничество. Несколько мероприятий направлены на стимулирование франко-российского сотрудничества в области защиты интеллектуальной собственности : - составление типовых документов, принятых совместно французским и российским правительствами: модели договоров, заключаемых между государственными и частными организациями на проведение научных исследований, модель урегулирования вопросов по долевой собственности, сравнительный доклад о патентоспособности изобретений в области биотехнологий и фармацевтической продукции в двух странах, тексты по вопросам обладания прав. - организация семинаров между университетами двух стран, позволяющих специалистам сравнить системы интеллектуальной собственности, в частности, между Московским инженерно-физическим институтом и Университетом Поль Сезан в Экс-ан-Прованс. Начиная с 2002 года, следуя рекомендациям Смешанного франко-российского комитета по науке и технологиям и в соответствии с совместными приоритетными направлениями в области исследований и технологий, Франция и Россия создали механизм по стимулированию инновационной деятельности, основные элементы которого представлены ниже. В рамках Экономического, финансового, промышленного и торгового совета (CEFIC) в 2005 году была создана рабочая группа по инновациям Технологическое сотрудничество [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ambafrance-ru.org/france_russie/spip.php?article1140#INTELLEKTUAL-NAYA-SOBSTVENNOST. Военно-оборонное сотрудничество Сотрудничество в сфере обороны является одним из приоритетных направлений, его регулируют следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в области безопасности (4 февраля 1994); Декларация о создании Французско-Российской комиссии премьер-министров (15 февраля 1996); Французско-российско-германское соглашение относительно использования в мирных целях оружейного плутония (2 июня 1998); Соглашение о создании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности (8 июля 2002); Договор относительно защиты прав интеллектуальной собственности в рамках военного и технического сотрудничества (14 февраля 2006); Межправительственный договор о сотрудничестве в сфере уничтожения химических вооружений (14 февраля 2006) Рубинский Ю. Диалог Москва - Париж продолжается//Международная жизнь. - 2007. - №12. - С. 112.. Цели сотрудничества заключаются в содействии сохранению правового государства, защите индивидуальных свобод и прав человека; оптимизации оборонных структур и оборонного потенциала в интересах безопасности государства-партнера; совместной теоретической и практической работе, направленной на оптимальное использование оборонных структур Управление военного и оборонного сотрудничества МИД Франции [Электронный ресурс[. - URL: http://www.ambafrance-ru.org/france_russie/spip.php?article1526. Оборонное сотрудничество Франции и РФ развивается во многих формах. Проходят совместные учения, заседания российско-французской Рабочей группы по борьбе с международным терроризмом; консультации в МИД России с Генеральным Директором по политическим вопросам и вопросам безопасности МИД Франции (последние прошли 04 июля 2007, с Ж. Аро российские дипломаты обсудили отношения Россия-НАТО, Россия-ЕС, ПРО, Иран, Косово, Ливан); важную роль играют межпарламентские контакты (например, в апреле 2008 г. прошла встреча председателя комитета Госдумы по обороне В. Заварзина с делегацией комитета по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Франции, Заварзин подчеркнул, что отношения с Францией в оборонной сфере находятся на высоком уровне, что позволяет ожидать улучшения таких отношений между РФ и ЕС в целом после перехода председательства в Союзе к Франции с 01 июля 2008 Отношения между военными ведомствами России и Франции вышли на партнерский уровень - глава комитета Госдумы по обороне [Электронный ресурс]. - URL: http://www.duma-er.ru/news/29244). Главным органом двустороннего сотрудничества в сфере обороны является Совет сотрудничества по вопросам безопасности, последнее заседание которого состоялось 11 марта 2008 г. в Париже. В нём приняли участие министры иностранных дел и обороны РФ С. Лавров и А. Сердюков и их французские коллеги -- Б. Кушнер и Э. Морэн, в тот же день прошла неформальная встреча двух российских министров с президентом Франции Н. Саркози. Главным итогом заседания органа, формально занимающегося оборонными вопросами, стало политическое решение о том, что Франция в качестве председателя ЕС сделает всё, чтобы до конца 2008 г. было подписано новое рамочное соглашение между РФ и ЕС взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 г.

ФРГ первой из ведущих иностранных держав признала (26 декабря 1991 г.) Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя бывшего СССР (дипломатические отношения между СССР и ФРГ установлены 13 сентября 1955 г.).

Правовой фундамент отношений образуют Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве от 9 ноября 1990 г. и Совместное заявление Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 г. Принципиальное значение имеет также Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г.

За последние два десятилетия сторонам удалось найти развязки по основным остававшимся с советских времен открытыми проблемамдвусторонних отношений. Были, в частности, четко выполнены договоренности о выводе с германской территории российских войск (завершен 31 августа 1994 г.), реализации за счет ФРГ жилищной программы по их обустройству в России (завершена 9 октября 1996 г.) и переподготовке увольняемых в запас военнослужащих (завершена 30 марта 2001 г.). Заключены соглашения об уходе за военными могилами, о выплате Германией компенсаций российским жертвам нацистских преследований (400 млн. марок - по двусторонним договоренностям 1993 г. и более 800 млн. марок - по многостороннему соглашению от 17 июля 2000 г.). Окончательно урегулирован вопрос отрицательного сальдо в торговле бывшего СССР с бывшей ГДР.

