Вопрос о соотношении право и социальной сферы является одним из ключевых и связан с такими понятиями как общее благо, справедливость и социальное государство. Различные мыслители предлагали собственную версию ответа о соотношении права и социального. В социальной утопии Платона, изложенной в сочинении «Государство» всеобщее благо понимается им как главная цель деятельности государства. При этом, под всеобщем благом понимается не счастье всех поданных государства, а их служение обществу. Справедливость понимается Платоном ни как равенство социальных статусов и социальных возможностей людей, а как разделение идеального государства на 3 сословия в зависимости от состояния души, профессии… (философы управляют, а воины – охраняют). Платон вводит своеобразный социализм для двух первых сословий, лишая их частной собственности и семьи для лучшего выполнения ими своих обязанностей. Аристотель – ученик Платона критиковал его идеальное государство как слишком единое, считая, что Платон напрасно лишил людей семьи и частной собственности, отобрав у них всякий мотив социальной активности. Аристотель определяет сумму частных благ отдельных людей как максимально возможное счастье, как можно большего числа людей. Аристотель, отстаивая правовое равенство как можно большего числа людей, в тоже время считал справедливым и оправданным имущественное неравенство, которое необходимо для полноценного развития общества. Каждый член полюса вправе рассчитывать на ту часть общего блага, которая пропорциональна его усилиями и способностям. Платон уделял законам второстепенную роль, либо не связывал их с реализацией социальной справедливости, то Аристотель впервые увязала закон и справедливость (разумное и обоснованное неравенство между людьми). Либеральные и социальные ориентиры в дальнейшем конкурировали между собой по вопросу о соотношении социального и права. Многие приверженцы правовой стороны считали, что именно закон является средством регулирования общественных отношений, призванным определить оптимальное распределение социальных богатств в соотношении между богатством и бедностью в обществе и обеспечить защиту с помощью закона малоимущих, бедных людей труда в широком смысле этого слова. Приверженцы либеральной стороны считают, что блага должны быть распределены естественным путем, и закон не может вмешиваться в распределение социальных богатств и устанавливать определенные соотношения между богатством одних и бедностью других, устанавливать какие-либо социальные гарантии, так как это противоречит естественному ходу социального развития, наносит ущерб экономического развития и не является справедливым. Многие представители обоих сторон предложили две противостоящие друг другу модели государств: минимальное гос-во (ночной сторож) у либералов и социальное государство у социально ориентированных мыслителей.
Минимальное гос-во – государство с ограниченной компетенцией и сферой ответственности, эффективное и дешевое, минимально вмешивающиеся в экономику и не затрагивающие социальную сферу.
Социальное гос-во напрямую соприкасается с правом поскольку требует большого числа законов, регулирующих положение дел в социальной сфере, включая законы о социальном страховании, о защите здоровья работника, о защите рабочего места и времени, об участии трудящихся в управлении производством и распределении прибыли, о защите и льготах определенных категорий членов общества.
Признаки социального государства:
- высокий уровень экономического развития страны
- социально ориентированная структура экономики
- использование государством различных программ
- активное перераспределение доходов через налогообложение и бюджет
- обеспечение равных стартовых условий и доступа к определенному уровню обеспечения социальными благами и социальной защиты, обеспечение высоких социальных стандартов.