Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разделение властей в РФ. Горизонтальное и вертикальное разделение властей. Особенности разделения властей в России



Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной,исполнительной и судебной.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Согласно статье 11 Конституции РФ [5] государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

вертикаль - это подчинение всех управленческих структур и ветвей власти - одному высшему органу или лицу - так устроены сильные президентские республики ( Россия, Франция ) , абсолютные монархии - эмираты, Сауд. Аравия, или диктатуры- КНДР, Иран, И др.

горизонталь это демократическое управление государством тремя независимыми ветвями власти- Законодательной - парламент, исполнительной- президент, премьер-министр, судебной- суды всех инстанций.

Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации:

во-первых, Конституцией Российской Федерации предусмотрено четкое распределение функций и компетенции между государственными, органами в соответствии с требованиями разделения труда по управлению делами государства;

во-вторых, Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;

в-третьих, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации. При этом никакой другой государственный орган Федерации не вправе осуществлять первичное нормативное правовое регулирования по вопросам, отнесенным к ведению Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции, и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции) в той части, которые отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации;

в-четвертых, исполнительная власть в Российской Федерации должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности, быть подотчетной либо главе государства, либо федеральному законодательному (представительному) органу государственной власти;

в-пятых, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них;

в-шестых, судебные органы в Российской Федерации независимы и пределах своих полномочий действуют самостоятельно;

в-седьмых, ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

в-восьмых, споры о компетенции в Российской Федерации решаются только в порядке конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным Судом Российской Федерации;

в-девятых, конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями, т. е. содержит взаимные "противовесы" для других властей.

Институты представительной и непосредственной демократии. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Опрос. Публичные слушания. Обращения граждан. Народная правотворческая инициатива. Собрания, сходы и конференции граждан.

Институты представительной и непосредственной демократии.

Среди органов государственной власти и местного самоуправления выделяются представительные органы – коллегии лиц, избранных непосредственно гражданами (в местном самоуправлении также негражданами, постоянно проживающими в данном муниципальном образовании и уплачивающими налоги). Характеризуя систему и деятельность таких органов, говорят о представительной демократии. Представительная демократия – это реализация власти народа через избранных им представителей, коллегиальные представительные органы (парламенты, законодательные собрания в субъектах федерации, иногда – в политических автономиях), через коллегиальные представительные органы местного самоуправления. Власть народа (в стране, в субъекте федерации, автономном образовании, в административно-территориальной единице, муниципальном образовании) реализуют и другие избранные населением органы и должностные лица (президент, губернаторы в субъектах некоторых федераций, старосты, мэры и др. в территориальном коллективе), но к системе представительной демократии по традиции относят только коллегиальные представительные органы.

Непосредственная (прямая) демократия – осуществление власти народом, решение народом вопроса, кто и на каких условиях будет осуществлять управление страной от имени народа (территориального коллектива в масштабах муниципального образования). Она находит свое выражение в выборах народом (избирателями) главы государства, парламента, а иногда и непосредственно премьер-министра (в Израиле по закону 1994 г.), органов местного самоуправления, в досрочном отзыве (прекращении мандата) избранных депутатов, некоторых других избранных должностных лиц (например, Президента в Австрии) по воле избирателей путем голосования, в принятии законов (местных решений) путем референдума, причем во многих странах законы, принятые референдумом, имеют преимущества по сравнению с парламентскими, в народной законодательной (правотворческой) инициативе, в различных формах участия народа в управлении государством. Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование, во время которых выдвигаются требования (в том числе политические) к государству, его органам, органам местного самоуправления, участие народа в осуществлении различных хозяйственных инициатив на бесплатной основе – это тоже формы непосредственной демократии.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления - это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный Закон 2003 г. закрепляет и такие формы непосредственной демократии как публичные слушания (ст. 28) и опросы граждан (ст.31). Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Несомненным достоинством Федерального Закона 2003 г. является закрепление перечня документов и вопросов, которые обязательно должны выноситься на публичные слушания. К ним относятся проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, проекты планов и программ о развитии муниципального образования.

Так, в Федеральном Законе 2003 года формам осуществления власти народа на местах посвящена Глава 5, которая называется «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». Она устанавливает такие формы, как: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, сходы, собрания и конференции граждан, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан, опрос граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству РФ, законам субъектов РФ (митинги, уличные шествия, пикеты, марши и другие).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.