Значительный прогресс достигнут на пути исторического примирения и укрепления доверия между народами двух стран, ярким проявлением чего стало участие Канцлеров ФРГ в торжествах в Москве 9 мая в связи с годовщинами Победы и разгрома фашизма (Г.Коль – 1995 г.; Г.Шредер – 2005 г.; А.Меркель – 2010 г.). В 2001 г. впервые в истории Президент Российской Федерации и Федеральный канцлер ФРГ возложили совместные венки на мемориальном Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге (апрель) и к мемориалу советским воинам в берлинском районе Тиргартен (сентябрь).

Системный и интенсивный характер носит политический диалог: с 1998 г. ежегодно проводятся двусторонние межгосударственные консультации на высшем уровне с участием членов правительств России и ФРГ.

14-15 июля 2010 г. в Екатеринбурге прошел 12-й раунд Межгосударственных консультаций на высшем уровне. Главным политическим итогом саммита стало подтверждение устойчивости и зрелости российско-германского партнерства, его необратимости и неподверженности влиянию геополитической конъюнктуры.

На встрече Д.А.Медведева и А.Меркель в Мезеберге 4-5 июня 2010 г. выдвинута совместная инициатива создания Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности (КВВПБ) на министерском уровне.

11-15 октября 2010 года состоялся государственный визит в Российскую Федерацию Президента ФРГ К.Вульфа.

Регулярный характер носят контакты на уровне министров иностранных дел, руководителей других министерств и ведомств.

В плановом режиме осуществляются межпарламентские обмены. Осуществляются контакты по линии профильных комитетов и парламентских фракций Госдумы России и бундестага ФРГ.

По линии межрегиональных связей партнерские отношения поддерживают 23 субъекта Российской Федерации и 14 земель ФРГ из 16 (не охвачены лишь Саар и Бремен). Реализуются более 170 межрегиональных соглашений и договоренностей различной направленности. Наиболее плотные контакты с германскими землями поддерживают Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Саратовская, Калининградская и ряд других областей, Уральский регион, Краснодарский край. Более 100 пар российских и немецких городов установили партнерские отношения (10-я встреча городов-побратимов состоялась 23-26 июня 2009 г. в Волгограде).

Углубляются контакты и обмены по общественной линии. 13-15 июля 2010 г. в Екатеринбурге в привязке к Межгосударственным консультациям на высшем уровне прошло 10-е заседание российско-германского Форума общественности «Петербургский диалог», созданного по инициативе Президента России и Канцлера ФРГ (учредительное заседание прошло 8-10 апреля 2001 г. в Санкт-Петербурге).

Германия - главный экономический партнер России в Европе. В течение многих лет являлась основным торгово-экономическим партнером России в мире (в 2008 г. на ФРГ приходилось 9,2% российского внешнеторгового оборота, в 2009 г. с 8,5% уступила лидерство Китаю).

В 2008 г. товарооборот достиг рекордного уровня в 67,3 млрд. долл. (+27,4%). Российские экспорт - 33,2 млрд. долл. (+26,2%), импорт - 34,1 млрд. долл. (+28,7%). Позитивная динамика объяснялась высокими ценами на углеводороды.

В 2009 г. объем двусторонней торговли снизился по сравнению с 2008 г. на 40,6%, составив 39,9 млрд. долл. Экспорт сократился на 43,6% (до 18,7 млрд. долл.), импорт - на 37,8% (до 21,27 млрд. долл.). Одна из основных причин – резкое сокращение потребления в РФ и ФРГ.

В январе-ноябре 2010 г. объем товарооборота вырос на 30,7% и составил 46,06 млрд. долл., в т.ч. российский экспорт увеличился на 36% (22,44 млрд. долл.), импорт – на 26% (23,62 млрд. долл.).

Общая доля Германии во внешнеторговом обороте России сохраняется на уровне 8,5% (3-е место среди внешнеторговых партнеров после Нидерландов и Китая).

В экспорте 81% приходится на минеральные продукты. Поставками из России покрываются импортные потребности немецкой экономики в природном газе на 40%, в нефти – до 30%, в цветных металлах и удобрениях – более чем на 10%. После минерального сырья вторую позицию в нашем экспорте занимают металлы и изделия из них – 8%, далее – машины, оборудование и транспортные средства (2,8%), продукция химической промышленности (2,7%), драгоценные металлы и камни (2,2%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1,9%). Доля готовых изделий снизилась до 5,7%. Сегмент продовольствия сократился до 0,5%.

Основу импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства (53,5%) и химические изделия (22,4%).

