Официально суть внешней политики Таджикистана заключается в концепции «открытых дверей». Об этом заявил президент страны Эмомали Рахмонов в октябре 2011 г. Однако из-за невыгодного географического положения, отсутствия значительных природных ресурсов, социальной нестабильности Таджикистан не представляет большого интереса для внерегиональных игроков, таких как Евросоюз и США.
Большое влияние на формирование внешнеполитической ориентации оказал фактор гражданской войны, которая продолжалась в стране с 1992 по 1997 г.г. В процессе мирного урегулирования непосредственное участие принимала российская сторона. В итоге внешнеполитический курс Таджикистана сформировался в русле пророссийской ориентации, так как Россия является главным гарантом безопасности и сохранения политического режима в стране. В республике дислоцирована российская 201-ая мотострелковая дивизия, которая с 2004 г. стала называться 201-ой военной базой.
Таджикистан имеет культурно-языковую связь с Ираном. Но решающим фактором недопонимания между этими странами является конфессиональный. Иран – это государство шиитов, в то время как большинство таджиков считают себя суннитами.
Необходимо отметить, что хотя Таджикистан не представляет большого интереса для западных стран, и некоторыми западными политиками он классифицируется как «несостоявшееся государство» («failed state»), власти Таджикистана не раз заявляли о готовности тесного сотрудничества с Евросоюзом и США. В ноябре 2011 года в таджикских СМИ появились сообщения о размещении на территории страны военной базы НАТО. Однако посольство США в Таджикистане опровергло эту информацию. В этот же период времени обострились отношения между Таджикистаном и Россией по делу о российском лётчике, осужденном таджикским судом на 10,5 лет за пересечение государственной границы. После интенсивных переговоров гражданина России освободили, однако напряженность в отношениях сохранилась. По предположениям аналитиков, Таджикистану постоянно необходима финансовая помощь извне, этим и мотивируются изменения во внешнеполитической ориентации.
Республика Туркменистан.
Официальная внешнеполитическая концепция Туркменистана – это нейтралитет, который был провозглашен в 1995 г. Президент С.Ниязов, который был в то время руководителем Туркменистана, быстро понял, что его интересам отвечает не сохранение системы особых отношений с Россией, а лавирование между влиятельными региональными и внерегиональными государствами. В 2005 г. Туркменистан понизил статус своего участия в СНГ до ассоциированного членства. В целом, внешнеполитический курс Туркменистана считается последовательным, Ашхабад поддерживает ровные отношения со всеми странами.
После того, как в 2006 г. руководителем страны стал Г.М. Бердымухамедов, новый импульс получили туркмено-американские отношения. За 10 месяцев 2007 года Туркменистан посетили 18 американских делегаций. В этом же году президент Г.М. Бердымухамедов делает заявления о «многовекторности» своей внешней политики, совершает официальный визит в США, где даёт обещания предоставить доступ американским компаниям на рынок туркменских углеводородов.
Самая главная проблема Туркменистана заключается в экспорте энергоресурсов, большая часть которых продаётся российским компаниям. С декабря 2009 г. началась эксплуатация газопровода Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–КНР. Еще одно направление экспорта газа – Иран. Можно заключить, что внешнеполитическая ориентация Туркменистана подчиняется его экономическим интересам, которые меняются во времени.
Выводы.
Новые независимые государства Центральной Азии стремятся проводить многовекторную внешнюю политику. Наиболее последовательным союзником России в регионе является Казахстан, однако, в целом, влияние России в Центральной Азии снижается. Политически оно всё еще остаётся значительным, однако не подтверждается в экономической сфере. Можно использовать терминологию А.Д. Богатурова и охарактеризовать позиции России таким образом: геополитические контуры сферы влияния России в Центральной Азии не совпадают с геоэкономическими, в результате происходит размывание первых. Что касается ориентации самих центральноазиатских государств, стратегическое видение построения отношений с Россией есть только у Казахстана и Кыргызстана. Три другие республики – Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан рассматривают вопросы укрепления сотрудничества с Россией конъюнктурно, то есть в зависимости от конкретных ситуаций и при возникновении конкретной необходимости.
Отвечая на главный вопрос курса, происходит ли формирование на постсоветском пространстве региональной подсистемы международных отношений, ответ относительно стран Центральной Азии видится следующим: о формировании региональной подсистемы международных отношений между Россией и ННГ Центральной Азии говорить преждевременно. Тенденция к созданию подсистемы наблюдается только во взаимодействии между Россией и Казахстаном. Возможно, к процессу присоединится Кыргызстан, однако пока еще его связи с двумя вышеперечисленными государствами не носят системного характера.
Использованная литература.
Абдуллаев Е. Устойчивое неравновесие: отношения с Россией в политике Узбекистана.// Журнал «Международные процессы», intertrends.ru
Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике. //Восток (Oriens). 2005. № 1. – сс. 102-118
Бисенбаев А.К. Не вместе: Россия и страны Центральной Азии. – СПб.: Питер, 2011
Загорский А.В. Внешнеполитические процессы в СНГ // Современные международные отношения / под ред. А.В.Торкунова. – М.: РОССПЭН, 2000.
Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. – М., 2008.
Международные отношения в Центральной Азии: события и документы. А.Д.Богатуров, А.С.Дундич. В.Г.Коргун и др.; отв. ред. А.Д.Богатуров - М.: Аспект Пресс, 2011 г.
Малышева Д.Б. Безопасность Центральной Азии в условиях глобального кризиса. // Состояние и перспективы взаимодействия России со странами Центральной Азии и Закавказья : сборник статей. / отв. ред. Г.И. Чуфрин. - М.: ИМЭМО РАН, 2009.