Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание чрезвычайных судов Конституцией запрещено




Основная функция судебной власти - осуществление правосу­дия. Правосудие осуществляется специальными государственными органами - судами и реализуется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных, хозяйст­венных дел и конституционного судопроизводства.

Осуществление судебной власти только судом - важнейшая га­рантия обеспечения законности, прав и свобод граждан и организа­ций, их законных интересов.

Принцип независимости судей и подчинение их только за­кону(ст. 110 Конституции) направлен на укрепление независимости судей, ограждения их от какого-либо влияния со стороны и обязыва­ет судей при осуществлении правосудия руководствоваться лишь законом. Часть 2 ст. ПО Конституции устанавливает недопусти­мость вмешательства в деятельность судей по отправлению право­судия и предусматривает ответственность за такие действия в соот­ветствии с законом. Средства массовой информации, любые госу­дарственные и общественные органы, граждане не имеют права ока­зывать давление на судей с целью вынесения определенного реше­ния. Данный принцип означает, что судьи рассматривают передан­ные им дела самостоятельно, выносят решения только по исследо­ванным в судебных заседаниях доказательствах, на основе закона и внутреннего убеждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их избрания, назначения и осво­бождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственно­стью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение кон­кретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социаль­ным обеспечением судей.

Принцип недопустимости совместительства для судей, кро­ме занятия преподавательской и научно-исследовательской ра­ботой(ст. 111Конституции). В целях вынесения судьями законных решений, избежания зависимости судей от кого бы то ни было, Кон-


ституция запрещает им заниматься предпринимательской деятель­ностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподава­тельской и научно-исследовательской.

В ч. 2 ст. 111 Конституции указывается, что основания для из­брания (назначения) судей на должности и их освобождения преду­сматриваются законом.



В ст. 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» изложены требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.


Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должность из числа военно­служащих, имеющих воинское звание офицерского состава.

Судьей по административным делам и исполнительным произ­водствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший его порочащих поступков.

Практически аналогичные требования предъявляются к судьям хозяйственных судов.

Статья 116 Конституции устанавливает, что на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть назначены (избраны) высококвалифицированные специалисты в области права, имеющие, как правило, ученую степень. Предельный возраст -70 лет.

Совет Республики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда.

Все другие судьи, кроме шести судей Конституционного Суда, избираемых Советом Республики, назначаются на должность Прези­дентом. Судьи, назначенные впервые на должность судьи, назнача­ются бессрочно после 5 лет работы в качестве судьи.


Решение об освобождении судьи от исполнения обязанностей принимается избравшим или назначившим его органом с учетом за­ключения соответствующей квалификационной коллегии судей. В последних двух случаях освобождения судей от исполнения обязан­ностей заключение квалификационной коллегии судей не требуется.

Принцип осуществления правосудия на основе Конститу­ции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов

(ст. 112 Конституции) направлен на обеспечение законности в дея-


тельности судов. Суды, разрешая дела, применяют к ним действую­щие нормативные акты, но сами не создают правовых норм. Этот принцип тесно связан с предусмотренным Конституцией (ч. 2 ст. 112) положением, согласно которому суд, установив при рас­смотрении конкретного дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного норма­тивного акта неконституционным.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Всоответствии со ст. 113 Конституции дела в судах рас­сматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях -единолично судьями.

Суд рассматривает дела по первой инстанции в составе: одного судьи - гражданские дела, дела об административных правонаруше­ниях и дела, вытекающие из исполнительных производств, а также уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказа­ние в виде лишения свободы на срок до 10 лет; трех судей - уголов­ные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет, а также гражданские дела в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным за­конодательством и дела, рассматриваемые судебной коллегией по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь.

Рассмотрение дел в коллегиях соответствующих судов в касса­ционном порядке и в порядке надзора осуществляется в составе не менее трех судей.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, Президиум Верховного Суда, областного, Минского городского судов рассмат­ривают дела при наличии большинства членов Пленума или Прези­диума.

В хозяйственных судах дела по первой инстанции рассматри­ваются, как правило, судьей единолично. По решению председателя хозяйственного суда или его заместителя любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

Все дела в кассационных инстанциях хозяйственных судов об­ластей и приравненных к ним судов и надзорных инстанциях Выс­шего Хозяйственного Суда рассматриваются коллегиально. Дела в надзорной инстанции хозяйственных судов областей и приравнен­ных к ним судов рассматриваются судьей единолично.


При коллегиальном рассмотрении дела в состав хозяйственно! о суда должно входить трое или иное нечетное количество судей, один из которых председательствует при рассмотрении дела.

Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает все дела коллегиально.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.