Важный импульс развитию энергодиалога был дан подписанием соглашения о строительстве Североевропейского газопровода («Северный поток») между «Газпромом» и германскими компаниями «Е.ОН Рургаз» и «БАСФ», а также принятием Заявления на высшем уровне о сотрудничестве в области энергетики в рамках рабочего визита в ФРГ Президента России В.В.Путина 8 сентября 2005 г.

Германия остаётся одной из лидирующих стран по объему накопленных в России иностранных инвестиций (5-е место после Кипра, Нидерландов, Великобритании и Люксембурга).По данным Росстата, за 9 месяцев 2010 г. общий объем накопленных германских капвложений в России составил 22,6 млрд. долл. (удельный вес в общей структуре иностранных инвестиций – ок. 7,2%), в т.ч. прямые инвестиции – 7,9 млрд. долл. В 2009 г. в экономику России из Германии поступило 7,37 млрд. долл. инвестиций. По оценкам Минэкономики ФРГ, реальный объём германских инвестиций в Россию (через третьи страны и принадлежащие немцам иностранные компании) составляет 25-28 млрд. евро.

В России действует около 4600 предприятий с германским участием, в т.ч. более 1350 - российско-германских СП и около 800 предприятий со 100% германским капиталом. СП работают преимущественно в сфере торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг (ок. 50% всех СП), а также финансовых операций (15%). Остальные заняты в различных областях добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности. В 63 российских регионах зарегистрировано 1816 филиалов и представительств германских фирм (главным образом в Москве и Санкт-Петербурге).

Кроме прочего, германский бизнес видит для себя большие перспективы в участии в российских национальных проектах – строительство жилья, модернизация здравоохранения, транспортной инфраструктуры, а также в подготовке Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Автоконцерн «Фольксваген» является генеральным партнером Зимней Олимпиады 2014 г.

Объем накопленных российских инвестиций в Германии на сентябрь 2010 г. составил 516 млн. долл. В основном эти капиталовложения носят краткосрочный характер. Активность проявляют, прежде всего, ОАО "Газпром" и АО "Роснефть". Привлекательными для российских инвесторов являются целлюлозно-бумажная, химическая, металлургическая промышленность, а также сфера оптовой и розничной торговли, транспорт и связь. В ФРГ зарегистрировано около 600 предприятий с российским капиталом, главным образом – малые и средние фирмы непроизводственного профиля.

В 90-е годы организационным инструментом координации и развития двусторонних экономических, финансовых и научно-технических связей выступал межправительственный Консультационный совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В июне 2000 г. по инициативе В.В.Путина и Г.Шрёдера учреждена Рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов.

14 декабря 2007 г. в Москве начала функционировать Российско-Германская внешнеторговая палата, представляющая интересы предпринимателей двух стран.

Развивается сотрудничество в военной области, в сфере ВТС, борьбы с трансграничной организованной преступностью, по линии спасательных служб, по проектам уничтожения химического оружия, утилизации списанных АПЛ и физзащиты ядерных объектов в рамках Глобального партнерства «Группы восьми» и на других направлениях.

По решению Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ в 2003 г. создана двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по вопросам безопасности. В сентябре 2004 г. принято подготовленное Группой Совместное заявление В.В.Путина и Г.Шрёдера о расширении сотрудничества России и Германии в борьбе с международным терроризмом. Взаимодействие сторон по реализации Совместного заявления осуществляется на основе Рабочей программы практических мер.

Углубляются контакты в области культуры, образования, молодежных и студенческих обменов. Под патронатом президентов Российской Федерации и ФРГ осуществлена обширная двусторонняя программа «Российско-германские культурные встречи 2003-2004 гг.», церемония торжественного закрытия которых состоялась 14 января 2005 г. в Санкт-Петербурге с участием Президентов России и ФРГ. В рамках этой культурно-гуманитарной акции, включавшей проведение Года российской культуры в Германии в 2003 г. (открытие – 9 февраля в Берлине с участием Президентов России и Германии) и ответного Года германской культуры в России в 2004 г., приняли участие ведущие творческие коллективы и исполнители двух стран (около 3 тыс. совместных культурных мероприятий). После пятилетнего перерыва в декабре 2006 г. возобновила свою деятельность Смешанная комиссия по культурному сотрудничеству.

В 2006 г. в Москве и в Гамбурге учреждены Национальные координационные бюро по молодежным обменам, осуществляющие практическую, аналитическую, информационно-консультационную работу в этой сфере, оказывать иные формы содействия их участникам.

Последовательно совершенствуется договорно-правовая базаотношений, охватывающая практически все сферы двустороннего взаимодействия.

Работают межправительственная Комиссия по проблемам российских немцев, Смешанная комиссия по научно-техническому сотрудничеству, Совместная комиссия по изучению новейшей истории двусторонних отношений, российско-германский Совет в области молодежного сотрудничества, другие совместные органы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.