Одной из форм осуществления государственной власти является государственный контроль. Государственный контроль возникает из необходимости государства управлять обществом. Контроль государства необходим для того, чтобы препятствовать анархии, преступности и другим негативным явлениям. Без эффективного государственного контроля немыслима сама государственная власть.
В истории независимой Республики Беларусь первый самостоятельный орган, для которого контроль являлся основной сферой деятельности (Контрольная палата), был создан в соответствии с принятым Законом от 13 марта 1993 г. «О контрольной палате Республики Беларусь». Этот контрольный орган нашел закрепление и в Конституции Республики Беларусь 1994 года.
Одновременно действовал Департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь, образованный постановлением Правительства от 23 сентября 1992 г., который в августе 1994 г. был преобразован в Службу контроля Администрации Президента, но они своего отражения в Конституции не получили.
Двойственность высших контролирующих органов характерна для большинства современных государств. Одни создаются при парламенте, другие - при правительстве. В США - это Главное контрольное управление Конгресса и административное бюджетное управление, а также «Совет по честности и эффективности» при Президенте. Во Франции - Суд счетов (Счетная палата) и Высший Совет по бухгалтерскому учету при Министерстве экономики и финансов. В ФРГ - Счетная палата и Федеральное финансовое ведомство.
Положения о государственном контроле нашли отражение в конституциях Австрии, Италии, Испании, ФРГ и других стран.
В западных европейских государствах объектом государственного контроля являются исключительно финансовые отношения.
В Конституции Республики Беларусь Комитету государственного контроля посвящена глава 8. Она состоит из трех статей, определяющих направления деятельности, порядок образования и назначения его руководителя (ст. 129-131).
Анализ Конституции позволяет утверждать, что Комитет государственного контроля не относится ни к одной из трех ветвей власти, он является самостоятельным государственным органом.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь призван осуществлять государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения (ст. 129 Конституции).
Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, заключать с ними соглашения.
Состав, порядок образования
И организация деятельности Комитета
Государственного контроля
В Республике Беларусь
По решению Президента территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах.
В структуру органов Комитета государственного контроля входят главные управления (управления), инспекции, отделы, а также секторы и группы.
В Комитетах государственного контроля областей и г. Минска также образуются коллегии в составе председателя комитета (председатель), заместителей (по должности) и других сотрудников территориальных органов Комитета государственного контроля.
Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органов Комитета государственного контроля. На заседаниях коллегий могут заслушиваться сообщения и объяснения руководи-
телей республиканских органов государственного управления, предприятий, объединений, учреждений и организаций, иных должностных лиц по вопросам, отнесенным к ведению Комитета государственного контроля.
Решения коллегий принимаются большинством голосов членов коллегии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. Коллегии Комитета государственного контроля и его территориальных органов вправе ставить вопросы перед соответствующими органами и должностными лицами об освобождении от занимаемых должностей виновных в нарушении законодательства, неисполнении решений государственных органов, нарушении государственной дисциплины. Решения коллегий принимаются в форме постановлений.
Основная форма деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов - проведение проверок (ревизий).
Комитет государственного контроля осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Беларусь, а его территориальные органы - на территории соответствующих административно-территориальных единиц.