Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Республика Таджикистан



Официально суть внешней политики Таджикистана заключается в концепции «открытых дверей». Об этом заявил президент страны Эмомали Рахмонов в октябре 2011 г. Однако из-за невыгодного географического положения, отсутствия значительных природных ресурсов, социальной нестабильности Таджикистан не представляет большого интереса для внерегиональных игроков, таких как Евросоюз и США.

Большое влияние на формирование внешнеполитической ориентации оказал фактор гражданской войны, которая продолжалась в стране с 1992 по 1997 г.г. В процессе мирного урегулирования непосредственное участие принимала российская сторона. В итоге внешнеполитический курс Таджикистана сформировался в русле пророссийской ориентации, так как Россия является главным гарантом безопасности и сохранения политического режима в стране. В республике дислоцирована российская 201-ая мотострелковая дивизия, которая с 2004 г. стала называться 201-ой военной базой.

Таджикистан имеет культурно-языковую связь с Ираном. Но решающим фактором недопонимания между этими странами является конфессиональный. Иран – это государство шиитов, в то время как большинство таджиков считают себя суннитами.

Необходимо отметить, что хотя Таджикистан не представляет большого интереса для западных стран, и некоторыми западными политиками он классифицируется как «несостоявшееся государство» («failed state»), власти Таджикистана не раз заявляли о готовности тесного сотрудничества с Евросоюзом и США. В ноябре 2011 года в таджикских СМИ появились сообщения о размещении на территории страны военной базы НАТО. Однако посольство США в Таджикистане опровергло эту информацию. В этот же период времени обострились отношения между Таджикистаном и Россией по делу о российском лётчике, осужденном таджикским судом на 10,5 лет за пересечение государственной границы. После интенсивных переговоров гражданина России освободили, однако напряженность в отношениях сохранилась. По предположениям аналитиков, Таджикистану постоянно необходима финансовая помощь извне, этим и мотивируются изменения во внешнеполитической ориентации.

Республика Туркменистан.

Официальная внешнеполитическая концепция Туркменистана – это нейтралитет, который был провозглашен в 1995 г. Президент С.Ниязов, который был в то время руководителем Туркменистана, быстро понял, что его интересам отвечает не сохранение системы особых отношений с Россией, а лавирование между влиятельными региональными и внерегиональными государствами. В 2005 г. Туркменистан понизил статус своего участия в СНГ до ассоциированного членства. В целом, внешнеполитический курс Туркменистана считается последовательным, Ашхабад поддерживает ровные отношения со всеми странами.

После того, как в 2006 г. руководителем страны стал Г.М. Бердымухамедов, новый импульс получили туркмено-американские отношения. За 10 месяцев 2007 года Туркменистан посетили 18 американских делегаций. В этом же году президент Г.М. Бердымухамедов делает заявления о «многовекторности» своей внешней политики, совершает официальный визит в США, где даёт обещания предоставить доступ американским компаниям на рынок туркменских углеводородов.

Самая главная проблема Туркменистана заключается в экспорте энергоресурсов, большая часть которых продаётся российским компаниям. С декабря 2009 г. началась эксплуатация газопровода Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–КНР. Еще одно направление экспорта газа – Иран. Можно заключить, что внешнеполитическая ориентация Туркменистана подчиняется его экономическим интересам, которые меняются во времени.

 

Выводы.

Новые независимые государства Центральной Азии стремятся проводить многовекторную внешнюю политику. Наиболее последовательным союзником России в регионе является Казахстан, однако, в целом, влияние России в Центральной Азии снижается. Политически оно всё еще остаётся значительным, однако не подтверждается в экономической сфере. Можно использовать терминологию А.Д. Богатурова и охарактеризовать позиции России таким образом: геополитические контуры сферы влияния России в Центральной Азии не совпадают с геоэкономическими, в результате происходит размывание первых. Что касается ориентации самих центральноазиатских государств, стратегическое видение построения отношений с Россией есть только у Казахстана и Кыргызстана. Три другие республики – Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан рассматривают вопросы укрепления сотрудничества с Россией конъюнктурно, то есть в зависимости от конкретных ситуаций и при возникновении конкретной необходимости.

Отвечая на главный вопрос курса, происходит ли формирование на постсоветском пространстве региональной подсистемы международных отношений, ответ относительно стран Центральной Азии видится следующим: о формировании региональной подсистемы международных отношений между Россией и ННГ Центральной Азии говорить преждевременно. Тенденция к созданию подсистемы наблюдается только во взаимодействии между Россией и Казахстаном. Возможно, к процессу присоединится Кыргызстан, однако пока еще его связи с двумя вышеперечисленными государствами не носят системного характера.

Использованная литература.

Абдуллаев Е. Устойчивое неравновесие: отношения с Россией в политике Узбекистана.// Журнал «Международные процессы», intertrends.ru

 

Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике. //Восток (Oriens). 2005. № 1. – сс. 102-118

 

Бисенбаев А.К. Не вместе: Россия и страны Центральной Азии. – СПб.: Питер, 2011

 

Загорский А.В. Внешнеполитические процессы в СНГ // Современные международные отношения / под ред. А.В.Торкунова. – М.: РОССПЭН, 2000.

 

Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. – М., 2008.

 

Международные отношения в Центральной Азии: события и документы. А.Д.Богатуров, А.С.Дундич. В.Г.Коргун и др.; отв. ред. А.Д.Богатуров - М.: Аспект Пресс, 2011 г.

 

Малышева Д.Б. Безопасность Центральной Азии в условиях глобального кризиса. // Состояние и перспективы взаимодействия России со странами Центральной Азии и Закавказья : сборник статей. / отв. ред. Г.И. Чуфрин. - М.: ИМЭМО РАН, 2009.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.